Использование проектной деятельности в начальной школе
статья по теме

Макаревич Алла Михайловна

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная деятельность внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в начальной школе.

«Если каждый человек на кусочке своей земли

 сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.

Латинское слово «projectus» означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике под словом «проект» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи. Он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.   

Целью проектной деятельности является успешность.  

Возможности проекта:

  • Развитие ключевых компетенций обучающихся.
  • Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.п.
  • Функционирование младшей секции в рамках школьного научного общества.
  • Формирование профессиональной компетентности  педагогов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.

Классификация проектов:

Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

Виды проектов:

Мини-проекты. Могут укладываться в 1 урок.

Краткосрочные проекты. Требуют 4-6 уроков.

Недельные проекты. Выполняются в группах в ходе проектной недели.

Долгосрочные проекты. Выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.

По комплектности выделят два типа проектов:

  • Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  • Межпредметные проекты. Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками проекты можно различить:

  • Внутриклассные;
  • Внутришкольные;
  • Районные;
  • Городские;
  • Региональные;
  • Межрегиональные;
  • Международные.

 Проект, включает в себя следующие составляющие:

проблема -  планирование - поиск информации – продукт – презентация.

Этапы проектирования:

  • выработка концепции,
  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
  • создание плана,
  • организация деятельности по реализации проекта.
  • анализ достижений поставленной цели.
  • защита проекта

Защита или презентация проектов осуществляется в форме докладов, выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек-малышек, изделий, театрализованных представлений, спектаклей, деловых игр, электронных презентаций. Обязательным должно быть поощрение – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков. 

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной проектно-исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах..

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 этап. Подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу анкетирование и т.п.)

2. Определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановки цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- понаблюдать;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

 - подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно).

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результат работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Работая с младшими школьниками, мы руководствуемся тремя принципами организации учебно-проектной деятельности:

  • Принцип доступности предполагает организацию проектной деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учеников.
  • Принцип поуровневости включает в себя управление проектной деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей учащихся, конечно, самих школьников.
  • Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого проекта, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки проектирования, исследования, как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта. Роль учителя в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

ГОУ школа № 530 уже пять лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

 В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.  Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности. 

На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Детям предлагают для выбора проекты: создание игр на учебном материале, социально значимые (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские (найди исторический корень и др.). Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу  в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.

Предлагаемые темы проектов по УМК «Планета знаний»

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

«Русский язык – твой помощник»

«Как хорошо уметь грамотно писать!»

«Проводники наших мыслей и чувств»

«Используем средства языка при общении»

«тайны русских слов»

«Летний проект»

«Покормите птиц зимой»

«Язык мой – друг мой»

«Пословица – всем делам помощница»

Литературное чтение

«Алфавит»

«Устное народное творчество»

«Народные сказки»

«Авторские сказки»

«Загадки, считалки, скороговорки»

«Любимые писатели, произведения и герои»

«Басни»

«Моя Родина»

«Сказки»

«Мастерская  слова»

Математика

«Любимое число»

«Свойства площади»

«Измерение времени»»

Геометрические фигуры»

«Симметрия»

«Вычислительные машины»

«Геометрические фигуры»

«Длина и ее измерение»

Окружающий мир

«Школа»

«Знание – сила»

«Освоение воздушного пространства человеком»

«Изучай природу своего края»

«Мы живем в космосе»

«Сохраним мир живой природы»

«Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины»

«Одежда»

«Жизнь леса»

«Физкультура и спорт»

«Культурное наследие Древней Руси»

«Растения»

«Наши питомцы»

«Мой родной край»

«Город и горожане XIX века»

«Люди и их занятия»

«По местам боевой славы»

При выполнении проектной работы  учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Ожидаемые результаты: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

Таким образом, проводимая в школе работа для ученика имеет следующие результаты:

  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Приобретения опыта планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Опыт публичного выступления.

Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

          - Школьная научно-практическая конференция «Ученые будущего».

          -  Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

          - Участие в проведении предметных декад и олимпиад в начальной школе.

         - Районная научно-практическая конференция «Первые шаги естествоиспытателя».

- Городская эколого-биологическая конференция «Юные исследователи» ДДЮТ  «У   Вознесенского моста».

- Региональная научно-практическая конференция «Первые шаги естествоиспытателя» в ДДЮТ Фрунзенского района.

- Участие в работе круглых столов.

- Осуществление мониторинга эффективности проекта.

- Обобщение полученного опыта в печатный продукт.

- Презентация полученного продукта на заседании районного МО учителей начальных классов

- Подведение итогов и обсуждение дальнейшего пути реализации проекта на школьном МО

- Опыт  проектной и исследовательской деятельности младших школьников  может быть использован в других ОУ.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Примером такого долгосрочного проекта может послужить «Фестиваль  Русского языка».

Список литературы:

  1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования. 12.09.07.
  2. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  3. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
  4.  Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
  6. Давыдова В. // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.
  7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002.
  9.  Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28.
  10. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
  11. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

Использование проектной деятельности в начальной школе

            Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентирова...

Использование проектной деятельности в начальной школе.

Данный материал, раскрываеет  возиожности использования видов проектной деятельности в начальной школе....

Использование проектной деятельности в начальной школе.

В работе показывается использование проектной деятельности с учениками начальных классов на примере создания книги- самоделки....

Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.

В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...