Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (1, 2, 3 класс)

Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_tsifrovyh_tehnologiy_v_slovarnoy_rabote.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах

Слайд 2

В.А.Сухомлинский говорил: « Методы применяемые в учебной и воспитательной деятельности, обязаны активизировать интерес у ребят к постижению окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости знания, радости творчества, радости общения.»

Слайд 3

« Дитя мыслит образами, звуками, красками.» Помня слова К.Д.Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот не лёгкий труд заменил интерактивная доска, возможность которой намного выше, чем классная доска.

Слайд 4

Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Слайд 5

В качестве примера, я ба хотела остановиться на опыте изучения словарных слов на уроках русского языка.

Слайд 6

Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер.

Слайд 7

Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа: I . Предъявление нового слова. II . Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника. III . Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Слайд 8

Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее обучающимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.

Слайд 9

Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки Возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного Молочка даёт? к о рова 1. Отгадывание загадки.

Слайд 10

2. Картинный диктант ябл о к о

Слайд 11

3. Узнать предмет по описанию. Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли. Л О ПАТА

Слайд 12

3. Отгадать ребусы, кроссворды. Г О РА Е ЛЬ

Слайд 13

5. Работа по перфокартам. в круг п года в сток мес ц чу ство здра ствуй сп сибо

Слайд 14

6. Предъявление слова- синонима или антонима. быстро медленно конец начало справа слева

Слайд 15

7. Анаграмма урожай жаурйо огород доогор овощи щоиво

Слайд 16

тетрадь, автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, пенал, телефон, карандаш; помидор, морковь. солома, 7. Нахождение лишнего слова в строке.

Слайд 17

8. «Собери слово». Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок, се…одня. Суб б ота, м е дведь, до р ога, п е сок, се г одня. БЕР Е Г

Слайд 18

Игра «Собери слово из слогов» пус ка та роз мо тор трак

Слайд 19

9. Игра «Угадай слово» Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-» го- род реть рох ризонт

Слайд 20

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Слайд 21

ЗА Я Ц Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

Слайд 22

Проговаривание слова по слогам (орфографическое проговаривание) З Е М-Л Я- НИ-КА

Слайд 23

Уточнение лексического значения слова а) Обращение к толковому словарю тетрадь слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. б) через контекст(выявление многозначности слов)

Слайд 24

Этимологическая справка Слово трамвай Трам фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам вай что в переводе с анг. языка означает путь.

Слайд 25

Включение нового слова в активный словарь А) подбор синонимов и антонимов Б)подбор однокоренных слов В)составление словосочетаний Г)составление предложений

Слайд 26

л и с и ца

Слайд 27

Запоминание правописания слова

Слайд 28

Картинки- ассоциации П М И Д О Р К Р З И Н А П Р Т Р Е Т

Слайд 29

2.Слова ассоциации г А зета- бум А га д И рект О р – кр И к, р О т з А вод – труб А ин Е й – б Е лый, сн Е г к А пуста – з А яц к А рандаш – гр А нь, бум А га к А рман – дыр А к О рабль – в О лны, б О цман, к О к м А шина – шин А с О бака - хв О ст

Слайд 30

3. Рифмовки-ассоциации Я лениться не привык, Я учу родной я зык. Вам советую, друзь я : « Я зык» пишите с буквой « Я ».

Слайд 31

4.Запоминание правописания групп слов, связанных тематически РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА

Слайд 32

5. Разделить слова на слоги медвежонок, воробей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака.

Слайд 33

6. Записать по алфавиту соловей, ворона, петушок, петух, воробьиха, сорока, воронёнок, воробей, ворон, соловушка, воробушек Поставь в словах знак ударения, подчеркни буквы, которые надо запомнить или проверить

Слайд 34

Птицы и звери: воробей ворона петух сорока соловей заяц корова лисица медведь собака воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты можешь предложить? 7. Разделить слова на группы

Слайд 35

Дикие и домашние животные: заяц лисица медведь соловей воробей ворона сорока петух корова петух собака Птицы:

Слайд 36

III этап Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами

Слайд 37

1 . Картинный диктант Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности: называют изображённый предмет; объясняют правописание слова; записывают слово; ставят знак ударения; выделяют в нём безударную гласную.

Слайд 38

2.Слова с «окошками» Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой. г * рой адр * с ур * жай р * кета ябл * к * п * нал

Слайд 39

3.Выборочный диктант Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку: женского рода ( капуста, огурец, помидор ) единственного числа (коньки, хоккей, лыжи) 1 склонения (запад, сирень, осина) Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной. По шоссе едет автомобиль . Ребята развели у реки костер . Дежурный следит за порядком в классе .

Слайд 40

4.Зрительный диктант Этапы работы 1)слова записываются на доске; 2)выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4)записываются по памяти. Подбор слов 1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь) 2) слова группируются по определённой орфограмме (безударная гласная я за я ц, я зык, земл я ника )

Слайд 41

з е м л я н и к а г о д и н а р о м с д а 5. Разгадывание кроссворда

Слайд 42

6. Творческий диктант Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России (Москва); инструмент, которым забивают гвозди (молоток); диван, кровать – это…? (мебель)

Слайд 43

7. Найди ошибки в словах. Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.

Слайд 44

Таким образом, словарно- орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Слайд 45

АНАЛИЗИРУЯ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАФИОННО- КОММУНИКАТИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЮТ: Обеспечить положительную мотивацию обучения; Проводить у роки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; Обеспечить высокую степень дифференциации обучения; Повысить объём выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; Усовершенствовать контроль знаний; Рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...

Доклад на тему "Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени"

    Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы ...

тексты для работы на уроках русского языка 4 класс

Эти тексты взяты из художественных произведений. Они помогут учителю разнообразить подачу учебного материала....

Словарная работа на уроках русского языка 4 класс

Готовый материал для проведения этапа словарная работа. на уроках русского языка...