Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".
статья на тему

В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учителю организовать работу всех учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

«Формы коллективной работы на уроках в начальной школе».

   Задача учителя начальных классов, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету.

   В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учителю организовать работу всех учеников. Наиболее приемлемо в начальных классах общение в паре, которое проходит в виде диалога, а также общение в малой группе. В паре ученики проверяют друг у друга задание, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, могут изложить новый материал, закрепить его, повторить ранее изученное. При коллективном обучении коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива участвует в обучении своих  товарищей, когда половина учащихся говорит, а вторая половина слушает. Дети выступают то в роли учителя, то в роли ученика. Все учат каждого, и каждый учит всех по очереди до полного овладения материалом. При этом значительно повышается роль учителя, который наблюдает за учащимися и координирует работу каждой пары.     Много сил требуется учителю начальных классов для того, чтобы учащиеся овладели умением общаться в паре, научились внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей, а также объяснять так, чтобы тебя поняли и услышали, уметь задавать вопросы по прочитанному, записывать под диктовку в парах, учиться выделять главное,  объективно оценивать свою работу.

  При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

    Когда ученики научаться работать в постоянной паре, учитель может перейти к работе в парах сменного состава. Пара получает одинаковое задание, объясняет  его выполнение, а затем переходит к разным партнёрам, продолжая работать дальше. Напарники помогают друг другу, объясняют, проверяют, выслушивают, уточняют, т.е. идёт активное общение с разными партнёрами.

  Организуя работу в парах сменного состава, учитель готовит карточки с одинаковыми заданиями по числу учащихся в ряду. В начальных классах эта работа проходит в игровой форме «Пчёлки и цветочки», «Бабочки и цветочки», «Эскалатор», «Ручеёк». Суть игры «Эскалатор»,  «Ручеёк» заключается в том,  что ученики (первого или второго варианта) передвигаются с последней парты на предыдущую так, как движется лента эскалатора или течёт ручеёк. Когда в ряду решены все грамматические и орфографические задачи, дети меняются карточками с учащимися другого ряда.

  В игре «Пчёлки и цветочки» или «Бабочки и цветочки» учащиеся сидящие с правой стороны, получают карточки(учитель готовит 15 карточек на класс по числу парт). Это цветочки-«учителя». Ученики, сидящие слева -«пчёлки» или «бабочки», за ответ, доказательство получают отметки. После выполнения работы учитель получает карточки, т.е. оценивает знания «учителей».

  Очень интересны и полезны взаимные диктанты. Сначала один ученик, выступающий в роли учителя, диктует текст (он записан на карточке) своему товарищу, выполняется задание, затем другой ученик выполняет  роль учителя. Дети меняются тетрадями, проверяют работу соседа, карандашом исправляют ошибки. После самостоятельной работы идёт взаимная проверка по контрольной карточке. Каждый ученик исправляет ошибки в своей тетради. Работа в парах сменного состава по взаимному обмену заданиями предполагает и работу в малых группах. Общение в малых группах наиболее эффективно при повторении и закреплении изучаемого материала.

  Для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации.

  1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения  в детском опыте ещё не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные – свободные и творческие формы совместной работы учащихся.
  2.  При введении новой формы сотрудничества необходимо дать её образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь  ход работы, акцентируя форму взаимодействия

( например, фразы: «Ты  согласен?»,  «Не  возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»). Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

  1. При оценке работы группы следует подчеркнуть не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
  2. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четвёрками, шестёрками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
  3. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
  • недопустима пара из двух «слабых» учеников;
  • детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе(а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
  • если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидальных, ни, тем более, в публичных оценках;
  • нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбуждёнными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр»- звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

Данная проблема требует дальнейшей разработки, поскольку, научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся

могут переходить к обучению общения в парах сменного состава.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Статья Групповые формы работы на уроке в начальной школе

Даная статья поможет учителю при подготовке к парной и групповой форме работы на уроке, которая соответствует коммуникативно-деятельному подходу в обучении и позволяет активно вовлекать каждого ученик...