«Реализация проблемного обучения в начальной школе»
статья на тему

Денщикова Анна Александровна

Уважаемые коллеги! Я представлю вашему вниманию те приёмы, которые использовала на своих уроках при создании проблемной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_problemnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkol1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация проблемного обучения в начальной школе» 

                                                           «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того,   кто силой вдалбливает их ему в голову.

                                           Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые  знания и овладевать ими»

(Шалва Амонашвили).

1.

          Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата

          Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

           При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя   в условиях проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

            Имея большой опыт работы в начальной школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду..

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».

   В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый обучающийся не просто усваивал бы поток информации, полученный от нас, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

   Истина там, где есть вопрос, либо проблема  

2

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: «…образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили». Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности;

           Древние римляне говорили, что корень учения горек. Возможны ли счастливые лица на уроках?  Конечно, если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

По словам  Ильенкова: «Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением ... калечит интеллект тем вернее, как это ни парадоксально, чем «умнее» усваиваемые истины». При этом, деградирует, надо полагать, не только ученик, но и учитель. По данным исследования  психологов, умение питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности - «стандартными таблетками школьных знаний» - без ущерба для собственного интеллектуального пищеварения дается далеко не каждому, а только двум процентам из нас. Остальные же 98 теряют творческие потенции в ходе жесткой сортировки всех детских идей на «правильные» и «неправильные»

        Цель, которую я ставлю перед собой на уроках: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемного обучения. На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

   Уважаемые коллеги! Я представлю вашему вниманию те приёмы, которые использовала на своих уроках при создании проблемной ситуации.

      Проблемность, при изучении математики, возникает совершенно естественно, не требуя специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Фактически каждое задание в учебниках математике и дидактических материалах это  своего рода проблема, над решением которой ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

          Какие обычно дают ответы ученики на вопрос о любимом предмете? В моей практике был хороший опыт ( это подтвердили результаты) по КСО на уроках математики. Начиная с первого и во втором классе обучала детей работе в парах (постоянных и динамических), четвёрках и группах.Т.е ГФО, ГСО и результатом стал коллективный способ обучения.

           

          Еще Я.А. Каменский указывал, что учитель должен меньше учить, ученик должен больше учиться.

А такое суждение осуществимо при применении коллективного способа обучения, где каждый ученик, сам добывая знания, имеет свою завершенность, т.к. обучение идет по способностям, по своему темпу.

           Обучение завершается тогда, когда обучаемый сам может учить других тому, что он усвоил, при этом ничего не теряя и ничего не искажая.

            Чтобы обучение стало завершенным, нужно заново просмотреть всю учебную программу начальной школы по всем предметам.

Так, по предмету математика структура блочного планирования может выглядеть таким образом:

Блок 1. Нумерация.

Блок 2. Величины.

Блок 3. Сложение и вычитание.

Блок 4. Умножение и деление.

Блок 5. Задачи на умножение и деление.

Блок 6. Геометрический материал.

Блок 7. Повторение.

Каждый блок может состоять из 8-9 логически связанных тем.

При прохождении блоков используются приемы:

вводная лекция учителя проводится в начале каждого блока;

запуск в малых группах сменного состава;

сдача зачета;

контрольные срезы;

тематические обобщающие вопросники;

тесты;

индивидуальные планы.

Главная роль учителя при этом помочь ребенку самому учиться. Характерной особенностью организации учебного процесса является то, что одни ученики могут изучать новую тему, другие – давать зачет, третьи – обучать, а учитель имеет возможность вести индивидуальную работу с каждым и осуществлять индивидуальный контроль. Ученики продвигаются по мере своих сил и возможностей, руководствуясь при этом правилом: “Знаю сам  – научу другого” .

 Работая по технологии КСО и реализуя в жизнь его принципы, пришли к такому выводу, что:

1. В классе все работают, все заняты.

2. Учащиеся сами добывают знания из учебника, и работая с товарищами.

3. В коллективе царит дух взаимопомощи и сотрудничества.

4. Снимается психологическая нагрузка ученика, ученик работает без давления с чьей-либо стороны

5. Развивается речь ученика.

6. Приобретаемые знания становятся более осознанными.

7. Повышается качество знания.

8.  Принцип завершенности можно достичь только тогда, когда систематически организуются коллективные занятия.

Основные методики  КСО были разработаны А.Г. Ривиным, В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчяном

        -Отзывы учеников о КСО

        -Успеваемость в н/ш     из 23 учеников по математике :17 уч.-на  «4и5»

        -Старшая школа:     Вагин А. -93 балла из 100 на ЕГЭ- математика, кроме него 5 учеников –  отлично, а нескольким уч-ся не хватило 1-2 баллов до «5»

6 медалистов , 11 учеников         класса поступили в университеты на бюджетной основе. Класс был обычный, не гимназический.

       По словам учителя математики Терских Н.И.:»Работоспособны, умеющие говорить, готовы по объёму воспринимать программу, работать на полный урок.»

 В этой работе масса сложностей:

-огромная нагрузка на учителя на начальном этапе, прорешивание всего материала практич. работ, умение распределять время на уроке. Уроки лучше проводить –по два.

          Сейчас в своей работе я использую элементы методики на уроках технологии. Принимала участие в научно-практической конференции в республике по данному вопросу.

3

       Несколько слов хочется сказать и о том, что в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер

 Провожу уроки в кабинете с использованием одного компьютера в классе на рабочем месте учителя, подключенном к мультимедийному  проектору .

        Я  использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

      Использование мултимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках, благодаря зрительному восприятию детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, либо для обозначения проблемы, либо для того, чтобы проанализировать и сделать вывод, «придумать» правила по новой теме урока.

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

4

      Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

          В то же время, в силу того, что проблемный путь получения знаний требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя полностью перейти на проблемное обучение. Не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации.  К непроблемным  относится информация которую нельзя «открыть»: аксиомы, изучение сложных тем, где необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.  В обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого. Я считаю, что для достижения более высоких результатов необходимо грамотно сочетать традиционное обучение с созданием проблемных ситуаций.

Учителям, работающим над вопросом реализации проблемного обучения ,желаю радости творчества и помнить:

«Учительство – это искусство,

труд не менее творческий,

чем труд писателя или композитора,

 но более тяжелый и ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой

 не через музыку, как композитор,

не с помощью красок, как художник,

а впрямую.

Воспитывает личностью своей,

своими знаниями и любовью,

своим отношением к миру.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

«Реализация проблемного обучения в начальной школе»

Цель, которую я ставлю перед собой на уроках: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемного обучения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут и...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...