Помощь ребёнку в освоении написания букв на первом этапе обучения.
статья по русскому языку (1 класс)

Кокарева Татьяна Степановна

Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма.  Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический. Каллиграфический навык — это навык красивого и правильного написания букв и их соединений в словах. Как я учу детей красиво писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokareva_statya_.docx344.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Помощь ребёнку в освоении написания букв на первом этапе обучения.

            Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма.  Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический.            Каллиграфический навык — это навык красивого и правильного написания букв и их соединений в словах. Графический навык – это навык обозначения звуков на письме соответствующими буквами, навык установления соотношений между звуками, единицами звучащей речи, и буквами – специальными значками, служащими для обозначения звуков на письме. Орфографический навык – это навык правильного письма, предусматривающий соблюдение при письме норм русского правописания, орфографии.

              В период обучения грамоте я стараюсь работать над тем, чтобы учащиеся овладели написанием всех букв русского алфавита, научились правильно соединять их в словах,  освоили простейшие правила и нормы русской графики и орфографии и научились соблюдать их при письме.

             Процесс формирования навыков письма проходит в процессе длительной систематической и целенаправленной тренировки.

  Из опыта работы знаю, что урок письма – это трудный предмет в 1 классе.

  Чтобы ребёнок захотел учиться, ему должно быть интересно.

             Я поставила перед собой цель: формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.

     Для достижения этой цели разрешаю ряд задач:

1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, поддерживаться строки, соблюдать поля.

2. Научить осмыслять слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки.

3. Сформировать чёткие образы графического изображения письменных букв.

4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой.

5. Научить записывать слова и предложения из 3-4 слов после звукобуквенного анализа.

6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.

В моей работе мне помогают определённые принципы письма:

  Принцип наглядности обеспечивается с помощью демонстрации процесса письма на экране, образцами букв из наждачной бумаги, плакатами для обводки букв, прописей.

  Принцип сознательности достигается разъяснением приёмов и последовательностью написания букв, упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочётов (работа в парах).

  Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности.

Принцип учета индивидуальных особенностей позволяет наблюдать за работой учеников, учитывая их осанку, зрение, моторику. 

     Я использую такие методы обучения:

   Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных мною на специальных листах (дети обводят их ручкой, листы предназначены для многократного использования).

 Линейный метод. Это точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв, которые дети видят на специальных листах.

 Генетический метод позволяет изучить буквы более простые, а затем более сложные.

Ритмический (тактический) метод — это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе (считаю я и дети).

  В своей работе использую разные методы и приёмы обучения детей письму, но предпочтение отдаю копировальному и линейному методам.          Главное при копировании – это правильные движения руки при письме.  Дети видят буквы правильного начертания. Закрепляют навык соединения букв. Линейный помогает запомнить пропорции высоты, ширины букв, расстояние между ними.

На первом этапе обучения письму, я использую следующие упражнения:

D:\Users\User\Desktop\Буквы\20181204_122626.jpg

Эти упражнения помогают детям почувствовать наклон, высоту букв, начинается формирование правильно держать ручку, правильно сидеть.

        Упражнения 2 группы помогают детям успешно овладеть графическим навыком письма. В упражнениях есть подсказки: как написать букву, как правильно их соединить. (При написании букв дети забывают, как писать буквы, как их соединять).

                    Работая с упражнениями, ученики обводят элементы букв ручкой, упражнения могут использоваться много раз.

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134140.jpg

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134218.jpg

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134246.jpg

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134319.jpg

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134349.jpg

               Упражнения 3 группы помогают перейти к работе в тетради в широкую разлиновку.

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_134435.jpg

Немало важное значение в формировании навыков письма играет работа с буквами и цифрами из наждачной бумаги (буквы и цифры обводятся указательным пальчиком).

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_135205.jpg  D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\20190104_135541.jpg

D:\Users\User\Desktop\Буквы\20181205_121712.jpg  D:\Users\User\Desktop\Буквы\20181205_121800.jpg

Результат моей работы.

  • Упражнения позволяют снять перегрузку обучающихся, делают учебный процесс менее напряжённым.
  • А следовательно, учёба сохраняет здоровье детей.
  •  Дети быстрее адаптируются к школьному процессу. Они перестают бояться уроков письма.
  • Из своих наблюдений, вижу, как радуются ребята, когда у них получается красивое письмо.
  • С увлечением обводят буквы из наждачной бумаги на фоне музыки.
  • С удовольствием работают с плакатами, где каллиграфически правильно изображены буквы, их соединения, слоги, слова(плакаты составлены опираясь на содержание прописей  В.Г.Горецкого и Н.А.Федосовой).

   Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребёнка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия. 
   Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказывается на формирование мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком. 
  ФГОС изменил не только образовательный процесс, но и место ученика в нём. Ребёнок в процессе обучения должен быть не тем, кого учат, а тем, кто учится.

      Чтобы ребёнок захотел учиться, ему должно быть легко и интересно.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе...

Общешкольное родительское собрание «Роль опыта осознанной регуляции деятельности на первых этапах освоения профессии»

Тема выступления "Роль опыта осознанной регуляции деятельности на первых этапах освоения профессии"...

Консультация для родителей. Упражнения по развитию слухового восприятия на первом этапе обучения

У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятии. Целенаправленные занятия обычно проводит сур­допе...

методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому. Дистанционное обучение.

Урок-плакат для дистанционного обучения4 чтение и №4 письмо Люби все живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов...

методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому. Дистанционное обучение

Плакат-урок чтение №5 и письмо №6 Ненужен и клад когда в семье лад. Слог и ударение.Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Для дистанционного обучения....

Методическое пособие по грамоте 1 класс. Поурочная разработка. Учебник Азбука 1 часть 1 класс. Прописи 1 и 2 часть. Алгоритм написания букв по Горецкому.Дистанционное обучение

Плакат-урок №6 чтение и письмо № 7 Согласие крепче каменных стенн.Тренировка пишущей руки и письмо элементов букв. Короткая наклонная линия с закруглением. Дистанционное обучение....