Описание опыта работы.
статья на тему

Эльканова Кегала Руслановна

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Последние три года я работаю над темой «Личностно-ориентированное обучение в начальных классах в условиях  введения  ФГОС НОО».

Для реализации данной темы мной был разработан план мероприятий, рассчитанный на весь этот период и охватывающий различные стороны учебного процесса. Методическая работа оказывает влияние на успешность. Цель моей работы определяется как развитие системы образования, ориентированного на обучение, воспитание и развитие детей способных к активной интеллектуальной деятельности, что предполагает:

- качественно-новое формирование системы образования, предпрофильная подготовка и профильное обучение;

- выработка и реализация качественного нового, личностного и развивающе-ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

- внедрение инновационных технологий обучения;

- диагностирование и прогнозирование развития школьников;

- создание условий для предметно- нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованную в зависимости от возрастной специфики развития.

  Я строю свою профессиональную деятельность, выдвигая следующие цели:

1) Расширение кругозора учащихся, формирование умения работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения;

2) формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры;

3) формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития личности ;

4) дифференцированный подход к обучению; 

5) переход к личностно- ориентированной педагогике; 

6) создание условий для развития коммуникативных компетенций  у учащихся.

Основные цели обучения:

1.     Создание прочной базы знаний учащихся по изучаемым предметам Государственного стандарта образования.

2.     Формирование положительного отношения к учению путем повышения степени мотивации учения ( осознание пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся)

3.     Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов.

4.     Овладение доступными им способами, навыками учебной деятельности.

5.     Создание условий для максимального проявления способностей и склонностей учащихся.

6.     Высокий уровень воспитанности учащихся.

7.     Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

В"Концепции модернизации российского образования», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается,  что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Коммуникативная компетенция- это одна из ключевых компетенций, необходимых человеку для достижения успеха в его дальнейшей жизни.

 я работала над проблемой развития коммуникативной компетенции учащихся начальных классов. Почему эта проблема так актуальна сегодня?

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание  следует уделять организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий.

Эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.

   С учетом этого, ставила перед собой следующие задачи:

- изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

- обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;

- планирование и организация работы по формированию информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

. Вопросы, касающиеся путей реализации задач развития коммуникативных компетенций были обобщены и представлены в виде выступления на МО учителей начальных классов  школы. Проблема развития коммуникативных компетенций через проектную деятельность на уроках окружающего мира и литературного чтения была обозначена в качестве темы самообразования, а также в виде выступления на районном семинаре учителей начальных классов.

    Результатом моей работы стало то, что учащиеся:

- научились уважительно и творчески обращаться со словом;

- появилась потребность в самостоятельной творческой работе;

- повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;

- ученики  умеют пользоваться словарями;

- самостоятельно работают с текстом;

- показывают неплохие результаты при проверке техники чтения;

- повысилась степень самостоятельности при работе с дополнительными источниками;

- повысилась инициативность учащихся и их познавательная мотивация;

- развился опыт исследовательской- творческой деятельности.

В 2006 я начала работать по программе « Школа России». Выбор программы дело сложное и главная проблема- это переход к новой программе, привыкание к ней. Работая над темой формирования коммуникативных компетенций у младших школьников, мне приходилось самой подбирать элементы современных педагогических технологий, нестандартные формы уроков, т.к. в рамках программы по которой я работала, на тот момент они не были предусмотрены. Изучая УМК « Школа России» в СМИ, на страницах Интернета, по отзывам практикующих учителей, посмотрев презентацию данного УМК, я выделила для себя ряд преимуществ по отношению к другим программам начального образования.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов УМК «Школа России» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков.

   Особенностями содержания обучения по УМК «Школа России» является то, что предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Программа предусматривает стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель.

 Существенно отличается и построение учебников. Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.

Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий и тренинговых листов в учебниках представляют учащимся пространство самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности. Система творческих заданий направлена на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей. В каждом учебнике УМК «Школа России» предлагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Научно-теоретическим основанием концепции учебно-методического комплекта "Школа России" являются работы отечественных психологов, педагогов, дидактов, посвященные рассмотрению общих дидактических и педагогических подходов к созданию учебников и содержанию образования, возрастных возможностей усвоения знаний и формирования учебной деятельности младших школьников, проблем развивающего обучения и др.
Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования, базисного учебного плана, опираются на "Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребенком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании,       самообразовании.       

Проработав 9 лет по данному УМК могу сделать вывод, что: средствами УМК возможно создать комфортный и результативный процесс обучения, предоставить условия для формирования и развития  у учащихся интереса к учению, продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно- воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. УМК предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей младшего школьника так как в нем оптимально сбалансированы репродуктивная и исследовательская, творческая деятельность, индивидуальные и групповые формы активности. Мне удается обучать детей, не подавляя их, не тормозя их развитие, а несколько опережая его и тем самым, подтягивая каждого до наивысшего в данный момент уровня развития его возможностей. Расположение учебного материала, замечательные рисунки не только делают учебники яркими и образными, но и помогают учащимся в усвоении предметного материала, что немаловажно на сегодняшний день, когда проблема качества школьных учебников особенно в начальной школе, является одним из актуальных вопросов образования.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения.

Свои уроки строю разнообразно, интересно, вовлекая учащихся в активный учебный процесс, создаю проблемные ситуации, даю дифференцированные задания с учетом уровня знаний, способностей учащихся, развиваю логическое мышление, умение выражать и  отстаивать свои мысли. Провожу нестандартные уроки: уроки – путешествия,  уроки мини- путешествия ( разворот каждого учебника- это маршрутный лист, по которому учитель вводит детей в новую тему или закрепляет изученное), уроки - игры, уроки- экскурсии: « Моя школа», « Во дворе школы», « Вот и лето прошло», « Дорога в школу» и др.. В прошедшем учебном году провела урок-КВН по русскому языку для учителей начальных классов. Уроки математики построены на принципах творческого овладения учебным материалом, проблемных вопросах, на задачах повышенной трудности, а богатый геометрический материал помогает развивать пространственное воображение, дает возможность вычленить из общего частное. Особенность программы по математике дает возможность для групповой, коллективной работы, когда включаются в нее и самые слабые учащиеся. 

Наиболее эффективным технологиями  по формированию ключевых компетенций, а в частности коммуникативных считаю экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии. Кратко опишу их использование в своей педагогической практике.

Широко использую в своей работе личностно- ориентированное обучение, которое обеспечивает самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. Каждый ученик в классе имеет свое мнение и каждый ученик должен быть услышан. Очень осторожно, бережно отношусь к каждому сказанному мной слову на уроке, чутко и внимательно выслушиваю мнение каждого ученика, стремлюсь создать такую атмосферу, которая позволит не только увлечь ребят, но и поможет возбудить их желание выработать свое собственное мнение, пусть даже неожиданное.  В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие: исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей; у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и  уделять больше внимания сильным; осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании; в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;  главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Система дифференцированных заданий в тетрадях и учебниках УМК «Школа России» используется на каждом уроке. Малыши уже сами могут рассчитать свои силы для выполнения какого- либо задания и если ему трудно выполнить его сегодня, то он выполняет его через два- три урока и радостно сообщает, что у него все получилось. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. Цель игры- обеспечить переход к учебным задачам. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие : « Хлопки», « Твердый- мягкий», « Идем на День рождения».Для уроков математики готовлю игры на отработку состава числа « Домики», « Собери елочку» и др.. В 4-ом классе я провела простой эксперимент. Один урок провела в традиционной форме,  другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. Если ребенку интересен урок, то и усвоение материала более продуктивное. Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий: использование физкультминуток (дети охотно сами проводят их), психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику, а так же дифференцированный подход к домашним заданиям. Особые возможности по применению современных педагогических технологий предоставляет мне УМК « Школа России». Это использование коллективных, групповых, парных методов работы в рамках каждого предмета и на каждом уроке, дифференцированный подход в обучении. Это один из первых учебно-  методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов. Проектная деятельность в контексте УМК «Школа России» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Разворот содержит не только тему проекта, но и своеобразную подсказку, облегчающую подготовку проекта. Дети уже в 1 классе на страницах « Букваря» знакомятся с проектной деятельностью. По завершении изученной темы им предлагаются несложные, но очень интересные задания: « Придумай свою азбуку на пальцах», « Составь фруктовую азбуку», « Буквы из природного материала». Защита проектов по завершении темы « Наша речь» проходила в несколько этапов.  Работы были представлены на классной выставке. Это и рисуночное письмо другу, и ребусы и шарады, и веселая азбука, и буквы из различных материалов.  Они послужили дидактическим материалом при изучении следующей темы.

В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер.  Поэтому  для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися. Использую ИКТ при подготовке к урокам, изготовлении дидактического материала: тестов, памяток для работы с родителями и обучающимися, алгоритмов работы и т.д. Различные мультимедийные программы я использую на своих уроках: презентация « Моя школа», на  родительских собраниях: презентация УМК « Планета знаний». Таким образом, инновационные технологии в моей практике дают мне возможность: повысить уровень профессионализма,  обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,  выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,  с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

При проведении уроков и внеклассных мероприятий использую стратегию и тактику продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество, партнерство с помощью таких способов как: дискуссии, обсуждения задач предметно- познавательного, предметно- коммуникативного плана, свободу самовыражения, вовлечение детей в активную самостоятельную деятельность. С уважение отношусь к мнению ученика, принятию его точки зрения. Благодаря такому взаимоотношению ученикам на моих уроках интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, формулировать вопросы, а не только отвечать на них, т.е. им хочется занимать активную коммуникативную позицию. Своей задачей вижу осуществление помощи ученику увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность в плоскость творческой. Именно поэтому урок превращается в сотрудничество. Для такого взаимодействия использую в работе разнообразные типы уроков, разнообразные формы опроса: фронтального и индивидуального, выборочного и углубленного. Стараюсь внести в задания элементы самостоятельного поиска, так создается проблема в обучении, что является важным основанием для активной мыслительной деятельности. Это задания на исключение лишнего, группировку слов, предметов, анаграммы, ребусы, шарады и т.д. Учитываю образовательные потребности детей проводя индивидуальную работу с теми учениками, у которых что- либо не получается, индивидуально- групповую работу чтобы вспомнить неусвоенную тему. Использую дифференцированные задания по степени оказания помощи ученику, по степени самостоятельности учащегося при выполнении заданий. Так же использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на развитие личности. Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся происходит через активное привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, выполнению докладов, проектов, КТД. Творческие работы учащихся использую в учебной и внеклассной работе, что повышает их значимость в глазах учеников. Например, результатом коллективной работы детей 2 класса на уроке труда  стала поделка « Разноцветная черепаха»- это теперь пособие которое с детьми помогает нам на уроке математики при изучении состава числа и является гостем на уроках окружающего мира, которая приносит полезные советы. Детские проекты учеников 3 класса по теме « Никто не забыт» помогли нам оформить классную книгу о родственниках, которые участвовали в ВОВ и ознакомиться с жизнью людей в тот тяжелый период. С творческими докладами ученики 3 класса выступили на «Празднике осени» и рассказали об осенних признаках по своим наблюдения. Все детские работы оформлялись в форме книг, выставок, подарков родителям. Каждый ребенок видел свою значимость, свою роль в том или ином деле. Говоря о результатах работы, считаю важным отметить, что выше перечисленные формы взаимодействия способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений, способностей работать в коллективе. За время работы я вижу , как развиваются  в моих учениках навыки умения учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые для успешного обучения. Благодаря такой работе дети активно участвовали не только в классных мероприятия, но и в общешкольных и районных конкурсах «Марш Парков», « Дорога глазами детей» , «Дары осени», «200 лет со дня рождения М .Ю. Лермонтова», «День города Карачаевска» и др.

Для эффективно использования времени детей и учителя на уроке и вне его используется ряд методов, приемов, а так же элементы современных технологий перечисленных выше: работа в группе, в парах, дифференцированный подход к обучению. Стремлюсь, чтобы теоретический материал на уроке был как можно прочнее усвоен, теорию подкрепляю практикой репродуктивного и дедуктивного характера, разбираю выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнять самостоятельно. Применяю в своей практике перспективные методические приемы для развития креативных способностей учащихся: заполнение таблиц по результатам работы в парах на окружающем мире, тесты по всем учебным дисциплинам, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств на уроках литературного чтения, методы проектов. Модульные технологии на уроке литературного чтения побуждают детей к взаимоконтролю, отрабатывают умение оценивать других. На уроках русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира, считаю эффективным для рационального использования времени применение памяток, алгоритмов действий. Уже с первого класса мои ученики знакомятся с алгоритмом выполнения работ над ошибками по письменным предметам. Для каждого ученика были распечатаны памятки « Как работать над ошибками». Поначалу эта работа занимала много времени, но постепенно этот вид работы превратился в самостоятельный вид деятельности, и у меня появилось время для оказания индивидуальной помощи нуждающимся ребятам, и для контроля выполнения заданий тех детей, которые работают с опережением. На уроках русского языка словарная работа ведется блочно (по Тоцкому), что тоже предоставляет возможность для учителя работать индивидуально с учениками. Например, даю детям задание: « Запишите самостоятельно по памяти словарные слова по теме « Школа» и обозначьте их склонение». Дети самостоятельно выполняют это задание, у меня есть время для индивидуального контроля выполнения задания отдельными учениками в процессе их работы.

 Перечисленные выше методы и приемы, применяемые на уроках в начальной школе не только способствуют развитию навыков самообразования, но и помогают рационально использовать время на уроке, а так же организовывать во время учебных занятий сотрудничество учащихся и учителя, побуждают интерес к изучаемой теме, снижает утомляемость детей.

Одной из важнейших задач своей профессиональной деятельности считаю развитие интереса  учащихся к предметам, изучаемым в начальной школе. Познавательный интерес- основа обучения. Он вызывает эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность. У младших школьников уровень познавательного интереса, как правило, достаточно высокий. Вопросы : « Как? Когда? Почему?»- можно слышать постоянно. Для поддержания познавательного интереса у учащихся и его развития я использую на своих уроках элементы технологий критического мышления, проблемного обучения, интеграции предметов гуманитарного цикла ( литературное чтение и окружающий мир, литературное чтение и русский язык, математика и окружающий мир, математика и литературное чтение). Для развития интереса к русскому языку и литературному чтению включаю в урок исторические, этимологические справки. Включаю в урок занимательные моменты: кроссворды, ребусы, загадки, викторины. Использую нестандартные уроки, конкурсы. Применение дискуссионных заданий помогает пробудить ситуативный интерес пассивной части учащихся к изучаемой теме. Решению этой задачи способствует так же активное привлечение учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий по предметам. Использую разнообразные формы работы с мотивированными учащимися: индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам, к проведению предметной недели.

 Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у ряда учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла. Привлечение современных педагогических технологий и их приемов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной деятельности, формирует личную ответственность за результат своей деятельности, учитывает индивидуально- возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно- ориентированным. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения по развитию интереса учащихся к предметам школьного цикла. Ученики класса являются   не только постоянными участниками школьных олимпиад по русскому языку, математике и литературному чтению, но и победителями, занявшими призовые места..

Успешное обучение по образовательной программе предполагает наличие у детей определенного уровня готовности к ее усвоению. Однако, опыт показывает, что данного уровня не определяется у части детей, поступающих в 1 класс. Поэтому на занятиях особое внимание я уделяю личностно ориентированному обучению через реализацию методики дифференцированных заданий, поисковую и исследовательскую работу. Для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с отличающимися возможностями и склонностями вовлекаю таких детей в различные творческие конкурсы- сочинения по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру « Мое лето», « Наш питомец», « Письмо Деду Морозу» и др.; проекты « Моя семья», « Никто не забыт»; интеллектуальные игры, конкурсы чтецов « Милая мама»,  олимпиады. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной сложности, нестандартных формах работы с учебным материалом. Именно с этой целью организую кружковую работу по предмету « Веселая математика». Для отдельных учащихся класса особый интерес вызывают задания из рубрик учебников и тетрадей УМК « Школа России»: интеллектуальный марафон, творческие задания, информационного поиска, задания  вариативной части. Особенно отрадно то, что ученики 1 класса знают, в какой момент урока им следует обратиться к этим заданиям и умеют с ними работать.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Динамика качества знаний по предметам соответствует требованиям программы.

Одной из главных задач в моей работе  над темой « Формирования коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов в условиях ФГОС НОО»  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время. При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Для контроля знаний использую  практические работы, самостоятельные работы, отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты. Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания, а также межпредметные задания- метод проектов. Введение мониторинга и повсеместное стандатизирование форм оценивания продиктовало необходимость систематического применения тестирования. Тестовые задания использую на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира начиная с 1 класса по темам изученного материала. При разработке тестовых заданий учитываю развивающие и обучающие цели темы, контроль уровня понятий и рефлексии. Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе « учитель- ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала. В рамках модульных уроков по литературному чтению обучаемые вырабатывают навыки самооценки. Работа в парах и группах  учит детей взаимопроверке, взаимопомощи.

Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики - контролирующей работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. С 2009-10 учебном году ввела в свою практику « Папку индивидуальных достижений учащихся». Вместе с первоклассниками вносим в нее материалы: листы диагностики по письму, результаты замеров по технике чтения, проектные работы, результаты наблюдений за учеником, анкетирования. Когда дети видят результаты своих работ, им хочется добиваться новых результатов. Материал  используется при проведении родительских собраний, что вызывает большой интерес со стороны родителей. В 1 классе безотметочная система обучения, но отследить результативность обучения мне помогают листы диагностики по письму, математике. Чтобы стимулировать интерес ребенка к учебе, открыть перед ним перспективу развития, обеспечить согласие учащихся с выставленной отметкой обязательно использую оценочное суждение. Важно оценить не только знания учащихся, но и их внимательность, прилежание. Я  использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение, диктант, контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки). При проверке знаний и умений я  учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне: подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;  учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности. В конечном итоге овладение методиками системного контроля обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность.

Каждый учитель, наверное, хотел бы, чтобы в его коллективе, классе была благоприятная психологическая атмосфера. Для создания такой атмосферы в своей работе я стараюсь соблюдать следующие условия: каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности, у каждого должно быть сформировано положительной отношение к себе, каждый должен уметь дружить, члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, уметь разрешать конфликтные ситуации. Для создания благоприятной атмосферы в коллективе использую методы:

- наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка ( сжатые кулаки- состояние враждебности, скрещивание рук- защитная реакция и т.д.)

- беседы с учащимися м родителями ( что рассказывает ребенок о жизни класса родителям, как отзывается об отношениях в коллективе)

- анкетирование детей и родителей по изучению психологического климата в классе.

 Диагностика показала, что дети пришли в 1 класс с низкой мотивацией к учению. С целью повышения учебной мотивации мною были запланированы и проведены индивидуальные беседы с учащимися, групповые формы работы, направленные на формирование интереса к учебному процессу, оформлены стенды для родителей « Как повысить мотивацию к учению у ребенка», проведены консультации с родителями. Анкетирование родителей будущих первоклассников более целесообразным считаю проводить еще в период подготовки детей к школе. Таким образом, на момент поступления детей в первый класс у меня уже имеются сведения о социальном статусе семьи, увлечениях детей, физическом здоровье. И воспитательную работу в классе можно планировать с учетом  анализа данного анкетирования.

  Совместно с психологом школы была проведена проективная методика «Несуществующее животное» с целью исследования актуального психологического состояния учащихся в первом полугодии 2 класса. Итоги диагностики показали, что тревожность испытывает 10% опрошенных, страхи – 3%, агрессивные формы психологической защиты использует 2% опрошенных. В ходе консультации родители получили рекомендации психологического характера, касающиеся снятия напряжения у учащихся. С детьми, испытывающими тревожность, страхи, агрессивные формы защиты были проведены беседы, групповые и индивидуальные тренинги по снятию чувства тревожности, напряжения. Результаты методики «Атмосфера в группе» показали, что психологический климат в 3  классе на конец учебного года благополучный. Но учащиеся считают, что им не хватает согласия. Два человека из опрошенных некомфортно чувствуют себя в классе. По итогам диагностики учащихся 2  класса были проведены мероприятия, направленные на сплочение коллектива. В первом полугодии 3 класса (2014-15 уч. год) совместно со школьным психологом будут проведены ряд мероприятий по развитию учебно - познавательных мотивов. На таких занятиях дети будут обучатся жизненно важным навыкам общения. На основании проведенных мониторинговых исследованиях в 2 классе ( 2013-14 уч. год) на тему « Психологическое здоровье класса» был сделан следующий вывод, который констатирует рост позитивной комфортности и сплоченности коллектива. После анализа проведенных диагностик и анкетирования предпринимаю шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через некоторое время анкетирование или диагностирование повторяется, чтобы убедиться, насколько предпринимаемые шаги были эффективны. Организация общего пространства, совместное с детьми и родителями создание « дизайна» кабинета- один из путей улучшения психологического климата в коллективе. В 3 классе совместно обсудив как сделать кабинет наиболее привлекательным, пришли к выводу, что часть идей возможно реализовать сразу ( переставить мебель, расставить цветочные горшки), а часть идей требует дополнительных средств и усилий ( замена занавесок, покраска пола). Совместные прогулки, походы, экскурсии, посещение спектаклей, кинотеатров с последующим анализом увиденного, оформление стендов и альбомов также сближает меня с детьми,  детей друг с другом и с родителями. Младший школьный возраст благоприятен для систематического и последовательного воспитания детей. Для создания благоприятной обстановке в коллективе использую различные формы воспитательной работы: классные часы, утренники, игры- путешествия, викторины, конкурсы, беседы с элементами игры и т.д. Во время проведения и подготовки внеклассных мероприятий стараюсь раскрыть индивидуальные особенности детей, их коммуникативные качества, интеллект. Дети с удовольствием выступают в концертных программах, участвуют в конкурсах, спортивных соревнованиях. Отношения в классе доброжелательные. За любую работу и поступок стараюсь поощрить, поддержать, тактично указать на ошибку. В коллективе у каждого ученика есть свое дело, свои обязанности. Психологическая атмосфера на уроке эмоционально устойчивая и поддерживается за счет уважения личности ученика, уважения его мнения ( пусть даже ошибочного), взаимном доверии ученика и учителя, чувством такта учителя ( не оттолкнуть, подбодрить).

Для меня  план профессионально-личностного развития как педагога, нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности, повышению  эффективности обучения предмету, способствовали  бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в обучении детей. Занимаясь самообразованием согласно личному плану саморазвития,  мною достигнуты  положительные результаты в работе, доказывающие то, что  у моих учеников формируется новая система, знаний, умений и навыков; развивается самостоятельность учеников, что способствует повышению эффективности обучения школьников. Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали  моему  профессиональному росту как учителя. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Работая учителем более 9 лет, стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень. В 2014 году прошла профессиональную переподготовку в КЧИПКРО..

В 2007 году прошла  обучение на курсах  в качестве слушателя программы INTEL.

С целью поиска современных методов и технологий в обучении, изучения передового педагогического опыта по организации различных форм уроков, по вопросам обучения и воспитания обращаюсь к педагогическим периодическим  изданиям и методической, педагогической литературе. Регулярно изучаю в Интернете информацию по интересующему вопросу, психологии. Педагогическая деятельность последних лет, прежде всего,  потребовала знакомства с публикациями о новых технологиях обучения, способах формировании ключевых  компетенций у учащихся, с новыми программами и концепциями обучения. Принимаю активное участие в методической работе школы, посещаю семинары, тренинги, конференций, уроки коллег. Заимствую интересные методические идеи коллег в ходе семинаров и конференций школьного и районного  методических объединений. Разрабатываю различные формы  проведения уроков, внеклассных мероприятий. Имею методическую копилку, где собраны доклады, выступления, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Охотно делюсь опытом работы с коллегами: выступаю на заседаниях педагогического совета, семинарах районного и школьного МО, круглых столах; регулярно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для коллег и родителей. Участвую в подготовке и проведении школьных олимпиад, предметных недель, внеклассных мероприятий. Являюсь наставником в практике студентов. В школе хорошо организована работа по взаимопосещению уроков учителями. С удовольствием посещаю уроки своих коллег, особенно учителей с большим стажем работ. Обмен опытом с коллегами также осуществляется через участие в дискуссиях, совещаниях. В 2007 году на  школьном МО выступила с докладом « Использование словарей как способ решения орфографических задач». В 2009 году на школьном МО выступила с докладом « Участие младших школьников в проектно-исследовательской деятельности». В 2007 году провела открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в форме КВН. В 2010 учебном году также провела внеклассное мероприятие- защиту детских проектов в форме «Возвращение домой». Выступления на педагогических советах дают мне возможность сверить, уточнить свои позиции, вести творческий поиск. С целью развития младших школьников, ориентацию на качественное обучение и воспитание детей разных образовательных способностей и возможностей изучаю новые методики и программы образования.

Большое значение придаю работе с родителями. Ведь все начинается с семьи. Знание педагогики, психологии позволяет находить компромиссы в педагогической ситуации, совместно с психологом школы и социальным педагогом оказывать психолого- педагогическую поддержку родителей в проблемных вопросах. Связь ученик- учитель- родители помогают осуществлять различные формы работы, направленные на сближение семьи и школы. Это и родительские собрания, индивидуальные беседы, посещения на дому, уроки для родителей, анкетирования, совместная организация и проведение мероприятий, соревнования, конкурсы. Большое внимание уделяю целенаправленной работе родительской общественностью класса. Сбор информации о семье воспитанника провожу еще до приема ребенка в школу через анкетирование, беседы с родителями будущих первоклассников. Интересуюсь семейными увлечениями, проблемами в воспитании ребенка, талантами взрослых и детей. Полученную информацию в соответствии с анализом и прогнозированием использую для составления плана работы с детьми, включая в него пожелания сотрудничества с родителями. Большую помощь в оформлении кабинета, классных газет, поздравительных открыток оказывают именно родители класса. Охотно участвуют в мероприятиях, конкурсах- экспромтах, подготовке проектов. С помощью родителей были организованы экскурсии в рамках классного часа « Профессии», где родители представляли свою профессию и объект работы: библиотека, телевидение, Дом культуры, милиция, художник. Проведение КТД « Мастерская Деда Мороза» позволило родителям провести мастер- класс по изготовлению новогодних игрушек, которыми украшали классную елку к празднику и пообщаться не только со своим, но и со всеми детьми в классе. По окончании учебного года родителям вручаю письма- благодарности за воспитание детей, за активное участие в жизни класса. На родительских собраниям использую листы- опросники, на которых родители пишут интересующие их вопросы и пожелания анонимно, если задать вопрос открыто им по какой- то причине трудно. К следующему собранию анализирую вопросы, пожелания и отвечаю на них. Темы собраний носят актуальный характер для жизни детского коллектива в данный период. Например, после диагностирования детей по методике « Мой дом», с целью выявления близкого им круга людей было проведено собрание « Учимся строить отношения», « Воспитание ненасилием в семье» для сближения детей и родителей. Диагностика « Мой счастливый день- это когда…» выявила эмоциональную неустойчивость среди учащихся, поэтому родителям были предложены памятки по установлению эмоционального благополучия детей на собрании « Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром». Для родителей же был предложен опросник с несколькими вопросами по данной теме, проанализировав который, мною были даны индивидуальные рекомендации отдельным родителям. Собрание в 1 классе с использованием ИКТ « Презентация УМК « Школа России» помогло ознакомить родителей с учебным комплектом, особенностями работы по учебнику, требованиями программы. Для вовлечения учащихся в деятельность по интересам, с учетом индивидуальных способностей и особенностей развития, в том числе получения дополнительного образования были проведены родительские собрания на базе Музыкальной школы, Спортивной школы. В результате данной работы были охвачены 100% учащихся класса дополнительным образованием: посещением спортивной школы, танцевального кружка, вокальной группе, музыкальной школе. Для продуктивного взаимодействия с родителями были также организованы собрания- встречи с врачом- педиатром по интересующему вопросу о вакцинации детей. Для контроля неблагополучных семей и детей из группы «риска» были проведены неоднократные посещения на дому совместно с социальным педагогом школы и родительским комитетом класса, что помогло выявить причины пропусков занятий, убедить их в необходимости приобретения знаний, настроить детей на учебу, вовлечь их в жизнь коллектива. Информирование родителей об учебных достижениях детей осуществляется не только через дневник, но и через диаграммы по результатам техники чтения, развитию орфографической зоркости учащихся в конце учебной четверти, поскольку часто от родителей можно услышать вопрос: « А как мой ребенок на общем фоне класса?». Диаграммы представлены не с фамилиями учащихся, а с номерами. Каждый из родителей видит уровень развития ребенка и совместно, мы стараемся скорректировать работу по нужному направлению. Используемые мною формы работы помогают вовлечь большинство родителей в жизнь класса, школы, наладить межличностные контакты, а значить повысить результативность педагогической деятельности. Для более успешного взаимодействия с родителями планируется использование современных форм и методов с использованием ИКТ по информированию об учебных достижениях, проведению родительских собраний.

 Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ  обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования. В числе таких проблем отмечу следующие:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся;
  • разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;
  • неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность. Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности. Я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой работы с  учащимися, при использовании которой они были бы погружены в атмосферу, требующую размышлений, рассуждений, грамотного изложения своих мыслей, т. е. могли бы применить все свои знания на практике. Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. Метод проектов никак не противоречит  принципам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется при этом интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить их для решения поставленных в проекте задач, что и способствует самореализации личности. Желание   самостоятельно разработать тему проекта часто оказывается более результативным, чем требования к ученикам со стороны родителей и учителей хорошо учиться и получать  отличные и хорошие оценки. Проектные работы детей представляют собой одновременно и один из способов контроля учащихся, которому в рамках учебного процесса придается огромное значение, поскольку...

  • результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях;
  • выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения;
  • проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.

 Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5–6 классах можно наблюдать явления дезадОптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми и т.д.

Для разрешения проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы  обращаюсь также к методам учебных проектов как к технологии развития умения учиться. Использованный мной метод проектов в 3-4 классах, на мой взгляд, помог моим выпускникам успешно адаптироваться в 5 классе, найти общий язык с преподавателями и учениками старших классов, так как у них были развиты навыки коммуникативной компетенции. В этом учебном году я начала работу по УМК « Школа России»-  одним из первых учебно- методических комплектов, который взял на вооружение метод проектов. В учебниках комплекта представлены творческие, информационные и практико- ориентировочные проекты по темам близким к учебным. Работа над проектами в них уже предусматривается с первого класса, что дает возможность моим ученикам на ранних этапах обучения повысить степень самостоятельности, выйти за рамки объемов школьных предметов, выработать, активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

Существующая сегодня проблема развития мотивированных детей в полной мере не находит  пока своего решения. Для разрешение этой проблемы   оказываю методическую помощь родителям, стараюсь совершенствовать педагогические условия, оказывать достаточное психолого -  педагогическое сопровождение способных и мотивированных учащихся.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....