Общешкольное родительское собрание «Роль опыта осознанной регуляции деятельности на первых этапах освоения профессии»
статья на тему

Волкова Наталья Павловна

Тема выступления "Роль опыта осознанной регуляции деятельности на первых этапах освоения профессии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на общешкольном родительском собрании.

Тема : «Роль опыта осознанной регуляции деятельности на первых этапах освоения профессии»

В связи с объективной необходимостью повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, нам представляется важным изучение закономерностей и механизмов развития субъектных качеств человека, важная рольв становлении которых, принадлежит регуляторному опыту.

Выяснение роли регуляторного опыта в успешности профессионального обучения поможет отыскать пути повышения эффективности регуляции деятельности в процессе профессиональной подготовки, формирования субъектности будущего специалиста.   Актуальность изучения вопроса о регуляторном опыте человека определяется и тем,что он находится на стыке поиска средств разрешения двух проблем: саморегуляции произвольной активности и индивидуального опыта человека.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

         Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

          В каком деле школьник сможет добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы он максимально раскрыл свои способности? Ответы на эти вопросы особенно важны в нынешнее время, когда развитие самых различных областей нашего бытия  (экономики, техники, науки, культуры, спорта) все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от степени раскрытия его дарований.

          Что же принято понимать под способностями? Это индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения деятельности. Психологи-исследователи доказали, что высокий уровень общих способностей во многом обуславливает успешность выполнения человеком самых различных специальных видов деятельности. Б. М. Теплов, рассматривая данный вопрос, обратил внимание на то, что выдающиеся музыканты, художники, писатели были широко одаренными людьми: А. С. Грибоедов обладал наряду с поэтическим музыкальным талантом и способностями к живописи; Ф. Шопен был актером, живописцем, поэтом; литературными и актерскими способностями обладал Дж. Россини. Обобщая большое количество подобных фактов, исследователь пришел к выводу о многосторонности проявления способностей, что относится не только к высокоталантливым людям.

         Среди многочисленных форм работы в данном направлении особое место занимает деятельность школьного НОУ, основными задачами которого является выявление и развитие интересов учащихся в различных областях науки, выявление лидеров в интеллектуальной сфере, формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности и приобретение ими  умений выдвигать гипотезы, находить средства их адекватного изучения, ориентироваться в информационном пространстве.

Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- добровольность выбора темы учащимся;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

          Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин. В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работы осуществляемой в НОУ имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:

– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.

– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

- возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.

          Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1)актуальность темы, недостаточность её изученности и важность в практическом отношении;
2)соответствие интересам учащегося-исследователя;
3)реальная выполнимость;
4)возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых в избранной науке;
5)обеспеченность необходимым количеством различных источников;
6)грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
        На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.
          В первые два-три месяца работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:
1) уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудности при составления списка используемых работ;
2) конспектировать основные положения литературного источника;
3) грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).
         Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем.
         Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
         Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, презентации, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.

            Использование полученного опыта позволяет превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности; развития их творческих способностей, умений и навыков; повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин,  подготовки учащихся к обучению в ВУЗе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании ЗОЖ"

ачество медицинской помощи – 10На родительском собрании рассматриваются вопросы от чего зависит воспитание здорового ребёнка? что влияет на формирование ЗОЖ. ...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

Родительское собрание "Роль семьи в досуовой деятельнсти"

В наше время родители уделяют мало времени своим детям. Это родительское собрание посвящено тому, чтобы привлеч родителей к воспитания своих детей....

Родительское собрание Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка

На собрании развивается интерес у родителей к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...