Портфель достижения ученика
методическая разработка (1 класс) по теме

Мосунова Елена Анатольевна

 

Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, который позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfel_dostizheniya_uchenika.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Портфель достижения ученика»

в условиях реализации федерального

 государственного образовательного стандарта начального общего образования

МБОУ «Немдинская СОШ»

        2013г.

Пояснительная записка

Одним из основных положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Степень сформированности УУД отражает «Портфель достижения ученика».

Портфель достижения ученика - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, который позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфель достижения ученика предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
  • основной смысл: "Показать все, на что ты способен".

Цель модели

Формирование    и развитие адекватной    и позитивной    самооценки школьника младшего возраста.

Задачи модели

  1. Организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов.
  2. Активное вовлечение учащихся и родителей в оценочную деятельность

Участники

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования участниками внедрения модели портфеля достижения ученика станут учащиеся 1 классов 2011-2012 учебного года.

Реализация модели

Портфель достижения ученика рассчитан на систематическую, кропотливую работу учителя, ученика и его родителей.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением «портфеля», без помощи родителей ему не обойтись. Учителю необходимо на родительском собрании или индивидуальной беседе-консультации разъяснить родителям о сотрудничестве и взаимопомощи по данному вопросу. Но по мере того, как ребенок взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Построить работу ученика таким образом, чтобы он сам прилагал определенные усилия к формированию портфеля достижения.

Механизм реализации

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Заседание проблемной группы

сентябрь

Руководитель проблемной группы

2

Родительское собрание 1 классов «Формирование УУД»

сентябрь

Зам.директора по УВР

3

Индивидуальные беседы-консультации по оформлению цифрового портфеля

1 четверть

Кл.руководитель

4

Школьный старт (оценка уровня готовности к школьному обучению)

1 четверть

Кл.руководитель

5

Участие в мероприятиях разного уровня - сбор материалов

В течение года

Зам.директора по ВР Кл.руководитель

6

Диагностика школьников (самооценка, школьная мотивация,   настроение и др.)

В течение года

Кл.руководитель

7

Заседание проблемной группы «Первые шаги внедрения модели»

Февраль

Зам.директора по УВР, руководитель проблемной группы

8

Оценка портфеля достижения ученика -конкурс класса, параллели

Май

Комиссия ОУ

9

Совещание при директоре «Итоги первого года»

Июнь

Директор ОУ

                      Содержание и сроки реализации портфеля достижения ученика

Название раздела

Основное содержание

Сроки реализации

Ответственный

1

Титульный лист

информация (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактная информация и фото ученика

1 класс 1 четверть

учитель родитель

2

Мое имя

сведения об имени, фамилии

1 класс 1 четверть

ученик родитель

3

Под знаком Зодиака

информация по теме

2 класс 2 четверть

ученик родитель

4

Моя семья

детский рисунок;

рассказ о каждом члене семьи или о своей семье

родословное древо

1 класс 1 четверть 1 класс 4 четверть

3 класс 3 четверть

ученик родитель

5

Я расту

таблица показателей роста, веса; рисунок своей ладошки

1 четверть (1-4)

1 класс - 4 класс

ученик

6

Край родной

схема маршрута от дома до школы;

рассказ о родной деревне, о его интересных местах, о жителях

1 класс 1 четверть

в течение года (1-4)

ученик, родитель

7

Когда мои друзья со мной

фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях

в течение года (1-4)

ученик

8

Мир увлечений

рассказ об увлечениях,

занятиях в спортивной секции, заведениях дополнительного образования

1 четверть (1-4)

ученик родитель

9

Школьная страна

фотография школы,

детский рисунок,

тест «Настроение»

заметки о школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...";

проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие работы

1 класс

1-2 четверть

1 класс 3 четверть






в течение года (1 – 4 класс)

учитель ученик

10

Мой класс

фотографии классного коллектива по годам обучения

1 четверть (1-4)

ученик

11

Все умею, все смогу!

таблица - анализ «я умею..., я люблю..., я хочу научиться...»,

участие в мероприятиях вне учебной деятельности (желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему)

в течение года (1-4 класс)

ученик

учитель ученик

12

Калейдоскоп творчества

свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи;

участие в выставках, конкурсах разного уровня, сопровождая информацией о мероприятии

в течение года (1-4 класс)

учитель

ученик

родитель

13

Добрым быть

совсем

непросто...

«Цветик-семицветик» (С.М.Витковская)

описание добрых дел

(в виде таблицы) заполняется

самим учеником

1        класс

2        четверть

в течение года

ученик

14

Мои достижения

грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма (в хронологическом порядке)

в течение года

ученик

15

Что я думаю о себе?

тесты по самооценке («Лесенка» Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн) и уровню воспитанности (Н.П.Капустина)

1 класс-4 класс

учитель ученик

16

Что вы думаете обо мне?

положительная оценка педагогом, родителем стараний ученика

в течение года

родитель учитель руководитель кружка

Критерии оценки модели                             «Портфеля достижения ученика»

Оценку портфеля достижения ученика дает комиссия образовательного учреждения. Каждый раздел портфеля достижения оценивается по разработанной шкале в конце учебного года. При оценке необходимо учесть оригинальность оформления, систематическое пополнение и самостоятельность в оформлении.

Шкала оценивания

Критерии

Максимальный балл

1.

Содержание

Титульный лист

2

Мое имя

3

Под знаком Зодиака

3

Моя семья

5

Я расту

2

Край родной

4

Когда мои друзья со мной

4

Мир увлечений

3

Школьная страна

6

Мой класс

2

Все умею, все смогу!

5

Калейдоскоп творчества

5

Добрым быть совсем непросто...


4

Мои достижения

5

Что я думаю о себе?

4

Что вы думаете обо мне?

3

Итого

60

2.

Оформление

Оригинальность

5

Систематичность

5

Самостоятельность

5

Итого

15

Общий балл

75

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1)        сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2)        сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3)        индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-
смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Материальное обеспечение

  1. Фотоаппарат
  2. Папка с файлами
  3. Цветные карандаши
  4. Фломастеры
  5. Гелевые ручки
  6. Фотобумага
  7. Принтер

Ожидаемые результаты

Ведение портфеля достижений ученика предоставляет возможность:

  • формировать адекватную самооценку ученика;
  • публично представить свои достижения;
  • реализовать одну из базовых потребностей школьника - поддержку, одобрение, принятие результатов деятельности человека;
  • раскрывать индивидуальные возможности каждого ребенка;
  • развивать уверенность в себе, смелость;

•        развивать мотивацию дальнейшего творческого роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"

Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....

Материал для оформления портфеля достижений ученика

Уважаемые родители, просьба за время осенних каникул оформить папку (на кольцах: девочкам - красную, мальчикам - синюю) "Порфель достижений". Для этого распечатать (либо купить соответствующие названи...

Портфель достижений ученика начальной школы

Портфель достижений ученика начальной школы...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...

Портфолио ученика "Портфель достижений "

Портфолио ученика "Портфель достижений "...

"Портфель достижений моих учеников"

quot;Портфель достижений моих учеников"...