Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
статья на тему

Бабичева Ольга Петровна

в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети  в современной жизни, предложены методы обучения и рассмотрены положительные моменты которые наблюдаются в результате формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте

Бабичева Ольга Петровна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова

г. Старый Оскол

Аннотация: в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети  в современной жизни, предложены методы обучения и рассмотрены положительные моменты которые наблюдаются в результате формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.

В сознание молодых людей мощным потоком внедряются чуждые россиянам культура и образ жизни. Тревожным фактом следует считать нигилистическое отношение молодежи к национальной культуре, отсутствие интереса к историческому прошлому своего народа, утрата здоровой национальной гордости.

При недостатке патриотического воспитания школьников страдает и результативность образования. Для успешного проявления личности необходимо создание условий ее принадлежности к национальной культуре, сопричастности к происходящим в стране социальным и экономическим изменениям. Панические же настроения по отношению к собственной стране, ее истории и культуре не стимулируют молодого человека к получению достойного профессионального образования, а, напротив, подрывают веру в собственные силы, рождают самоощущения второсортности, поэтому патриотическим воспитанием необходимо заниматься уже в начальной школе.

При формировании гражданственности и патриотизма у учащихся необходимо преодолеть существует ряд противоречий

  1. Между необходимостью организации работы по патриотическому воспитанию школьников и теми настроениями, которые сформировались у них в современном мире, то есть отсутствием интереса к историческому прошлому народа, его культуре и утратой здоровой национальной гордости.
  2. Между необходимостью изучения родного края и отсутствием системного краеведческого образования с соответствующими программами, УМК, которые способствовали бы решению такой важной задачи, как формирование у обучающихся умений и навыков к системному изучению истории России с использованием материала о родном крае.
  3. Между доступностью исторической информации и утратой познавательных интересов к преподаваемым предметам.

Именно краеведческая деятельность даёт огромные возможности, которые позволят воспитать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. При этом очевиден также огромный интеллектуально-нравственный, духовно-ценностный и практический потенциал краеведения. Поэтому цель педагога –   научить любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Для этого необходимо:

  1. Создать условия, способствующие воспитанию у школьников чувств гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края.
  2. Способствовать формированию потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира
  3. Разработать и апробировать непрерывное краеведческое образование через урок – внеклассную деятельность.
  4. Развивать учебно-познавательную компетентность учащихся через организацию краеведческой работы на уроке и во внеурочное время.

Исходя  из того, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учеников являются только средствами в обучении можно предложить следующие методы обучения. При этом главная задача учителя - включить учащихся в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность.

  1. Методы получения новых знаний;
  2. Методы стимулирования познавательной деятельности;
  3. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
  • Группа методов получения новых знаний включает в себя:
  • объяснительно - иллюстративные  методы;
  •  методы сбора  краеведческого материала.

           Объяснительно - иллюстративные методы:  рассказ, беседа, работа с историческим документом, демонстрация.  

Встречи с участниками и очевидцами событий.  Новые знания учащиеся получают в ходе беседы, поэтому такой способ требует предварительной подготовки со стороны  учителя и учащихся: определение темы беседы, получение дополнительной информации о собеседнике, постановка системы вопросов.

Экскурсии. Такой способ получения новых знаний имеет большую силу эмоционального и воспитательного значения. Он позволяет учащимся познакомиться с реальными объектами, рассмотреть их, поделиться полученной информацией на уроке.  Огромную помощь в этом направлении оказывает школьный краеведческий музей.  

Группа методов стимулирования  познавательной деятельности  включает:

  • методы стимулирования познавательного интереса,
  • методы эмоционального стимулирования.

              Методы стимулирования познавательного интереса: проблемная ситуация, краеведческая игра, занимательное содержание, познавательно - развивающие вопросы.

Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально - психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний. 

        Занимательное содержание. Метод заключается в подборе образного, яркого материала из истории края (примеры, факты, грандиозные цифры), создающие в классе атмосферу приподнятости и заинтересованности учащихся.

            К методам эмоционального стимулирования  относится  поощрение.

        Круг поощрений весьма разнообразен: похвала, одобрение, доброжелательное выслушивание, положительное оценивание, поощрение выбранного направления деятельности. В результате у учащихся усиливается интерес к ценностному объекту.

  • Группа методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств: творческие задания, дискуссия, проектная деятельность.

        Творческие задания представляют собой учебные задания, содержащие творческий компонент. Наибольший творческий потенциал содержат такие здания как сочинение, рисунок, написание стихов, составление ребусов, кроссвордов.

        Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются: осмысление самостоятельно добытой информации через призму личностного отношения к ней, материализованный результат его обсуждения перед аудиторией. В школьном курсе используются творческие и информационные проекты.

         Внеклассная работа по краеведению дает широкие возможности для удовлетворения дальнейшего развития индивидуальных и познавательных интересов учащихся, организации деятельности, направленной на развитие личности каждого конкретного ученика.

Цели внеклассной работы:

- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала);
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников.

Организация гражданско - патриотического воспитания учащихся на основе привлечения их  к краеведческой работе создаёт благоприятные условия развития у школьников  чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.

В результате работы по данной теме выявляются положительные моменты:

1) повышение качества изучаемого материала, возрастает скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся.

2) ребята  активнее  работают  на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

 4) система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, учитель получает возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

 Литература

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся.- Ярославль, Академия развития, 2007.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М., Педагогический поиск, 1999.
  3. Григорьев Д.В. и др., Личностный рост ребенка: методика диагностирования. М.,ж. Классный руководитель, №6,2003.
  4. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий.-  СПб., КАРО, 2002.
  5. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. –М: Academia, 2000.
  6. Методика историко-краеведческой работы в школ /Сост.  Н.С.  Борисов  и    др. - М.: Просвещение, 1982
  7. Пионтковский В. В. Педагогические основы патриотического воспитания учащейся молодежи в условиях регионального образования. - Якутск. 2006.
  8. Фридман Л.М., Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988.
  9. Шмидт, С. О. Историческое краеведение  // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2.

10. Информационный сайт «Учительской газеты» www.ug.ru/02.03/t7.htm

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы

В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...