"Адаптация первоклассников к школьному обучению". Выступление на педагогическом совете школы.
консультация (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

В данной работе содержится анализ трудностей, возникающих у первоклассника на этапе адаптации к школе, и пути преодоления этих трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       СООБЩЕНИЕ

                           на педагогическом  совете школы 28.12.11г.

Тема: Адаптация первоклассников к школьному обучению.

Подготовила: учитель начальных классов, учитель-логопед Каменко Л.Н.

       Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – настоящая стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает  нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

        Почему каждому ребёнку приходится проходить этот сложный период школьной адаптации? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным, соблюдать определённые правила. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на  произвольных усилиях ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

         Становление учебной деятельности не у всех детей складывается одинаково. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии ученика ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным. Такому ребёнку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызвавших дезадаптацию. Желательно справиться с этой ситуацией в начальной школе, т.к. у многих детей серьёзные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте и тогда школьная дезадаптация перерастает в социальную.

Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации

(по Г. М. Чуткиной)

Благоприятные факторы социальной микросреды

% выборки,
классифицирующей по данному фактору группу детей
с высоким уровнем адаптации

1

Полная семья

77,6

2

Высокий уровень образования отца

87,9

3

Высокий уровень образования матери

83,2

4

Правильные методы воспитания в семье

95,3

5

Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

91,1

6

Отсутствие конфликтной ситуации в семье

94,4

7

Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса

62,7

8

Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

59,8

9

Функциональная готовность к обучению в школе

86,9

10

Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс

85,8

11

Удовлетворенность в общении со взрослыми

74,3

12

Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

97,8

       Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных физиологических и психологических особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе. Все эти факторы очень важны. Но самое главное, на мой взгляд, проблема готовности ребёнка к школе. Выделяют несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Это уровень мотивационного развития ребёнка, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. 

       Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения) и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей и формирует внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция школьника признаётся главным критерием готовности к школьному обучению.

       Следующим важным фактором является произвольность поведения. Произвольность поведения рождается в коллективной ролевой игре и игре по правилам, которые позволяют ребёнку подняться на более высокий уровень. Коллектив детей формирует или принимает правила игры и следит за их выполнением, корректирует нарушения, тогда как в одиночку осуществить это ребёнку не под силу.

       Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка, и в первую очередь уровень развития интеллектуальных процессов. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к моменту начала школьного обучения недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность.

        Одной из центральных составляющих социально-психиологической готовности к школе является коммуникативная состоятельность. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников.

      Не менее, чем перечисленные выше параметры готовности к школе, важна эмоциональная зрелость ребёнка. Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

      Не снимая ответственности с себя, как учителя и классного руководителя первого класса, хочу заметить, что в этот сложный для первоклассника период ребёнку очень важна разумная поддержка родных – мам, пап, бабушек и дедушек. Семья должна серьёзно отнестись к новой деятельности ребёнка. Семья по-новому начинает контролировать ученика. Самое главное, что может дать семья – заинтересованное отношение не только к результату, но и к процессу обучения, разумную организацию рабочего дня дома и в школе, понять необходимость воздерживаться от развлечений  и длительных компьютерных игр в вечернее время, если завтра предстоит учебный день.

      Вот те задачи, которые я ставила перед собой на этот сложный адаптационный период:

- дать понять детям, что их в школе ждали и им рады;

- сформировать дружескую обстановку в детском коллективе;

- вызвать интерес к процессу познания нового, к самому содержанию изучаемого, стараясь не увлекаться игровыми моментами;

- ознакомить учащихся с рядом правил и норм поведения, принятых в школе и требовать от детей неукоснительного их выполнения;

- выявить детей, с трудом адаптирующихся в школе и наметить пути преодоления этих трудностей совместно с психологом школы и родителями.

          Вот признаки успешной адаптации:   
     Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и даже неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игра с друзьями. 
    Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может самостоятельно сходить в туалет, столовую), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравятся   учителя, ведущие уроки в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?", он решительно отвечает: "Нет!" 

        Мне кажется, в нашем первом классе таких учеников семь. Но есть ещё два ученика, которые вызывают нашу озабоченность – это Александров Георгий и Морозов Иван. Не берусь выявлять причины этого  явления, могу только констатировать этот печальный факт. Работа по адаптации этих учеников будет продолжена.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению

Переход начальной школы на четырёхлетний срок обучения повлёк за собой обострение интереса педагога к проблеме адап...

Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению.

Переход начальной школы на четырёхлетний срок обучения повлёк за собой обострение интереса педагога к проблеме адап...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."

Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."...

Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  (подпрограмма к Образовательной программе школы)...