ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на тему
Формирование эколого-этических и эколого-эстетических потребностей в начальной школе через предметную и внеклассную деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В числе важнейших, глобальных проблем современности охрана природы занимает особое место. Это общечеловеческая забота, касающаяся всех живущих на земле. В связи с этим перед педагогами стоит важнейшая задача формирования у подрастающего поколения нового экологического сознания и, как следствие, эколого-этических и эколого-эстетических потребностей. Наша основная задача – научить ребенка именно взаимодействовать с природой, правильно воспринимать окружающую его действительность. И здесь учитель должен обладать высокой компетентностью как по общим вопросам экологического воспитания, так и конкретным методическим, учитывающим специфику и характер профессиональных обязанностей.
В учебном процессе экологическое образование и воспитание необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность отражается в следующих этапах:
- выявление ценностных свойств и качеств окружающей среды, состояние которых вызывает тревогу;
- определение экологической проблемы как выражение противоречия во взаимодействии общества и природы;
- характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
- практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
В соответствии с этими этапами мы в своей работе применяем специальные методы, средства и формы организации обучения. Сначала проводим беседы, используя игровые технологии. Для этого обращаемся к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают эмоции удивления, волнения, неподдельного интереса.
На этапе формулирования экологической проблемы особую роль отводим методам, стимулирующим самостоятельную деятельность учащихся по сбору и анализу фактов экологического характера, решению задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы. Это и написание сочинений, эссе, отзывов, в которых ребята выражают свое личное отношение к экологическим проблемам.
Решающее значение на всех этапах имеют приемы вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. Примером такой работы служит изготовление детьми кормушек для птиц, посещение городского зооуголка, занятия в кружках «Юный натуралист», «Экология для всех», участие в экологических акциях.
Реальные возможности для решения экологического образования и воспитания в начальных классах имеет учебный предмет «Окружающий мир». На уроках ребята приобретают не только новые знания, но и определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы и её благоустройству. Формированию универсальных учебных действий помогает грамотно подобранный, распределенный по темам и адаптированный к возрасту младшего школьника материал учебников, тесно связанный с развитием способности ориентироваться в окружающей природной среде, иметь осознанное представление об экологических проблемах современности. Другие предметы начального курса обучения также играют важную роль в формировании экологической культуры младших школьников.
Однако в своей работе мы руководствуемся не только классными занятиями при изучении природы, но еще используем разнообразные виды внеклассной деятельности, которая создает условия для решения основных задач экологического воспитания. На протяжении многих лет МОУ СОШ №20 с УИОП г. Белгорода работает, используя в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал. С 2006 года школа действует в режиме эксперимента «Технологические алгоритмы функционирования школы-лаборатории, работающей на краеведческой основе», одной из задач которого является направленность на углубление знаний учащихся о родном крае, расширения краеведческого кругозора. Поэтому среди внеурочных форм экологического воспитания и образования наиболее распространенными стали экологические праздники на основе краеведческого материала. Для младших школьников это такие мероприятия как «День птиц», «День леса», праздники «Золотая осень», «Масленица», «Встреча с весной». Учащиеся под руководством классного руководителя готовят стенгазеты, выставки, уголки природы, оформляют альбомы «Друзья природы», «Наши добрые дела», стенды, проводят конкурсы рисунков, поделок из природного материала, фотовыставки на тему «Человек и природа». Дети участвуют в различных экскурсиях, викторинах, КВН.
Кроме экологических праздников мы проводим экологические игры «Не топчи траву», «Времена года», «Берегите воду», основной целью которых является воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом. Формированию подлинной любви к природе, имеющей глубокие нравственные корни, способствуют также тематические беседы, классные часы: «Вода и ее превращения», «Наша кормилица – Земля», «Крылатые помощники», «Заповедники Белгородчины», «Экология родного края».
Очень интересны и разнообразны формы работы в рамках дополнительного курса «Школа экологической грамотности». Чтобы повысить заинтересованность ребят в изучении различных тем, мы проводим занятия с использованием игровых и информационных технологий («судебное» дело «Огонь – друг или враг», презентации «Полезные ископаемые Белгородской области», «Родники Белогорья», исследовательские проекты «Природа родного края в опасности», «Реликтовые сосны – наше богатство», устные журналы).
Важной формой экологического воспитания школьников является краеведческая работа. Это увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, посещение промышленных предприятий и музеев, выставок и библиотек. Это фенологические наблюдения, работа в живом уголке, выездные экскурсии по области. Изучение природы родного края, экологической обстановки в нем способствует развитию у школьника чувства ответственности за свою малую родину, сопричастности к жизни родного города и области. По итогам этой работы мы проводим конференции, на которых участники представляют доклады, наглядный материал – слайды, фотографии, макеты, карты. Регулярно обновляется фотостенд о состоянии природы в местах походов и экскурсий, предоставляется материал для публикаций в школьной газете и на сайте школы.
В результате систематически проводимой внеклассной нравственно-экологической работы у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы. Дети становятся отзывчивыми не только по отношению друг к другу, но и к природе. У них развиваются такие черты характера, как доброта, ответственность за свои поступки. Участвуя в системе непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения, умело дополняя работу на уроках внеклассной деятельностью, объединив усилия с учреждениями дополнительного образования, учителя нашей школы вносят большой вклад в дело формирования у младших школьников нового экологического мышления, воспитания положительных нравственных качеств, эколого-этических и эколого-эстетических потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность
В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...
Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
Поликультурное (многокультурное) образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...
Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.
Современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...
Формирование УУД у учащихся начальной школы через игровую деятельность
Данная статья содержит материал по формированию УУД на уроках математики через игровую деятельность...
"Профориентация в начальной школе через урочную и внеурочную деятельность"
Краткое описание профориентационной работы в начальной школе...
Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.
Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....
Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.
Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....