Моделирование на уроках как средство формирования познавательных УУД
презентация к уроку (1 класс) по теме

Карпуша Наталья Викторовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon modelirovanie.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование на уроках как средство формирования познавательных УУД Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Автор - составитель: Карпуша Наталья Викторовна, учитель начальных классов. 1кв.категории г. Советский 2014 год

Слайд 2

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул. Моделирование в обучении необходимо по ряду причин: чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися методами познания и способами учебной деятельности; для формирования у школьников полноценных умственных действий; для формирования научно – теоретического стиля мышления; для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.

Слайд 3

Использование деятельности моделирования на уроках слушания Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель урок слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремлении к самостоятельному общению с книгой. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение и т. д. Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) используется метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Слайд 4

- сказка - рассказ - стихотворение Жанры обозначаются фигурами:

Слайд 5

- пословица - загадка - басня

Слайд 6

Темы чтения замещаются цветом: - о Родине о приключениях, волшебстве, фантастике - о природе - о животных - о детях

Слайд 7

В.Сутеев Под грибом Модель первой страницы обложки: Фамилия автора Тема и жанр Заголовок

Слайд 8

Использование "заместителей" героев Заяц З Волк В Медведь М «Заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком. Д Б К З В М Л Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Слайд 9

Моделирование на уроках литературного чтения На уроках литературного чтения модели помогают запомнить и воспроизводить большие объемы текстов.

Слайд 10

Практические задания: Задание 1 Определите сказку и сказочный персонаж по словесным моделям. Круглый, съедобный, живой. (Колобок из сказки «Колобок»). Земноводное, принадлежит царскому роду. (Лягушка из сказки «Царевна – лягушка»). Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения. (Мышка из сказки «Курочка – ряба»). Задание 2 Заполните модель к сказке «Репка».

Слайд 11

Задание 3 Определите, какой сказке принадлежит следующая модель. женщина цветок девочка жаба крот эльф ласточка жук полевая мышь Задание 4 Сравните модели обложек. Что в моделях общего? Чем они различаются? Е. Пермяк Торопливый ножик В. Осеева Печенье

Слайд 12

Моделирование на уроках русского языка

Слайд 13

Живёт она в норке В подполье, в каморке. Серая малышка Кто это? ы а Зимой спит, Летом ульи ворошит. е е Практические задания: Задание 1

Слайд 14

Задание 2 Выпишите слова, к которым подходит эта модель. Мишка, вишни, речка, яхта, леска, дочка, юнга, нитка, елка, сетка, чашка, весла, мешки, яшма. Задание 3 Выберите модель, которая подходит к слову. ЖИРАФ УДАЧА ЕНОТ

Слайд 15

Моделирование на уроках математики Учащиеся получают первоначальные представления о каждом из 4 арифметических действий – сложении, вычитании, умножении и делении. При этом удобным средством помогающим ребенку на первом этапе являются фишки (фишки в виде кружков – 20 красных и 20 желтых). Их можно использовать как стандартную модель, с помощью которой дети легко научаться выбирать необходимое арифметической действие для решения любой простой текстовой задачи.

Слайд 16

Практические задания: Сложение: По тропинке идут 3 гуся, а за ним 6 уток. Сколько птиц идут по тропинке? 3 + 6 = 9 Вычитание: На кусте было 6 ягод. Созрели 3 ягоды. Сколько ягод еще не созрели? 6 – 3 = 3

Слайд 17

Умножение: Мальчик расставил своих оловянных солдатиков в 2 ряда по 3 солдатика. Сколько солдатиков у мальчика? Три и три – это 6 По 3 взять 2 раза – это 6 3 * 2 = 6 Деление: 8 слив разложили поровну на 2 подноса. Сколько слив на каждом подносе? 8 разделить поровну на 2, то получиться 4 8 : 2 = 4

Слайд 18

Задание Подберите карточку с фишками к каждому рисунку.

Слайд 19

Задание Слушайте и выкладывайте фишки. ДЕВОЧКА – МАЛЬЧИК - Поют две девочки и 6 мальчиков. Прыгают семеро детей. Среди них 3 мальчика и 4 девочки. Танцуют 4 девочки и столько же мальчиков.

Слайд 20

Моделирование на уроках трудового обучения Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Моделирование может иметь такие этапы: определение объекта моделирования; подготовка рабочих чертежей; составление плана работы, подбор материала; выполнение намеченного плана.

Слайд 22

Практическое задание: Выполните из бумаги модель конверта.

Слайд 23

Вывод Моделирование помогает вооружить ребенка такими приемами, которые позволяют ему при самостоятельной работе быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не сравнивая себя с другим, выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и следовательно, решения задачи. При систематическом применении метода моделирования на уроках учащиеся добьются следующих результатов: изучат следующие виды моделей: рисунок, краткую запись, схему, чертеж, таблицу; научаться применять в одной и той же задаче несколько видов моделей; сравнивать несколько моделей между собой; выбирать из множества изученных моделей наиболее подходящую к предложенной задаче; анализировать, дополнять или упрощать предложенные модели.

Слайд 24

литература 1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.- М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009. 2. Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994. 3.Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987. 4.ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Педагогический проект "Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".

Мотивы являются  психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация.  Что нужно сдел...