Эффективность интеллектуального развития младших школьников
статья на тему

Статья "Эффективность интеллектуального развития младших школьников" о способах приобретения интеллектуальных действий с помощью выполнения множества разнообразных развивающих заданий, приводящих к пониманию учебного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.

Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.
высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения. Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель.

Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.

На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.

Учитель:

– Что видите на доске?

Дети:

– Слова, имена существительные.

Учитель:

– В чём их особенность?

Дети:

– Имеют Ъ и Ь знаки.

Учитель:

– Какую работу можем с ними выполнить?

Дети:

– Разделить на две группы: с Ъ и с Ь знаками.

Учитель:

– В какой части слова пишется разделительные Ъ и Ь знаки.

Дети:

– В корне слова – Ь, после приставок – Ъ.

Учитель:

– После каких букв и перед какими пишутся эти знаки?

Дети:

– После согласных, перед гласными.

Учитель:

– Давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы сделали вывод? Стр.68.[1]

Фрагмент урока математики во 2 классе.

Тема: Конкретный смысл умножения.

На доске помещены карточки с суммами:

5+4+3
13+13+13
53 +35
12+12+12+15

4+4+4+4
11+6+11
33+33+33
7+7+7+7+7.

Учитель:

– Что записано на доске?

Дети:

– Суммы.

Учитель:

– Что вы можете сказать про них?

Дети:

– Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые.

Учитель:

– Какую работу можно выполнить с этими суммами?

Дети:

– Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все остальные.

1 группа:

13+13+13,
4+4+4+4,
33+33+33,
7+7+7+7+7.

Учитель:

– Может быть кто – нибудь знает, как короче записать эти суммы?

Дети: …

Учитель: Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и вычитания?

Дети:

– Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю.

Учитель:

– Давайте попробуем ответ для решения нашей проблемы найти в учебнике на стр. 69 [2]. Дети читают вывод. Значит, каким действием мы можем заменить сложение в 1 столбике?

Дети:

– Умножением.

Учитель:

– А можем ли это сделать с суммами 2 столбика?

Дети:

– Нет, потому что слагаемые не равны между собой.

Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий.

Использование творческих заданий на каждом этапе урока.

Рассмотрим это на примере простой задачи.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Сколько всего грибов у детей?

Изучение нового материала.

5+4. Чему равно значение этой суммы?

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Cколько всего грибов у детей?

Учитель:

– Чем похожи эти задания?

Дети:

– Числами 5 и 4.

Учитель:

– Чем отличаются?

Дети:

– Есть вопрос, которым заканчивается математический рассказ.

– В 1 задании нужно найти только ответ, а во 2 задании нужно догадаться какие действия нужно выполнить.

Учитель:

– Верно, потому что задание справа называется задачей. В ней никогда не указывается, каким действием её нужно решить.

Закрепление.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички.

Поставьте вопрос к условию задачи.

Измените условие так, чтобы задача стала составной.

Домашнее задание.

Сделайте рисунок, схему к задаче.

Составьте подобную задачу.

Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала.

Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии РО формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"

В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...