Использование проектной деятельности в начальной школе
статья на тему

 

              Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентированным формам организации обучения можно отнести метод проектов. Через организацию проектной деятельности у обучающихся формируются ключевые образовательные компетентности. При этом каждый учащийся включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя и приобретая новый жизненный опыт.

              Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smirnova_region.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в начальной школе.

Смирнова Елена Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 112 с углубленным

изучением информатики»

Учителя начальных классов ставят перед собой образовательные цели, связанные с личностным развитием учеников. К современным предметно ориентированным формам организации обучения можно отнести метод проектов. Через организацию проектной деятельности у обучающихся формируются ключевые образовательные компетентности. При этом каждый учащийся включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя и приобретая новый жизненный опыт.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Предлагаю свой опыт использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности. В 2011-2012 учебном году, под моим руководством, учениками 4-ых классов был создан проект ко Дню матери. Данный проект был реализован в течение ноября 2011 года, заключительный этап прошел в канун праздника «Дня матери» 25 ноября 2011 года.

Тема проекта: "Моя мама – самая лучшая"

Проблема: 

С самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любимым человеком для него остается мама. Мама - это доброта и ласка, любовь и понимание, забота и поддержка. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. Но у современных детей преобладает потребительское отношение к матери.

Цель проекта:

  • воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
  • вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
  • совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей;
  • сближение детей и родителей через совместную деятельность.

Участники проекта: ученики четвёртых классов

Срок реализации проекта: ноябрь 2011 года

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап. Разработка проектного задания.

На данном этапе определяется тема, уточняются цели, выбираются творческие группы, определяется источник информации. Учитель мотивирует учащихся, способствует принятию совместного решения по проведению праздника «Дня матери»; а также агитирует родителей на принятие участия в подготовке и проведении праздника.

Предложение темы мероприятия выбрано через осознание значимости праздника «Дня матери». Также осуществлён выбор инициативной группы учащихся, родителей для проведения праздника.

2 этап. Разработка проекта.

На классном часе была проведена беседа о мамах и о том, что Указом Президента РФ в 1998 г. был установлен праздник “День Матери в Российской Федерации”, который отмечается в последнее воскресенье ноября. Совместно с учениками было решено провести конкурсную программу для мам «Супер-мама», изготовить своими руками подарки для мам и бабушек и оформить презентацию фотографий  «Я с мамочкой своей». Также было выбрано 6 кандидатов для конкурсной программы. Мамами со своими детьми будут представлять на суд жюри свои достижения.

3 этап. Осуществление замыслов.

На занятиях по изобразительному искусству  и технологии:

  • изготовление текстильных открыток для своих мам.
  • изготовление сюрприза для мам и бабушек.
  • рисование портретов мамы

Во внеурочной деятельности:

  • подготовка мультимедийной презентации «Я с мамочкой своей»;
  • заучивание песен, стихотворений для мам, пословиц, отработка дикции, выразительности речи;
  • репетиции инсценировок, танцев.

4 этап. Защита проекта.

Конкурсная программа  “ Супер-мама ”.

Цели конкурса:

  • воспитание чувства любви к своей матери и гордость за неё, чувства уважения к родителям;
  • формирование взаимопонимания между мамами и детьми;
  • привлечение родителей к массовым мероприятиям.

Ход мероприятия:

Звучит песня певицы Трои «Мама».

Добрый вечер, милые мамы! Здравствуйте!

Мама… Это слово обращено к той, что подарила жизнь тебе, мне, ей, ему.

Наши мамы достойны того, чтобы праздники в их честь устраивали не только 8 марта, но и 28 ноября. Ведь без мам жить нельзя на свете, нет! Потому что мама вносит в повседневную жизнь красоту, нежность и очарование. А папа дополняет её рассудительностью, тактом и галантностью.

Исполняется монтаж «Мама дорогая» учениками 4 класса.

Итак, мы пригласили вас сегодня, чтобы поздравить вас с замечательным праздником Днём Матери. А ещё мы приготовили для вас конкурс “Супер-мама”, посвящённый Дню матери.

Представление жюри.

А вы, дорогие болельщики, надеюсь, не забыли захватить с собой побольше улыбок и аплодисментов для участниц нашего конкурса. Условие конкурса: в состязании участвуют мамы. Набрав большее количество очков, вы получаете шанс на выигрыш и на звание “Супер-мама”.

Звучит  песня Маши Фёдоровой “Мама”

Конкурсы:

Конкурс № 1 «Представление»

Дети совместно с мамами подготовили дома небольшой рассказ о времяпровождении в кругу семьи.

Исполняется песня «Милая мама» учениками 4 класса.

Конкурс №2. “Разминка”

В этом конкурсе предлагается сообща закончить по одной пословице.

Декламируется стихотворение «Милая мамочка моя» ученицей 4 класса.

Конкурс № 3 «Творческий»

Мамы и дети представляют совместный творческий номер.

Исполняется монтаж «Самая лучшая мама на свете» учениками 4 класса.

Конкурс №4. “Рассуждалки”

Оценивается сообразительность мам и детей.

Исполняется песня «О маме» учениками 4 класса.

Конкурс № 5 «Объяснялки»

С помощью пантомимики объяснить названия кухонных принадлежностей.

Пока жюри подводит итоги, гостей  ожидает сюрприз. Это выступление детей, концертные номера, презентация фотографий  «Я с мамочкой своей», подарки, сделанные своими руками.

Конкурсная программа стала подарком мамам  к Дню матери. Праздник получился ярким и эмоциональным и оставил у детей ощущение гордости за полученный результат. Кроме того, у ребят сформировалась положительная мотивация для продолжения работы в этом направлении. Это важно, так как наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с другими людьми Таким образом, совместный проект сближает родителей, детей и классного руководителя. Сразу возникают перспективы продолжения «творения будущего» - впереди празднование «Нового года».

Использование проектной деятельности в начальной школе.

Смирнова Елена Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 112 с углубленным

изучением информатики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

Использование проектной деятельности в начальной школе.

Данный материал, раскрываеет  возиожности использования видов проектной деятельности в начальной школе....

Использование проектной деятельности в начальной школе.

В работе показывается использование проектной деятельности с учениками начальных классов на примере создания книги- самоделки....

Использование проектной деятельности в начальной школе

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творч...

Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.

В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...