Главные вкладки

    Статья "Технология «Портфель ученика»
    статья на тему

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya_portfel_uchenika.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология «Портфель ученика»

    Юркина С.В.

    Учитель начальных классов МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля.

               Технология «Портфель ученика» совершенно новая, которая только пробивает себе дорогу в жизнь. Данная технология как нельзя лучше вписывается в дидактическую систему и как бы придает ей определенную завершенность, целостность. Из всего разнообразия инновационных направлений в развитии современной дидактике я выбрала технологию «Портфель ученика» по трем причинам:

    1. Во – первых, потому, что в условиях ещё существующей у нас классно – урочной системы занятий данная технология наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
    2. Во - вторых, потому, что, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
    3. В - третьих, данная технология хорошо сочетается с нашим образовательным учреждением – школа с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.

    Это наиболее популярная в настоящее время во всех развитых странах мира технология.

             Цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

             Работая в этой технологии уже 4 года,  для себя сделала следующие выводы:

    • В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность.
    • Роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении.
    • Ответственность за успех учебной и внеучебной деятельности учащиеся в большей степени берут на себя.

    Что такое «портфель ученика»? – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывался учителем и предполагает:

    • Работы по внеклассной работе.
    • Творческие письменные работы и проекты.
    • Достижения в учебной и внеклассной деятельности (грамоты, похвальные листы и пр.)

               Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (тесты, сочинения), во внеклассной работе (проекты, доклады, сообщения и пр.). Отбор работ ведется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика,  почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Разумеется, каждая такая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок. Главное в такой работе – самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

              Время от времени – по истечению срока (в конце учебного года) ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе на классном собрании и на родительском собрании (по желанию). Ученики, которые защищают свой «Портфель», показывают свои продвижения в выбранных областях, доказывают, что они приложили максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, ребят. Ученик показывает, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и делает выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Такой «Портфель» может касаться не только академических успехов, но и коммуникативных, спортивных, культуры поведения и пр.

              Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

    1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
    • - особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
    • - умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
    • - особенности коммуникативной способности ученика (в участии дискуссии, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
    1. Систематичность и регулярность: если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или другого предмета, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в своё «досье», организует их. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые корректировки, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
    2. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных работ.
    3. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
    4. Тематическая завершенность представленных работ.
    5. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.

         При подготовке «Портфеля» нужно сосредоточить свое внимание на следующих позициях:

    • самостоятельность мышления ученика;
    • определение временного периода создания «Портфеля»;
    • взаимосвязь знаний;
    • отражение собственной позиции ученика;
    • процесс решения проблем.

            К оформлению титульного листа «Портфеля» ребята подходят творчески и самостоятельно с указанием фамилии, имени ученика, класса, так как данные «Портфели» ребята презентуют не только в своем классе. Подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от выбранных областей, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. «Портфель» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей. Нельзя предлагать учащимся делать «Портфели» по нескольким предметам, а особенно в начальной школе. Так же, как и в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой работы – сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности.

             Школа должна создать условия для формирования личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

    Содержание «Портфеля ученика»

    • Карта интеллектуальных достижений.
    • Карта творческих достижений.
    • Результаты урочной и внеурочной деятельности (грамоты, дипломы, сочинения, проекты  и т.д.).
    • Оценочный лист.

    Карта интеллектуальных достижений

    Ученика Ф.И.О. ______________________________________

    МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля

    Предмет

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Литературное чтение

    Сформирован навык чтения целыми словами, путем чтения слов со знаком ударения,

    Сформирован навык осознанного и правильного чтения, основного чтения – чтения целыми словами. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

    Скорость чтения

    56 слов в минуту

    87 слов в минуту

    Знания по русскому языку

    Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс.

    Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс.  Хорошо усваивает материал на опережение. Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

    Грамотность письма

    Сформирован принцип письма и система правил правописания

    Владеет грамотностью письма, орфографической и пунктуационной подготовкой .

    Развитие речи

    Умеет читать вслух и про себя. Владеет приёмами выразительной речи и чтения.

    Сформирован навык орфоэпически правильного чтения. Умеет пересказывать по плану, кратко и подробно.

    Иностранный язык

    Не вёлся.

    Знает и различает буквы алфавита английского языка. Счёт до 10 и обратно. Владеет простыми навыками разговорного общения.

    Знания по математике

    Сформированы основные требования знаний, умений и навыков за 1 класс.

    Сформированы основные требования знаний и умений за 2 класс.  Хорошо усваивает материал на опережение. . Владеет самооценкой, взаимооценкой и рефлексией.

    Умение решать задачи

    Сформирован навык решать простые текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, на сравнение.

    Сформирован навык решения задач небольшой сложности (в 2 действия), направленные на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление и противопоставление.

    Вычислительные навыки

    Сформировано понятие о натуральном числе и арифметических действиях.

    Знает элементы математической символики, читает и записывает простейшие математические выражения, а также более сложные, знает и умеет решать примеры в столбик с переходом через разряд.

    Карта творческих достижений

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4

    класс

    Олимпиады

    Классные

    3 место по русскому языку и математике

    Школьные

    2 место по математике

    Городские

    Конкурсы

    Классные

    Победитель турнира по шашкам

    Победитель шахматного турнира

    Школьные

    Победитель «Радуги творчества» в номинации краски радуги

    Городские

    Участник экологического конкурса в ЦДТ

    Концертная деятельность

    Класс

    Участие в концертах к 8 Марта и 23 февраля

    Участие в концертах к 8 Марта, 23 февраля и ко дню рождения школы

    Школа

    Участие в концерте ко Дню рождения школы

    Город

    Спортивные мероприятия

    Классные

    «Весёлые старты»

    «Весёлые старты»

    Школьные

    День здоровья

    День здоровья

    Городские

    Оценочный лист

    Параметры

    Ученики  

    Учитель

    Родители

    Самооценка

    Представление портфеля

    Рассказала о своем портфеле интересно.

    Умеет представить свой портфель, рассказать что в нем находиться. Четче иметь представление для чего портфель нужен.

    Быть уверенней в презентации своего портфеля.

    Нужно не стесняться и готовится дома с мамой.

    Актуальность и эстетичность оформления

    В портфеле находятся рисунки, грамоты, хваленки  и  сообщения. Много творческих работ выполнено красиво.

    Накопляемость портфеля ведется в системе по всем предметам. Творческие работы выполнены и оформлены с интересом.

    Много грамот и хваленок говорит о том, что ребенок принимает активное участие в конкурсах.

    Работы в портфеле интересные, оформлены красочно, вызывают интерес перспективы на будущее

    Выполняла все творческие задания по предметам, которые предлагал учитель. Особенно нравится рисовать. Люблю участвовать в конкурсах и побеждать. Старалась свои работы выполнять красиво и чтоб, нравились моим одноклассникам.

    Систематизация материала

    Творческих работ и грамот много. Работы разные: по математике, русскому языку, окружающему миру и чтению.

    Накопляемость портфеля ведется

    систематично. Виден результат продвижения как в творческой деятельности так и в учебной ( грамоты, сообщения). Умеет доходчиво объяснить материал, который создает.

    Портфель постоянно пополняется работами. Виден большой объем творческих работ.

    Все работы собирала с первого класса. Старалась, чтоб работы были разные и  интересные.

    Рекомендации

    Давать портфель свой смотреть своим одноклассникам.

    Использовать в своих работах фотографии.

    Чаще делиться опытом с одноклассниками по накопляемостью портфеля.

    Хочу научиться пользоваться компьютером, чтоб писать сообщения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфель достижения ученика

    Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определ...

    Модель "Цифрового портфеля ученика" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Цель - создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, об...

    Методическая разработка: "Языковой портфель ученика 2 класса"

    Моя  разработака представляет примерный вариант языкового портфолио по английскому языку для ученика 2 класса....

    Материал для оформления портфеля достижений ученика

    Уважаемые родители, просьба за время осенних каникул оформить папку (на кольцах: девочкам - красную, мальчикам - синюю) "Порфель достижений". Для этого распечатать (либо купить соответствующие названи...

    Портфель достижений ученика начальной школы

    Портфель достижений ученика начальной школы...

    Портфолио ученика "Портфель достижений "

    Портфолио ученика "Портфель достижений "...

    Читательский портфель ученика.

    Большую роль в формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет технология рефлексии читателя, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельнос...