Использование информационно-компьютерных технологий в начальной школе
статья на тему

Хмелёва Наталья Анатольевна

Из опыта работы по внедрению информационно-компьютерных технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komp_tekhnologiya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт учителя начальных классов

Хмелёвой Натальи Анатольевны по теме :

«Использование информационно-компьютерных  технологий

в начальной школе».

                  Образование, полученное  в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребёнка качественным образованием на первой ступени обучения. В современной начальной школе ребёнка недостаточно обучить только чтению, счёту, письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Необходимо         создавать такие условия, которые позволяют повысить у детей интерес к учёбе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научиться учиться. И тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результатов своего учебного труда.

              Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

   Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

          Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий. Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом.  

       Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

          Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает  положительную динамику в  обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. Несколько лет назад в нашей и некоторых школах района была внедрен проект «Компьютер для школьника», по которому за каждым  учащимся начальных классов был закреплён персональный ноутбук. Все ноутбуки были соединены между собой через ноутбук учителя. Это позволило максимально включить учащихся в процесс урока, повысить мотивацию, заинтересовать, что повысило качество усвоения нового материала. Учащиеся смогли сами участвовать в ведении урока посредством создания презентаций, заданий для одноклассников. Учитель получил возможность отслеживать работу каждого ученика, при необходимости вовремя прийти на помощь. За время работы над проектом мною были созданы презентации по разным предметам, тесты. Дети научились работать в программах Word, PowerPoint,  Point.

В моей практике уже сформировались основные направления применения  ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
  • создание  персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
  • ведение электронного  журнала, документации учителя и классного руководителя;
  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
  • электронная почта;
  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • составление отчётов, графиков, диаграмм;
  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;
  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной  и воспитательной работы;
  • проведение родительских собраний и лекториев;
  • воспитательные события и социальные проекты;
  • тренажёры по предметам, тестирования;
  • развивающие игры по предметам;

          В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что компьютерная технология может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов. 
  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
  3. Педагогические Интернет-ресурсы.
  4. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
  5. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...

Использование современных информационных технологий в начальной школе

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный матери...

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...