Современный урок в контексте реализации ФГОС
статья по теме

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального  к  информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_kontekste_realizatsii_fgos.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Атрашкевич Жанна Александровна

учитель начальных классов

МОУ «ЛИЦЕЙ №14»

г.о.Жуковский, Московская область РФ

Современный урок в контексте реализации ФГОС

        Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

       Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального  к  информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

       Главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников.

       Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

       Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Изменение представления учителя о современном уроке:

       Ученик - субъект учебной деятельности.

       Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное

наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления.

       Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность.

       Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.

       Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.

       Критерии, по которым учитель  оценивает ученика определены заранее и разделяются  обучающимися.

Методические принципы современного урока.

       Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

       Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

       От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

       Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

СУБЪЕКТИВАЦИЯ

Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ

Предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ

Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Таблица 1.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?                                  

СХЕМА УРОКА

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

      6.  Домашнее задание.

  1. Мобилизующий этап.
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации (способность предвидеть и представить конечный результат учебной деятельности)
  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
  4. Закрепление нового материала.

      5.  Рефлексия.

Таблица 2.

     Предлагаю сравнение слов-ориентиров для определения целей урока:

       

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать 

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Научить выполнять определенные

действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Таблица 3.

ВЫВОД:   Важнейшая задача современной системы образования- «научить учиться».

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

       1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

        Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

       2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

        Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям

       3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

       Урок – это работа души. И чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Что можно и что нельзя на уроке:

– нельзя не работать;

– нельзя посягать на другого человека;

– все остальное – можно.

      Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и ни кто никого не боится.

Организационные основания урока:

1. Работают все, и работает каждый.

2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Система организационных правил на уроке:

1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.

2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.

3. Раскрывать  положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.

4. Не предъявлять детям непосильных требований.

5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

      Если мы рассмотрим таблицу, то увидим, что на сегодняшний день, обучение – процесс двусторонний. Учитель не «над детьми» , не «рядом с детьми», а вместе с детьми. Он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции, одни и те же действия: планируют, организуют, контролируют, корректируют, анализируют, оценивают, т.е.взаимодействуют.)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

  Учитель сообщает учащимся

  Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

  Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

  Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

  Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

  Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

  Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

  Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

  Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

  Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

  Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

  Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

  Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

  Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

  Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

  Проводится рефлексия

Домашнее задание

  Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

  Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Таблица 4.

Показатели культуры урока:

1. Поведенческие.

2. Предметно-вещевая среда (характеристика объектов, окружающих участников образовательного процесса в классном помещении), предметно-вещевой комплекс, интерьер классной комнаты.

3. Учебный материал – отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям, как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).

4. Эмоциональная окрашенность урока.

Нетрадиционные виды уроков:

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок

       Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта (ГОС), которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

        В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности, сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

        ФГОС Новая школа – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»

       Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.

       Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

                                                                   К.Д. Ушинский

   Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

       Посредственный учитель излагает.

       Хороший учитель объясняет.

       Выдающийся учитель показывает.

       Великий учитель вдохновляет.

                                                             Уильям Уорд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в  статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос...

Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения

Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...

Современный урок в контексте с ФГОС

В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС....

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...