Современный урок в контексте реализации ФГОС
статья на тему

Ткачёва Лариса Николаевна

Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в  статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельности учителя работающего по ФГОС, типология уроков по ФГОС, особенности технологической карты урока, соответствыющей требованиям ФГОС, критерии современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_ramkakh_fgos.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в рамках ФГОС

С 2011 года в школах введены новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандартов.

Сущность этого подхода – формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник. Главная цель: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий(УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования(умения учить самого себя).

Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

  • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть учитель побуждает к мыслительной деятельности, к планированию действий.
  • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:

  1. Уроки «открытия нового знания»
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки общеметодологической направленности
  4. Уроки развивающего контроля

Но эти типы уроков можно рассматривать условно. Некоторые учителя считают, что нетрадиционный урок – это современный урок по ФГОС. Так ли это?

Между этими уроками существуют отличия.

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Современный урок

Цель:  дать как можно больше информации

Цель: вовлечь в деятельность

Цель ставит ученик

Формула:

Послушай – пойми - запомни – воспроизведи

Цель ставит учитель

Формула:

Посмотри – включись – делай.

Цель ставит учитель или ученик

Формула:

Чего «хочу» - «надо» -«могу»

Цель ставит ученик

1тип урока- открытия нового знания (ОНЗ).

Структура урока открытия нового знания:

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3).Этап выявления места и причины затруднения.

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.

5).Этап реализации построенного проекта.

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8).Этап включения в систему знаний и повторения.

9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2тип урока– урок отработки умений и рефлексии.

1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

2).Этап актуализации и пробного учебного действия.

3).Этап локализации индивидуальных затруднений.

4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5).Этап реализации построенного проекта.

6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8).Этап включения в систему знаний и повторения.

9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

3тип урока - уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

Уроки общеметодологической направленности призваны,

во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а

во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

4 тип рока - уроки развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

В типологию уроков можно включить урок-исследование (урок творчества). Он позволил бы учителю сделать плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, использовать видоизменение урока через включение игры, игровой деятельности, заключение урока в игровую оболочку. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.

5тип урока – урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Образец 1

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Образец 2

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующие на данном этапе

1.Оргмомент

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

1. Регулятивные:

  • - волевая саморегуляция;

2. Личностные:

  • - смыслообразование(Я должен посмотреть)

3.Коммуникативные:

  • - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

2. Проверка домашнего задания. подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи(повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы дествия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам)

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения(групповые или индивидуальное)

1.Познавательные:

  • - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • - логические(анализ, сравнение и синтез)

2. Регулятивные:

  • -контроль и оценка прогнозирования(при анализе учебного действия)

3.Усвоение новых знаний и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1.учащиеся ставят цель проекта(что является целью - тема)

2. учащиеся определяют средства(алгоритмы, модели, справочники, Интернет,…)

3.учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1.Регулятивные:

  • -целеполагание как постановка учебной задачи,
  • -планирование;
  • -прогнозирование

2. Познавательные:

  • -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблем, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • - обще-учебные (моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.)

4.        Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий

1.Организовать реализацию построенного проекта в

соответствии с планом.

2.организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3.Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5.Организовать усвоение

учащимися нового способа действий во внешней речи(в парах или группах, фронтально)

1.Коммуникативные:

  • -планирование учебного сотрудничества

2.Познавательные:

  • -поиск и выделение необходимой информации
  • -смысловое чтение
  • -построение логической цепи рассуждений
  1. Контроль и самооценка знаний и способов действий

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3.По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1.Регулятивные:

  • -контрольные и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2.Познавательные:

  • -умение осознанно и произвольно строить высказывания.
  1. Коррекция знаний и способов действий

1.Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1.Регулятивные:

прогнозирование

  1. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

1.Организовать  фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2.Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3.Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Познавательные:

  • -умение структурировать знания
  • -оценка процессов и результатов деятельности

2.Регулятивные:

  • -волевая саморегуляция
  • -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
  1. Рефлексия

1.Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками

1.Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;
  • оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

УУД – это зачатки компетентностей.

 

Задачи

традиционного

урока

Планируемые результаты

УУД

Обучающие

личностные

личностные

Восптитывающие

метапредметные

познавательные

Развивающие

предметные

регулятивные

коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

     самоопределение                                                         смыслообразование          

                            нравственно-эстетическое оценивание

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

обще-учебные               логические               постановка и решение проблем

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

целеполагание            планирование         прогнозирование         контроль  

                      коррекция                     оценка                      

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

планирование учебного сотрудничества           постановка вопросов

 

построение речевых высказываний                   лидерство и согласование    

                                                                                действий с партнером          

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от ...

Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения

Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...

Современный урок в контексте с ФГОС

В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС....

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...