Проект «Детские экспедиции»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

   Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры.

Идея проекта: совершенствование деятельности классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию, и вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность обучающихся 1 ступени посредством использования краеведческих музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Детские экспедиции»

      Организация и сопровождение деятельности школьников, направленной на гражданско-патриотическое и духовное воспитание, на основе приобщения к краеведческому музею разных улусов.

Краткая аннотация проекта.

   Проект разработан и осуществляется инициативной группой родителей и классного руководителя Петровой Г.М. МОБУ СОШ №17 г. Якутска РС(Я).

   Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры.

Идея проекта: совершенствование деятельности классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию, и вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность обучающихся 1 ступени посредством использования краеведческих музеев.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года.

  1. 2009-2010 г.г. Организационно – подготовительный
  • Формирование рабочей группы экспедиций в Таттинский, Амгинский и Уус-Алданские улусах;
  • Исследования состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в классе;
  • Выбор места экспедиций;
  • Проведение научно-методического семинара по темам: «Исследовательская деятельность младших школьников»;
  • Проведение мастер-классов: «Методы коллективной работы над проектом», «Технология включения детей в социально значимую проектировочную деятельность»;
  • Подготовка учебно-материальной базы: приобретение компьютерной техники;
  • Подготовка нормативно-правовой базы;
  • Разработка программы «Мой исследовательский проект»;
  • Разработка системы оценки результатов организации и сопровождения поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
  1. 2010-2013г.г. Основной
  • Внедрение и апробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий;
  • Апробирование программы «Мой исследовательский проект»;
  • Организация и сопровождение детских исследовательских экспедиций;
  • Ежегодное проведение внутри классной НПК «Шаг в будущее»;
  • Создание страницы «Детская исследовательская деятельность обучающихс» на сайте школы для освещения материалов в рамках проекта;
  • Выпуск внутри классной газеты «Унугэс» для публикации проектов обучающихся;
  • Участие в городских, республиканских, региональных, международных НПК школьников;
  • Обсуждение в группе результатов деятельности. Проведение круглых столов по теме проекта.
  1. 2013г. Обобщающий.
  • Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта.
  • Презентация положительных результатов;
  • Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению детских исследовательских экспедиций школьников;

Информация об авторе проекта.

  Петрова Галина Михайловна – учитель начальных классов, победитель ПНПО «Лучший учитель России-2009», Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории.

Актуальность проекта: государственная политика патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан приобретает концептуально-программные и практические очертания. Сегодня, как никогда на государственном уровне гражданско-патриотическое и духовное воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

 Главные составляющие социального проекта:

Первое – ориентация на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, проект решает те, которые важны для данного общества.

Второе- ребенок сам принимает решения, с установкой на свободу выбора и предоставление различных возможностей знакомства с музейными собраниями.

Третье – партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, коллектив обращается к местным властям, общественным организациям и спонсорам.

  Таким образом. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное образование возможно посредством детских исследовательских экспедиций.

Цели и задачи проекта.

Цель.

Создание воспитывающей среды посредством включения школьников в совместную поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

Сохранить историческую преемственность поколений, воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов РС(Я)

и России;

формировать духовно-нравственные качества личности;

воспитывать патриотизм;

формировать проектно-исследовательские, коммуникативную, информационную компетенции у обучающихся;

способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников;

обеспечить возможности для самореализации, социализации учащихся;

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Проект направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч, а так же экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ улусов, поездок.

Проект рассчитан на начальную ступень учебно-воспитательного процесса. Организацию и руководство реализации проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, в тесной связи с родителями.

Срок реализации проекта – рассчитан на несколько лет, осуществляется поэтапно, с постепенным расширением  работы патриотической направленности.

Учебный проект: Экспедиция в «Таттинский улус»

Авторы проекта: Петрова Г.М., Бястинова Е.С.

Участники: Вырдылина Дайаана, Ханин Витя

Проект ориентирован для учащихся начальных классов. Школьные группы могут принимать участие в проекте совместно с педагогами или родителями.

Краткая аннотация проекта

В ходе реализации проекта организуются экспедиции для исследования уникального музея под открытым небом, основанным Д.К. Сивцевым-Суорун Омоллооном в селе Чоркох, музея-усадьбывеликого сына народа саха П.А.Ойуунского, этно-краеведческого музея Хадаайы в Таттинском улусе. Каждый участник проекта выполняет конкретные исследовательские задачи, использует и, формирует отчет и представляет результаты по своему сектору исследования.

Исходя из исследовательских задач экспедиционная группа загодя выбирает объект исследования, планирует проживание в условиях полевого лагеря(гостиницы).

Экспедиционная форма исследования наиболее показательна в плане образовательной задачи привития исследовательских навыков школьникам.

В начале учебного года школьникам совместно с родителями предлагается создать инициативную группу. Группа должна регулярно встречаться и обсуждать этапы подготовки проекта. Работа группы по форме напоминает работу кружка. Прежде всего этот проект ориентирован на внеклассную работу. Проект затрагивает многие вопросы духовно-нравственного воспитания. Юные участники выступают с докладами на учебных предметах по тем направления , которые разрабатываются в ходе проекта.

Нами накоплен богатый опыт организации школьных экспедиций по изучению родного края. В частности в 2011 году мы организовывали экспедицию в Таттинский Улус, в 2012 году мы провели экспедицию на реку Амга, в 2013г. в Уус-Алданский улус. Целью моей работы является описание наработанного опыта по организации учебно-исследовательских экспедиций в стиле проектной методики.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что будет, если мы не будем изучать родной край?

Проблемные вопросы

Вопросы касающиеся организации экспедиции

  • Что такое экспедиция и чем она отличается от туристической поездки или похода ?
  • Что нужно брать с собой, для того чтобы его можно было использовать в экспедиции ?
  • Какие опасности могут ожидать экспедиционную группу и как их избежать ?

Вопросы исследования экспедиции

  • Где и кем был создан музей ?
  • Какие ценные объекты и экспонаты есть ?
  • Как жили наши предки ?
  • Как изменяется быт наших предков ?
  • Какие знаменитые люди жили в Таттинском улусе ?
  • Какого природа и растительный мир Таттинского улуса ?

Учебные вопросы

  • Какими бывают музеи ?
  • Какие экспонаты наиболее интересны ?
  • Как называются предметы быта и объекты балагана и юрты ?
  • Какие обряды нужно знать ?

План проведения проекта

  1. Организационное собрание группы. Выбор исследовательских направлений участников группы.
  2. Презентация проекта экспедиции перед администрацией учебного заведения и родителям (потенциальным инвесторами). Расчет стоимости проекта.
  3. Поиск средств для реализации проекта.
  4. Подготовка оборудования, детальное планирование маршрута.
  5. Экспедиция.
  6. Представление результатов экспедиции.

Визитная карточка проекта

Визитка проекта

Публикация учителя

Печатное издание в газете «Кэскил» и в методическом журнале для учителей начальных классов «Бастакы Урдэл».

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Дневник экспедиции

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Итоговое оценивание

Бланк оценки вики-статьи

Хочется заполнить этот раздел в стиле написания научных проектов, когда оценивание является успешность прохождения проекта и достижения проектом результатов. В нашем случае целью оценивание будет – привития ответственности группы к своевременному выполнению заданий и демонстрация с целью распространения изученного.

Шаблон: Исследование – примерный план написания вики-статьи исследования учеником.

Шаблон копируется на страничку ученика.

Достижения учащихся в НПК:

2010

2

Сидоров Петя

«Влияние света, воды и температуры на рост растений» на НПК ДДТ «Шаг в будущее».

Город

2 место

2010

2

Иванов Вова

«Олонхо5о ат хайдах которо» на НПК ДДТ «Шаг в будущее».

Город

3 место

2010

2

Федоров Федя

«Вред газированных напитков» на НПК ДДТ «Шаг в будущее».

Город

3 место

2011

2

Васильев Артем

«Музыка и математика» на городской НПК «Эврика».

1 место

2011

2

Атласова Нрыйаана

«Олонхону ойуулаан кордоруу» на городской НПК «Эврика».

1 место

2011

2

Охлопкова Сайаана

«Дайконд- сладкая редька» на городской НПК «Эврика».

2 место

2011

2

Константинов Тимур

«Саха торут оонньуулара о5ону итиигэ суолтата» на городской НПК «Эврика».

3 место

2011

2

Иванова Нария

«Влияние человека на воду» на семейной НПК «Мир вокруг меня»

Город

3 место

2011

2

Никифорова Куннэй

«Сайылыгым кэрэ сибэккилэрэ» на семейной НПК «Мир вокруг меня»

Город

 2 место

2011

2

Сидоров Петя

«Влияние света, воды и температуры на рост растений» на семейной НПК «Мир вокруг меня»

Город

2 место

2011

2

Федоров Федя

«Вред газированных напитков» на семейной НПК «Мир вокруг меня»

Город

2 место

2011

2

Олесов Максим

«Тиэргэним эмтээх отторо» на семейной НПК «Мир вокруг меня»

Город

3 место

2011

3

Васильев Артем

«Создание мультфильма в домашних условиях» на городской НПК «Ступеньки к творчеству»

Город

1 место

2011

3

Федоров Федя

«Электромагнитные излучения сотовых телефонов, портативных компьютеров, телевизоров»МАН Интеллект будущего

Диплом

1 степени

Г.Обнинск

3

Федоров Федя

«Вред или польза газированных напитков» МАН Интеллект будущего

Диплом 3 степени

г.Обнинск

2012

3

Федоров Федя

«Электромагнитные излучения сотовых телефонов, портативных компьютеров, телевизоров» Всероссийская НПК «Юный исследователь»в рамках 7 г

Российского Рождественского фестиваля

Лауреат

2 степени г.Обнинск

3

Иванов Вова

«Конь богатыря в народном эпосе «Олонхо»» Всероссийская НПК «Юный исследователь»

Лауреат 2 степени

г.Обнинск

3

Мальцева Юля

«Вреден ли шум?» на Республиканской НПК «Наше здоровье в наших руках».

Республика

1 место

3

Никифорова Куннэй

«Удивительные цветы моего аласа» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня»

Республика

1 место

3

Бястинова Айсиэна

«Сахалыы аат киhи оло5ор суолтата» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня»

Республика

2 место

3

Охлопкова Сайаана

«Лекарственное растение расторопша-мягкая» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня»

Республика

3 место

3

Сидоров Петя

«Утилизация бытовых отходов» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня»

Республика

3 место

3

Корякина Айыына

Международная олимпиада «Золотое руно».

Республика

1 место

2012-

2013

4

Атласова Нарыйаана

Городская НПК «Шаг в будущее»

«Ос хоьооноорунан о5ону иитии суолтата»

Город

1 место

4

Атласова Нарыйаана

Городская экологическая НПК «Кулаковские чтения».

Город

2 место

4

Васильев Артем

Городская экологическая НПК «Кулаковские чтения» « Создание мультика «Берегите лес»».

Город

3 место

4

Иванов Вова

Городская НПК «История родного края» «П.А.Ойуунускай оло5о уонна кини дойдутун устун айан».

Город

1 место

4

Васильев Артем

Республиканская НПК «Шаг в будущее» «Изучение характера человека по его почерку».

Республика диплом

3 степени

4

Мальцева Юля

Городская НПК «Шаг в будущее»

«Определение аскорбиновой кислоты в продуктах питания».

Республика

Диплом  

3 степени

Публикации учащихся:

  • В сборнике докладов 2 Республиканского НПК «Кочневские чтения» опубликованы работы Николаевой Насти, Охлопкова Айсена, Семенова Айысена, 2009г.
  • Захарова Настя, Бястинова Айсиэна, Олесов Максим – «По следам предков» в республиканском журнале для учителей начальных классов «Первая ступенька» №3, 2010 г.
  • В сборнике докладов научных работ по экологии учащихся СОШ№17 г.Якутска «Знай, люби и изучай родной край» опубликован доклад Федорова Феди, январь 2011г.
  • О поездке на международный фестиваль в г. Москва, Санкт-Петербург, Финляндию  во время зимних  каникул в республиканской газете «Кэскил» февраль,2012г.
  • Тимуровское движение в Уус-Алданский улус с.Бэйдинэ, газета «Кэскил» 16 апреля, 2013г.
  • В сборнике докладов «100 лучших работ» Всероссийская НПК «Юный исследователь» в г.Обнинске опубликован доклад Федорова Феди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская организация вчера и сегодня"

Разработка проекта включает: программу, план, задания, оценочный лист. Расчитана на 3-4 классы...

Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"

В рамках проекта  "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя"  был создан проект:"Вода...

Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта

Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего...

Проект "Детские писатели. Агния Барто"

Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...

Урок-проект "Детская площадка"

Цель урока: развивать воображение, мышление, память, речь, самостоятельность....

Занятие по робототехнике. 2 класс. Проект «Детская площадка»

Цель: Конструирование трех моделей.Задачи: 1.Выполнить коллективный проект создания детской игровой площадки.2.Развить умения работать по предложенным инструкциям. Развивать творческий потенциал, вооб...