Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием педагогических мастерских.
статья по теме

Елена Владимировна Фадеева

Всегда ли знает педагог, что нужно дать воспитанникам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и педагогу, и воспитаннику, и его родителям. Решать эту проблему помогает технология педагогических мастерских

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях отделения дополнительного образования детей «Компьютер для всех» с использованием педагогических мастерских.

"Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Так записано в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

Модернизация - социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования. Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре ее - свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Всегда ли знает педагог, что нужно дать воспитанникам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и педагогу, и воспитаннику, и его родителям. Решать эту проблему помогает технология педагогических мастерских.

Технология педагогических мастерских – это особый способ организации деятельности обучающихся, способствующий развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического и творческого мышления.

Основные принципы организации педагогических мастерских:

  1. Равенство всех воспитанников, включая педагога
  2. Создание личностной мотивации в процессе деятельности
  3. Самооценка, самокоррекция, самовоспитание
  4. Чередование индивидуальной и коллективной работы
  5. Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов
  6. Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата

Технологию французских педагогических мастерских использую с 2002 года для организации изучения нового материала, обобщения и систематизации. На чем основан такой выбор? В первую очередь на целевых установках технологии:

  • Каждый ребёнок продвигается своим путём
  • Приоритет процесса познания над знанием
  • Деятельность ребёнка в центре образовательного процесса.
  • Знать, означает созидать.
  • Обучение происходит в пространстве творческой увлечённости и свободы.

 Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает занятие в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:

  •     Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств воспитанника, создание личного отношения к предмету обсуждения. Педагог на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.
  •     Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Педагог расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
  •     Третий этап – социоконструкция: работа воспитанников в парах по построению определённых ранее элементов. Педагог организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
  •     Четвёртый этап – социализация: выступление воспитанника в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Педагог организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
  •     Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ воспитанников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Педагог организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
  •     Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Педагог предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание воспитанников на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого педагогу необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (педагог организует групповую работу воспитанников с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Воспитанники на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
  •     Седьмой этап – рефлексия. Здесь педагог инициирует и активизирует рефлексию воспитанников по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

    Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.     Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких занятий. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению. Занятия в режиме мастерской – это занятия откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

    Перед педагогом – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с воспитанниками; не ставить оценки, не ругать и не, но при этом дать почувствовать каждому ребенку его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Мастер - класс  показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...