Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования7
материал на тему

Кудухова Марина Арменовна

Выступление на педагогическом совете на тему "Стандарты нового поколения", где поделилась со своими коллегами с новыми стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_ooo.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1 .

 

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • доступности получения качественного основного общего образования;
  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • развития государственно-общественного управления в образовании;
  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

  • работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
  • руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
  • сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
  • авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

 

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.–1992.–№ 30, Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации.–1996.– № 3, Ст. 150; 2007.– № 49, Ст. 6070).

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. См. пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)

 

Подробности на сайте:

.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования включают в себя восемь инвариантных составных частей:

  1. Цели образования на данной ступени общего образования;
  2. Базисный учебный (образовательный) план;
  3. Фундаментальное ядро содержания образования;
  4. Примерные программы по отдельным учебным предметам;
  5. Программа формирования универсальных учебных действий;
  6. Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  7. Система оценки учебных достижений обучающихся;
  8. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Включение целей образования на данной ступени общего образования в основную образовательную программу обусловлено тем, что в любом виде деятельности невозможно составить программу ее практической реализации, не определив целей деятельности. В данном случае программа представляет собой способ движения целей, фиксирующих те характеристики обучения, воспитания  и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В примерной основой образовательной программе цели образования на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) фиксируются цели, общие для всей системы образования как социального института. При разработке основных образовательных программ в конкретном образовательном учреждении общего образования эти цели могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования.

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.

Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.

Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

Фундаментальное ядро содержания образования. Общее описание содержания образования, приведенное в Базисном учебном плане, должно быть конкретизировано в документе, описывающем содержание образования в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Из этого проистекает первая функция Фундаментального ядра содержания образования — фиксация основополагающих элементов научного знания, предназначенных для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. Данная функция определяет и содержание первого требования к Фундаментальному ядру как составной части основной образовательной программы.

Не менее важная функция Фундаментального ядра заключается в конкретизации двух других составляющих образования: воспитания и развития. Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности. Воспитание этих видов культур, с одной стороны, тесно связано с предметным обучением (знаниевая составляющая) и, с другой стороны, — с формированием универсальных учебных действий. В этом проявляется принцип двойного вхождения элементов содержания образования. Реализация данной функции Фундаментального ядра содержания образования приводит к необходимости включения требования «В Фундаментальном ядре содержания  в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса».

Примерные программы по отдельным учебным предметам. Дальнейшая детализация содержания образования происходит в примерных программах по отдельным учебным предметам.

Практический опыт отечественной школы, обобщенный дидактикой и частными методиками и получивший теоретическое обоснование, показывает, что учебные программы по отдельным предметам успешно выполняют свое предназначение в том случае, если в них представлены следующие составные части:

  1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета — его содержанием, присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности;
  2. Содержание образования. Этот раздел программы по тому или иному учебному предмету является следующей ступенью декомпозиции, конкретизации содержания образования;
  3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, позволяющее

— разработчикам авторских (рабочих) программ получить образец использования вариативной составляющей, заложенной в инвариантную часть учебного плана;

— учителям получить образец планирования учебного материала;

  1. Требования к результатам освоения содержания предметных программ включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются  освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и конкретного учителя в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности;

  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса дают представление о том, какими средствами обучения и воспитания может воспользоваться учитель в своей работе.

Программа формирования универсальных учебных действий. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания. Данный раздел должен включать следующие подразделы:

  1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования — аналог раздела Пояснительной записки примерных программ по учебным предметам;
  2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями;
  3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов;
  4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Система оценки достижения Требований стандарта фиксирует основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.

Система оценки выступает как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий и предполагает:

  1. комплексный   подход   к   оценке   результатов   образования   (оценку   предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. ориентацию   оценки  на  деятельностный  подход,   на  формирование  обобщенных способов деятельности;
  3. оценку индивидуального прогресса учащихся,
  4. использование    наряду    со    стандартизированными    письменными    или   устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др.
  5. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  6. уровневый   подход   к   разработке   инструментария   и   представлению   результатов; использование    критериев,    основанных    на    планируемых    результатах    освоения основной образовательной программы;
  7. использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся должны содержать рекомендации по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности и примерные программы. В первом разделе выделены требования к планированию состава групп, требования к ведению нормативной документации и требования по организации совместной деятельности школы и привлеченных организаций. Второй раздел структурирован по схеме, аналогичной схемам примерных программ по отдельным учебным предметам.

В основную образовательную программу должны включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — Основные образовательные программы) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1.2. Основные образовательные программы представляют собой компонент системы образования Российской Федерации.

1.3. Основные образовательные программы определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.

2. Части основной образовательной программы

2.1. Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

2.1.0. Пояснительная записка.

2.1.1. Цели образования на данной ступени общего образования.

2.1.2. Базисный учебный (образовательный).

2.1.3. Фундаментальное ядро содержания образования.

2.1.4. Примерные программы по отдельным учебным предметам.

2.1.5. Программа формирования универсальных учебных действий.

2.1.6. Система оценки учебных достижений обучающихся.

2.1.7. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

2.2. В основную образовательную программу могут включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, должно быть зафиксировано в соотношении инвариантной и вариативной частях Базисного учебного (образовательного) плана.

3. Цели образования

3.1. Цели образования характеризуются планируемыми результатами общего образования для данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на данной ступени.

3.2.  Содержание целей образования должно развивать и конкретизировать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксировать те характеристики обучения, воспитания  и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

4. Базисный учебный (образовательный) план

4.1. Базисный учебный (образовательный) план должен определять:

В инвариантной части:

4.1.1. Максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся.

4.1.2. Общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию.

4.1.3. Состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее».

4.2. Вариативная часть Базисного учебного (образовательного) плана представлена числом часов, отводимых на обеспечение интересов субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся.

4.3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» вариативной части должен фиксировать объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

5. Фундаментальное ядро содержания

5.1. Фундаментальное ядро содержания должно фиксировать основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

5.2. В Фундаментальном ядре содержания  в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

6. Примерные программы по отдельным учебным предметам

6.1. Примерные программы по отдельным учебным предметам должны конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

6.2. Примерные учебные программы должны содержать следующие разделы:

6.2.1. Пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

6.2.2. Содержание образования, включающее перечень изучаемого материала.

6.2.3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

6.2.4.Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

6.2.5. Рекомендации по оснащению учебного процесса.

6.3. Базисные (примерные) учебные программы определяют тот минимальный объем содержания по предмету, который должен быть включен в любую рабочую программу.

7. Программа формирования универсальных учебных действий

7.1. Программа формирования универсальных учебных действий должна конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

7.2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать следующие разделы:

7.2.1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования.

7.2.2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями.

7.2.3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов.

7.2.4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

7.2.5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

8. Система оценки учебных достижений обучающихся

8.1. Система оценки учебных достижений обучающихся должна включать следующие разделы:

8.1.1. Описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией).

8.1.2. Критерии и процедуры оценивания.

8.1.3. Состав инструментария.

8.1.4. Формы представления результатов.

8.1.5. Условия и границы применения.

8.2. Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ  данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов.

8.3.  Инструментарий должен включать:

8.3.1. Операционализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования.  

8.3.2. Примеры заданий для оценки достижения планируемых результатов.

8.3.3. Спецификацию.

8.3.4. Демонстрационный вариант измерительных  материалов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Приказ № 867-п "О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОО) в образовательных организациях Ханты – Мансийского ав

О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ОО) в образова...

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"...