Эффективность использования технологии И. Л. Литвинова на уроках татарского языка в начальных классах.
статья на тему

Вильданова Люция Ильдаровна

На протяжении многих лет я учила детей татарскому языку. В 90-е годы предмет "Татарский язык" только был введен в программу. Испробовав разные методики, следуя рекомендациям  авторов-разработчиков я нашла оптимальное решение для себя. Методические рекомендации И. Л. Литвинова мне очень помогли в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы29.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Эффективность использования технологии И. Л.                  Литвинова на уроках татарского языка в начальных классах.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения языков, в том числе и татарского. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми младшего школьного возраста, имитационные способности, любознательность, потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Татарский язык» в целом.

Поскольку на начальном этапе ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы. Однако при этом основным требованием к отобранному минимуму является его коммуникативная достаточность и приемлемость к условиям обучения предмету в начальной школе. Содержание обучения должно стать надежной базой для изучения татарского языка в последующих классах.

Чтобы научится говорить на татарском языке, учащиеся должны усвоить лексику языка, т. е. его словарный состав, а также научиться использовать ее в речи.

Учителя татарского языка с русским языком обучения сталкиваются  со значительными трудностями в организации его преподавания. Я для себя решила эту проблему, как только начала использовать в своей работе методические разработки и рекомендации И.Л. Литвинова.

Система И.Л. Литвинова имеет следующие особенности:        

-объем изучаемого лексико-грамматического материала ограничен минимально необходимым для устной речи;

 -учебники содержат большой объем тренировочных упражнений, повторяемых на протяжении урока;

-система организует, направляет, ориентирует на немедленное включение усвоенного материала в речевую деятельность;

-проводится параллель между фонетическими системами русского и татарского языков.

        По технологии Игоря Львовича Литвинова материал дается не по темам, а по определенной последовательности грамматических структур, которыми учащиеся овладевают одна за другой: только после овладения очередной переходят к следующей. К этим структурам привязывается все остальное: звуки, буквы, лексика, тексты. Целью является не воспроизведение заученного материала, а автоматизированное построение изученных структур и их понимание в речи другого.
 Распределение уроков является примерным: можно двигаться немного быстрее или медленнее. Главное – нельзя переходить к новому материалу, пока не усвоен старый.
 Уроки должны быть почти все заполнены речевой деятельностью учащихся. Отвлекаться на объяснения нужно как можно меньше – объяснение должно занимать 0,5% времени, а тренировка в говорении – 99,5%.
 Задача учителя – выработать автоматизированные навыки говорения. Поэтому нужно стремиться довести учащегося до беглого проговаривания любой фразы (если он произносит ее замедленно или неточно, делает фонетические ошибки – нужно требовать многократных повторов, до достижения беглости).
 Грамматическую структуру учащиеся усваивают в такой последовательности: вначале – повторение за учителем, затем – с его подсказкой, в конце – обязательно нужно довести до самостоятельного свободного употребления. 
 Обязательное условие достижения цели – обеспечение постоянной включенности всех учащихся в работу на уроке. Не только тех, кто хочет – а всех. Ни один учащийся не должен выпадать из урока. Учитель должен вести урок ярко, эмоционально, в живом темпе, говорить четко, ярко, выразительно.

По системе И.Л. Литвинова я работаю с 1997 года, тогда не было еще учебников разработанных на основе его методических рекомендаций. Однако, уже тогда работая по «Методическим разработкам» и строго следуя указаниям, я заметила высокий уровень знаний и заинтересованности у учащихся. Самое главное радуют результаты, которых достигают дети. Они легко отвечают на вопросы, задают их сами, переводят и пересказывают тексты без заучивания, даже в первое занятие над ними. Как и рекомендует автор, я никогда не тороплюсь, если дети не усвоили материал, и он не вошел в словарный запас. Над одним и тем же текстом мы проделываем большую работу: читаем, я проверяю их первичное понимание, разбираем непонятные слова, предложения, отвечаем на вопросы, сами задаем вопросы по тексту (это одно из самых сложных заданий для детей младшего школьного возраста), пересказываем от другого лица, в другом времени и т.д. С появлением учебников к разработкам И.Л. Литвинова наша работа облегчилась, теперь родители дома тоже могут контролировать работу своих детей. Конечно, работать по системе Литвинова это очень большой труд. Ведь 99,5% времени говорить на уроке совсем не просто, учитель должен ежедневно готовить задания, постоянно просматривать словарь, чтобы какое-либо слово не выпало, не забылось учащимися. Велика роль и помощь родителей, поэтому на первое же собрание я всегда прихожу к классу, в котором мне предстоит работа. Сообщаю родителям требования и условия, которые необходимо создать и помощь, которую они должны оказать своему ребенку.

Работа по системе И.Л.Литвинова дает высокий процент качества знаний учащихся. В сильной группе до 90% усвоения изученного материала. В настоящий момент в группе, в которой я работаю качество знаний 91%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)              ...

Новогодняя сказка "Репка" на татарском языке для начальных классов татарской школы

Русская нородная сказка "Репка" в  измененном виде на новогоднему празднику  для начальных классов  татарской школы...

Использование здоровьесберегающих технологий на примере физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе для введения и закрепления лексики

Работа содержит теоретический материал по теме и подборку стишков для проведения физкультминуток по различным темам программы, которые могут быть полезны моим коллегам....

Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах.

Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе....