Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
статья на тему
в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети в современной жизни, предложены методы обучения и рассмотрены положительные моменты которые наблюдаются в результате формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
Бабичева Ольга Петровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова
г. Старый Оскол
Аннотация: в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети в современной жизни, предложены методы обучения и рассмотрены положительные моменты которые наблюдаются в результате формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.
В сознание молодых людей мощным потоком внедряются чуждые россиянам культура и образ жизни. Тревожным фактом следует считать нигилистическое отношение молодежи к национальной культуре, отсутствие интереса к историческому прошлому своего народа, утрата здоровой национальной гордости.
При недостатке патриотического воспитания школьников страдает и результативность образования. Для успешного проявления личности необходимо создание условий ее принадлежности к национальной культуре, сопричастности к происходящим в стране социальным и экономическим изменениям. Панические же настроения по отношению к собственной стране, ее истории и культуре не стимулируют молодого человека к получению достойного профессионального образования, а, напротив, подрывают веру в собственные силы, рождают самоощущения второсортности, поэтому патриотическим воспитанием необходимо заниматься уже в начальной школе.
При формировании гражданственности и патриотизма у учащихся необходимо преодолеть существует ряд противоречий
- Между необходимостью организации работы по патриотическому воспитанию школьников и теми настроениями, которые сформировались у них в современном мире, то есть отсутствием интереса к историческому прошлому народа, его культуре и утратой здоровой национальной гордости.
- Между необходимостью изучения родного края и отсутствием системного краеведческого образования с соответствующими программами, УМК, которые способствовали бы решению такой важной задачи, как формирование у обучающихся умений и навыков к системному изучению истории России с использованием материала о родном крае.
- Между доступностью исторической информации и утратой познавательных интересов к преподаваемым предметам.
Именно краеведческая деятельность даёт огромные возможности, которые позволят воспитать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. При этом очевиден также огромный интеллектуально-нравственный, духовно-ценностный и практический потенциал краеведения. Поэтому цель педагога – научить любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
Для этого необходимо:
- Создать условия, способствующие воспитанию у школьников чувств гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края.
- Способствовать формированию потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира
- Разработать и апробировать непрерывное краеведческое образование через урок – внеклассную деятельность.
- Развивать учебно-познавательную компетентность учащихся через организацию краеведческой работы на уроке и во внеурочное время.
Исходя из того, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учеников являются только средствами в обучении можно предложить следующие методы обучения. При этом главная задача учителя - включить учащихся в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность.
- Методы получения новых знаний;
- Методы стимулирования познавательной деятельности;
- Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
- Группа методов получения новых знаний включает в себя:
- объяснительно - иллюстративные методы;
- методы сбора краеведческого материала.
Объяснительно - иллюстративные методы: рассказ, беседа, работа с историческим документом, демонстрация.
Встречи с участниками и очевидцами событий. Новые знания учащиеся получают в ходе беседы, поэтому такой способ требует предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся: определение темы беседы, получение дополнительной информации о собеседнике, постановка системы вопросов.
Экскурсии. Такой способ получения новых знаний имеет большую силу эмоционального и воспитательного значения. Он позволяет учащимся познакомиться с реальными объектами, рассмотреть их, поделиться полученной информацией на уроке. Огромную помощь в этом направлении оказывает школьный краеведческий музей.
Группа методов стимулирования познавательной деятельности включает:
- методы стимулирования познавательного интереса,
- методы эмоционального стимулирования.
Методы стимулирования познавательного интереса: проблемная ситуация, краеведческая игра, занимательное содержание, познавательно - развивающие вопросы.
Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально - психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний.
Занимательное содержание. Метод заключается в подборе образного, яркого материала из истории края (примеры, факты, грандиозные цифры), создающие в классе атмосферу приподнятости и заинтересованности учащихся.
К методам эмоционального стимулирования относится поощрение.
Круг поощрений весьма разнообразен: похвала, одобрение, доброжелательное выслушивание, положительное оценивание, поощрение выбранного направления деятельности. В результате у учащихся усиливается интерес к ценностному объекту.
- Группа методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств: творческие задания, дискуссия, проектная деятельность.
Творческие задания представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент. Наибольший творческий потенциал содержат такие здания как сочинение, рисунок, написание стихов, составление ребусов, кроссвордов.
Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются: осмысление самостоятельно добытой информации через призму личностного отношения к ней, материализованный результат его обсуждения перед аудиторией. В школьном курсе используются творческие и информационные проекты.
Внеклассная работа по краеведению дает широкие возможности для удовлетворения дальнейшего развития индивидуальных и познавательных интересов учащихся, организации деятельности, направленной на развитие личности каждого конкретного ученика.
Цели внеклассной работы:
- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала);
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников.
Организация гражданско - патриотического воспитания учащихся на основе привлечения их к краеведческой работе создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.
В результате работы по данной теме выявляются положительные моменты:
1) повышение качества изучаемого материала, возрастает скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся.
2) ребята активнее работают на уроках;
3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;
4) система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, учитель получает возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Литература
- Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся.- Ярославль, Академия развития, 2007.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. М., Педагогический поиск, 1999.
- Григорьев Д.В. и др., Личностный рост ребенка: методика диагностирования. М.,ж. Классный руководитель, №6,2003.
- Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий.- СПб., КАРО, 2002.
- Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. –М: Academia, 2000.
- Методика историко-краеведческой работы в школ /Сост. Н.С. Борисов и др. - М.: Просвещение, 1982
- Пионтковский В. В. Педагогические основы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях регионального образования. - Якутск. 2006.
- Фридман Л.М., Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988.
- Шмидт, С. О. Историческое краеведение // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2.
10. Информационный сайт «Учительской газеты» www.ug.ru/02.03/t7.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка
В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-19251-1567340192.jpg)
Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...
Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы
В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-160753-1355038195.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике включают большой интересный ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1014406-1519165921.jpg)
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...