РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья (1 класс) на тему

Митрофанова Ирина Геннадьевна

 

Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.

Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия:

учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

дети общительны, а речь развита плохо.

Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений. Применение проблемного обучения в начальной школе  показывает, что эффективность процесса усвоения в большей степени зависит от интеллектуальной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_problemnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Митрофанова Ирина Геннадьевна

- учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ с.Новодевичье

 м/района Шигонский Самарской области

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

 Особое значение в последнее время приобретает поиск способов организации творческого усвоения знаний учениками. Одно и то же содержание может усваиваться различными путями и приводить к неодинаковым результатам. Следовательно, одним из наиболее эффективных средств включения ребёнка в процесс творчества на уроке     является проблемное обучение.

 Основной целью в современной начальной школе является обучение каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.

Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия:

учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

дети общительны, а речь развита плохо.

Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений. Применение проблемного обучения в начальной школе  показывает, что эффективность процесса усвоения в большей степени зависит от интеллектуальной активности учащихся.

 В условиях проблемного усвоения   создаётся больше возможностей для использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых практических и теоретических задач, приводит к большим возможностям в последующем усвоении новых знаний и способов действия.

  Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:

  • содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
  • ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);
  • у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.                                                                      

 Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

  • оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
  • отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
  • учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся.

  Кроме того, проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. 

 Продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

Этапы

Деятельность учащихся

1. Возникновение (постановка) проблемной ситуации.

Формулирование вопроса «Почему не получается?»

2. Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи).

Формулирование темы урока и его задачи.

3. Поиск решения.

Открытие способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

4. Доказательство гипотезы.

Выражение нового знания в доступной форме.

5. Проверка правильности решения проблемной задачи.

Представление продукта классу и учителю.

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация возникает в том случае, если человеку не хватает имеющихся знаний  или известных способов действий для осмысления чего-либо или совершения необходимых действий. Например: 

 Проблемная ситуация, действительно считаю, возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

    Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

 Предлагаются следующие варианты:

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Третий вариант (когда не все понимают, в чем дело): говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

 Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска: «Вдруг не то брякну?». А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.     Все его вопросы и задания посильны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают радостное удивление: «А! Так вот это к чему мы шли-то». Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он собственно и затевался.

     А еще диалоги рознятся своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

     А теперь сравним диалоги с … техникой. Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, довольно медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.

 Оба диалога хороши! Но каждый по-своему и каждым в свое время.

  Примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них.

Пример 1. Урок русского языка   по теме «Склонение имен существительных» 

Учитель

Ученики

  • Прочитайте предложение.

  • Найдите однородные члены в этом предложении.
  • К какой части речи они относятся?
  • Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
  • Выделите их окончания (предъявление второго факта).

  • Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какой возникает вопрос? (Побуждение  к формулированию проблемы.)
  • Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
  • Сестре, дочери.

  • Это существительные.
  • Женский род, предложный падеж.

  • Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
  • Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).
  • Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

Пример 2. Урок русского языка   по теме «Сложные слова» 

Учитель

Ученики

  • В словах на доске выделите корень (практическое задание).
  • Все согласны?

  • Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

  • Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.
  • Нет. В слове «мухоловка» два корня: мух - и лов-.

Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

  • Два мнения (осознание противоречия).
  • Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка"? (Учебная проблема как вопрос.)

Пример 3. Урок математики   по теме «Задачи на проценты»

Учитель

Ученики

  • Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку)
  • Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (предъявление научного факта).
  • Итак, что вы сказали сначала?
  • А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
  • Цена товара не изменилась (житейское представление).

  • Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

  • Что цена не изменится.
  • Цена уменьшилась (осознание противоречия).
  • Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

Пример 4. Урок русского языка   по теме «Спряжение глаголов» 

Учитель

Ученики

  • Что такое склонение?
  • Какие части речи, известные вам, склоняются?
  • Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (задание, не выполнимое вообще).
  • Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)
  • Изменение по падежам.
  • Существительные и прилагательные.
  • Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

  • Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия).

  • Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос.)

Пример 5. Урок математики   по теме «Умножение на двузначное число»

Учитель

Ученики

  • Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
  • Вы смогли выполнить задание?
  • В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
  • Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

  • Нет, не смогли.
  • Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).
  • Умножение на двузначное число (учебная проблема как: тема урока).

Пример 6. Урок русского языка   по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора»

Учитель

Ученики

  • Составьте схему предложения. Диктует: «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими).
  • Теперь посмотрите на мою схему (открывает схему на доске, доказывая, что задание не выполнено).
  • Итак, какое вам было дано задание?
  • Какое правило вы пытались применить?
  • А почему вам не удалось выполнить задание верно? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какая будет сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Ученица у доски составляет схему:

«П?» - А.

Ученики видят схему:

«П?» - а.

  • Составить схему предложения с прямой речью.
  • О знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора.
  • Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора (осознание противоречия).
  • Предложения с прямой речью перед словами автора (учебная проблема как тема урока).

Пример 7: Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

Учитель

Ученики

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете(фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза бере-за

Бе-реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

Пример 8: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

Учитель

Ученики

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

 Пример 9: Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

Учитель

Ученики

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос(перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос(перечисляют).

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными(Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие нового знания)

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).

Пример10: Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

Учитель

Ученики

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

 Пример 11: Урок  математики по теме «Умножение на двузначное число»

Учитель

Ученики

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176(Аргумент).

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило(Открытие нового знания)

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

В процессе занятий проблемное обучение вызывает у учащихся определенные затруднения, так как на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Следовательно, разработка технологии проблемного обучения в начальных классах требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Но, несмотря на имеющиеся трудности данного аспекта обучения с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • самостоятельный поиск новой информации;
  • самостоятельная работа с учебником;
  • овладение навыком решения задачи;
  • воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
  • развитие личностных качеств;
  • прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
  • решение проблемы психологического комфорта на уроках.

 Таким образом, применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
  • Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
  • Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  • Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
  • Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
  • Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

«Реализация проблемного обучения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Я представлю вашему вниманию те приёмы, которые использовала на своих уроках при создании проблемной ситуации....

«Реализация проблемного обучения в начальной школе»

Цель, которую я ставлю перед собой на уроках: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемного обучения....

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...