Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе
статья на тему

Лепп Елена Федоровна

Диагностико - аналитическое сопровождение

образовательного процесса на первом этапе обучения в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностико - аналитическое сопровождение

образовательного процесса на первом этапе обучения в школе

 «Чтобы воспитать человека во всех отношениях,

нужно знать его во всех отношениях»

Осознав свои достоинства и недостатки,

растущий человек сам начнёт сознательно

влиять на своё развитие.

К.Д. Ушинский

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет). Называется это время периодом адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед учителем задачу выбора соответствующих диагностических средств.

Большинство авторов, исследующих проблемы адаптации, приводят различные наборы методик. Однако, как правило, все эти подходы объединяет одно обстоятельство: речь идет об углубленном индивидуальном обследовании.

Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители?) и по каким критериям выявляет ту или иную группу детей. Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, – в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности, как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере.

Все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед учителем задачу проведения массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.

В процессе комплексного изучения отношения детей к школе, их готовности к обучению, адаптации к школе в первые недели обучения, немаловажна педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей в школе. Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность и др. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Выбор методик для массового исследования адаптации должен соответствовать требованиям:

  • измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;
  • полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей учителя на причины возможной дезадаптации;
  • быть экономичной по форме проведения и затратам времени.

Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  • происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;
  • формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения;
  • эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.

Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Аспекты диагностирования

Характеристики

Методы и методики

Этап диагностики в предшкольный период

Общее развитие ребенка

Психическое развитие ребенка, способность к подражанию, выраженность двигательной координации.

Тест Керна — Йирасека

Сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой

Тест Керна — Йирасека

Наличие учебных навыков у ребенка

Наблюдение, беседа с ребенком

Этап диагностики начального периода обучения в школе

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психических расстройств

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Анкетирование родителей

Методика “Цветная школа”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Цветная школа”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Цветная школа”

Анкетирование родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Цветная школа”

Таким образом, для оценки готовности к обучению и успешности адаптации первоклассников необходимо:

  • протестировать каждого ученика на предмет общего развития в дошкольный период с помощью методики Керна - Йирасека;
  • проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью за прошедший период;
  • опросить, провести анкетирование родителей;
  • проанализировать, как учителю, учебную деятельность каждого ученика;
  • провести групповое обследование первоклассников с помощью методики «Цветная школа», анкеты «Карта наблюдений за состоянием ребёнка» для родителей.

Проведение методики Керна – Йирасека показало результаты.

Высокая готовность к обучению в школе наблюдается у 5 человек (Мандрикова Ю., Трофимова М., Бутенко А., Хомидова К., Грицакова В.).

Средний уровень готовности отмечен у 9 человек (Кооп Р., Кривоногова В., Мирошников В., Кравченко Н., Головачева В., Рожденственская Е., Фатьянов В., Свистунов Д., Феер П.).

Низким уровнем обладают 5 человек (Белан А., Силин Ж., Мурзаков К., Кривоногов В., Щербак Д.).

2 человека рекомендуются к дальнейшему медико-педагогическому обследованию (Сорих А., Доровских К.).

Представим наглядно результаты методики на диаграмме (Рис.1)

Рис.1 Результаты методики Керна-Йирасека

Проанализировав данные медицинской статистики, за период проведения наблюдений и диагностики, т.е. за период 1 четверти, заболевания выявлены не были.

Анализ учебной деятельности ребенка, с точки зрения учителя, показал, что некоторые ученики соответствуют более высокому уровню, чем результаты первой диагностики. Высокую готовность учитель отмечает у Мирошникова Вовы, Фатьянова Влада, Свистунова Дениса, Рождественской Лизы, а средний уровень показал Мурзаков Кирилл. Важно, что Силин Женя, наоборот, перешел в категорию детей для дальнейшего МП обследования.

Групповое обследование первоклассников при помощи методики «Цветная школа» показало следующие результаты.

  1. Детям нравиться в школе 100% .
  2. Школьные правила нравиться выполнять 95.2%

.не нравится выполнять Сорих Артему.

  1. Писать буквы нравиться -95.2%

НЕ нравиться писать Свистунову Денису.

  1. Читать нравиться  95.2%

 НЕ нравиться читать Сориху Артему

  1. Считать и решать нравиться 100%
  2. Взаимоотношения с учителем- 100 %-да
  3. Взаимоотношение   с одноклассниками 75%- да

Не нравиться -25 %. Нет отметили Феер Павел, Мандрикова Юлия, Грицакова Валерия, Кривоногов Вадим, Кооп Рауль, Силин Женя. Сорих Артем отметил  да и нет).

Сопоставив результаты методики «Цветная школа» и «Карты наблюдения за состоянием ребенка» родителями в период адаптации отмечено, что 90,5%  учащихся класса относятся к группе полной адаптации, категория неполной адаптации присвоена 9,5% класса (Шварев Н., Свистунов Д.). Учащихся с дезадаптацией не выявлено.

Представим наглядно полученные результаты на совмещенной диаграмме (Рис.2).

Рис.2. Сравнительные результаты

В результате проведенной работы можно сделать вывод, детям нравится учиться в школе, выполнять школьные правила, учиться писать, читать, считать и решать, во взаимоотношениях с учителем изменений в численных данных не произошло, эмоциональная обстановка в классном коллективе улучшилась, что подтверждено ответами родителей и самих учащихся, также из наблюдений учителя.

Важно, что значение с высоким уровнем (полной адаптацией) изменилось с 24% до 90,5%. Показатели определяют положительную динамику в отношении адаптации к школе.

Нужно отметить, что отсутствие учащихся с дезадаптацией определено лишь двумя методиками (сам ученик и его родитель), но по первой диагностике - тесту Керна-Йирасека, и учителем они по-прежнему рекомендованы для обследования МП комиссией (Сорих А., Доровских КСилин Женя.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу...

ПРОБЛЕМА НЕРАЗВИТОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...

Помощь ребёнку в освоении написания букв на первом этапе обучения.

Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма.  Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический. К...

Консультация для родителей. Упражнения по развитию слухового восприятия на первом этапе обучения

У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятии. Целенаправленные занятия обычно проводит сур­допе...