Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"
консультация на тему

Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1)личностные; 2)регулятивные; 3)познавательные; 4)коммуникативные.В современных условиях требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества возрастают. Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий. Как организовать групповую работу на уроке можно узнать из этого выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мошникова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 6 г. Мурманск

Выступление

Организация учебного сотрудничества младших школьников

  1. ВВЕДЕНИЕ

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1)личностные; 2)регулятивные; 3)познавательные; 4)коммуникативные.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.[1]

В современных условиях требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества возрастают. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления агрессии и враждебности по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

  1. ОСНОВНАЯ

Наиболее значительный вклад в создание модели обучения, основанном на учебном сотрудничестве, принадлежит Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову, а также их последователям: В. В. Рубцову и Г. А. Цукерман.

 Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:

1) пространственным и временным соприсутствием;

2) единством цели;

3) организацией и управлением деятельностью;

4) разделением функций, действий, операций;

5) наличием позитивных межличностных отношений.

2.1.Основные линии сотрудничества

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:

1) учитель — ученик (ученики);

2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе.[2]

 Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с самим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя). Но в любом варианте организации сотрудничества оно эффективнее индивидуальной работы. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.  При использовании её  на уроках:

  • возрастает глубина понимания учебного материала,
  • растёт познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
  • позволяет эффективно и рационально использовать время на уроке.[3]

2.2. Задачи организации групповой работы:

1. Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия. В 1 классе это функция контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование.

4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке "обучение" и "воспитание"; строить и человеческие, и деловые взаимоотношения детей.

2.3. Место групповой работы в учебной деятельности

Групповая работа может использоваться на различных уроках:

  • на подготовительном этапе изучения темы с целью отбора и систематизации материала, необходимого для последующего обобщения;
  • при изучении нового материала с целью овладения определенными теоретическими знаниями;
  • при обобщающем повторении с целью актуализации знаний по теме;
  • групповую работу можно применять при домашнем задании творческого характера.

2.4.Этапы обучения работе в группе

1 этап – подготовительный

 Я работаю по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Первоклассник не владеет учебными формами сотрудничества, значит, детей надо целенаправленно учить учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача. Этому способствует курс «Введение в школьную жизнь».[4] В течение 10 дней дети учатся, как необходимо взаимодействовать в различных учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь. Работа в этот период идёт в разных направлениях. Первое направление – способы поведения в разных ситуациях связаны со сменой партнёров взаимодействия:

  • ситуация «я» - индивидуальное действие (поднимать руку и молчать);
  • ситуация «все вместе» - хоровое действие всего класса, не требующее предварительного согласования точек зрения (отвечать сразу);
  • ситуация «мы» - действие в малой группе из 2 – 6 человек, требующее выяснения точек зрения всех участников и их согласования (поворачиваться к соседу и шёпотом сообщать ему своё мнение и/или спрашивать, что он думает).

Второе направление – способы поведения в разных ситуациях связаны с типами учебных заданий:

  • ситуация «знаю, могу действовать»
  • ситуация «не знаю, хочу спросить» (введение значка «?»);
  • ситуация «знаю, что в данных условиях действовать невозможно, хочу изменить условия» (введение значка «ловушка»).

Для обучения способам поведения в различных учебных ситуациях учитель вводит в детскую среду определённые нормы взаимодействия и средства для регуляции и саморегуляции их соблюдения (специальные знаки и жесты): «согласен» (+); «не согласен» (-); «не знаю, не уверен» (?); «восхищён» (аплодисменты).

Итак, первый этап обучения детей сотрудничеству направлен на создание атмосферы доверия и на выработку общекультурных норм дискуссии.

2 этап: групповая работа

Существуют различные  методы группового обучения, например, групповая дискуссия, мозговой штурм. Я остановлюсь на наиболее часто используемом в начальной школе методе кооперативного обучения. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. В 1-2 классах лучше всего делить детей на пары или тройки, в 3-4 классах - на группы по четыре человека.  

Существуют разные способы формирования групп или распределения учащихся по группам:

  • группы по желанию;
  • группы, сформированные лидером;
  • группы, формируемые педагогом;
  • «случайные» группы.

Группы по желанию – учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели работать, объединяются по взаимному выбору.

Группы, сформированные лидером, различаются в зависимости от того, каков лидер, который формирует свою группу. Лидер может назначаться либо педагогом, либо выбираться детьми.  

Группы, формируемые педагогом, комплектуются в соответствии с целями, которые ставит учитель на данном уроке. Педагог называет учащихся, которые будут работать в той или иной группе. Можно объединить «сильных», или успешных учащихся (для получения хорошего результата или исключения их из общей работы класса). Можно выделить учащихся с низким темпом работы (для возможности работы с «собственной скоростью»). Можно объединять учащихся с учетом личных склонностей и индивидуальных особенностей, используя конкретные символы (прикрепить к тетрадям или раздать определенные карточки).

«Случайные» группы – группы, формируемые по принципу случайности. Можно сформировать из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. В этом случае учитель может воспользоваться в соответствии со своими целями специальной рассадкой детей в классе (не сообщая причин им об этом). Можно предложить одному из учеников выйти к доске, повернуться спиной к классу. Учитель в это время походит к любому учащемуся, сидящему за партой, и просит ученика у доски, не глядя назвать номер (или цвет, название) группы, в которую отправится этот одноклассник. Можно использовать открытки или листы бумаги разного цвета: разрезать их на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.        

Педагог, при необходимости, может изменить состав группы, если несовместимость участников может послужить причиной конфликтов и «парализовать» работу группы.

Детей необходимо познакомить с правилами работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте другу.

 Большое значение для достижения успешности при совместном решении задач имеет чёткая дифференциация ролей. Как правило, среди участников групповой работы учащиеся выделяют следующие роли:

1)организатор – отвечает за работу группы в целом, распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы;

2)спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;

3)секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

4)критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения, подвергает сомнению мнение группы;

5)контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Во время решения поставленной задачи могут произойти изменения в ролевом функционировании группы. Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.          

2.5. Технология проведения групповой работы

1) Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
  1. Роль учителя в ходе групповой работы:
  • организатор учебного процесса, а не транслятор;
  • член классного коллектива, выполняющий особые функции (постановка общих целей, обеспечение необходимой информацией и т.д.), имеющий при этом особые права (например, право на остановку работы, на окончательную оценку и др.);
  • наблюдатель за взаимодействием учащихся в группах и в случае необходимости  - помощник (оказывает участникам группы помощь).

Несколько советов, чего не стоит делать  учителю при организации групповой работы.

Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).

Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе проявлений неудовольствия.

Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. [5]

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Они имеют ключевое значение для психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. От навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

Естественно, что  в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. -  Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

3.Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

4.Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1994. – 132 с.


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

[2] Зимняя И.А. Педагогическая психология. -  Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.

[3] Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

[4] Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1994. – 132 с.

[5] Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников

Аннотация:статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогическогоучебного сотрудничества младших школьников. В статьевыделены основные этапы технологии группового обучения.Автор делится опытом ра...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Выступление на РМО. Тема доклада: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке.

Тема выступления на РМО : Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке....

Презентация к выступлению на РМО "Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке".

Презентация создана для  выступления на РМО с докладом по теме: Обеспечение учебного сотрудничества младших школьников на уроке....