Выступление на методическом семинаре "Создание условий для развития познавательных УУД."
статья на тему

Кузнецова Оксана Александровна

Публичное выступление на городском конкурсе "Педагог года-2015"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

        средняя образовательная школа №21

Тема методического семинара:

«Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Кузнецова Оксана Александровна

учитель начальных классов

                  2015 г.

Науку часто смешивают со знанием.                    

Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание,

но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
                                                    Ключевский В.

Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

  Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями.

   Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Образование должно побуждать к творчеству.

  Для разрешения этого противоречия были разработан и введен ФГОС нового поколения. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. В новом ФГОС НОО на первый план выходят личностные и метапредметные результаты: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, мотивированность на получение образования на протяжении всей жизни, социальная зрелость и адаптивность, восприятие ценностных ориентиров и др.

  В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования. 

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.    

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

 Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

  Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования"

Актуальность и перспективность опыта .

Педагогическая проблема, над которой я работаю: «Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.»

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Цель моей работы: Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей на уроках в начальной школе.

Задачи: 

1.Изучить специальную литературу по выбранной теме.

 2.Рассмотреть сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших    школьников;

3.Раскрыть возможности уроков в начальной школе по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера;

4.Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках в начальной школе средствами заданий творческого характера, тренинговых заданий, в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Теоретико-методологическое обоснование

 Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю.Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора.
2.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый
Я.А. Коменский

 3.   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4. А Ж.Ж. Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
5.  «Ученикам следует – писал К.Д. Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
 6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А. Плешаков, М.И. Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу решения различных учебных задач.

Сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников:

 Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Структура опыта.

I этап – 2010 год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме.

II этап – 2012 -2014 г.-  активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию познавательных УУД, отслеживание результатов.

III этап – 2015 год (январь-май) – систематизация материалов и подведение итогов работы.

   10 лет педагогического опыта позволяют мне применять в практике только эффективные приемы и методы обучения, которые способны не только обучать, но и воспитывать ребят. В процессе обучения я использую деятельностный подход. За время работы я обратила внимания на то, что уровень мышления и творческое развитие, так необходимое в процессе обучения, с каждым разом у поступающих в школу детей становится все ниже. В чем же кроется причина этого? У большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на довольно низком уровне. Одним из способов активизации познавательной деятельности является проблемное обучение.

   Я стараюсь использовать проблемные ситуации на всех уроках в начальной школе. Никогда не даю готовую тему урока, стараюсь так подобрать материал на этапе актуализации знаний, чтобы дети смогли сами сформулировать её. На уроках я ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.) При изучении нового материала на уроках русского языка, математики, окружающего мира я подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения.

   На уроках я ставлю вопросы так, чтобы дети делали сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставляли факты. Использую на уроках проблемные и практические задания (например, исследовательские). На уроках часто использую работу в парах и группах.

    Во время групповой работы я контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.

  Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.

  Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

   Требования современного общества диктуют нам применение ИКТ в образовательном процессе.    На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Эффективно работаю с интерактивной доской SMART. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися. Я учу детей работать с презентацией на уроке, а также под моим руководством создавать свои электронные презентации.

   Использую электронные приложения к учебникам математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, обучения грамоте, разработаннные к программе «Школа России»

  Я имею свою личную страничку в Интернете на сайте по адресу : http://nsportal.ru/kuznetsova-oksana-aleksandrovna-volgodonsk , где выкладываю свои методические разработки, а также изучаю опыт коллег, участвую в педагогических форумах.

  Для формирования познавательных УУД провожу нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки.

 Одним из ведущих методов моей деятельности является метод проектов. Со своими учениками мы разработали проект «Чистая вода- живая планета». С этим проектом мы выступали на городском конкурсе экологических проектов. На предварительном этапе проводилась большая исследовательская работа, был сделан вывод о значении воды в природе и необходимости бережного отношения к ней.

  Также мы работали над проектом «Зеленый уголок» В ходе проекта ученики узнали много нового о происхождении комнатных растений, условиях их обитания, правилах ухода за ними, об экосистеме озера. Поделки для украшения зеленого уголка выполнялись на уроках технологии. Этот проект действующий. Дети перешли в пятый класс, но продолжают ухаживать за зеленым уголком

  При защите проекта, важно применять мультимедийное сопровождение. Примером этого является проект «Музыка и мы», с которым ученица выступила на конкурсе «Ученик года».

  Уже с первого года обучения с учениками выполняем проекты по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая родина». Проекты выполнены в виде фоторепортажа. Дети учатся работе с компьютером, умеют пользоваться флеш-картами, на которые собирается нужная информация . Также в первом классе мы выполняем проект «Математика вокруг нас», в ходе которого дети знакомятся с пословицами, поговорками, загадками о числах.

  Исследования представляем в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д. 

  Я всегда стараюсь привлечь к работе над проектами родителей. Очень важно. чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

При работе над проектом и защите его важно создавать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Здесь важна поддержка родителей, поэтому я всегда приглашаю их на защиту проектов.

Дидактические игры

  Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Поэтому, игра является одним из условий формирования познавательных УУД. Практически на всех уроках в начальной школе я использую дидактические игры, перфокарты, математические раскраски и раскраски по русскому языку, кроссворды, ребусы.

На уроках чтения я использую технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности. 

   Результативность применения познавательных УУД.

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

Качество знаний в 2012-2013 учебном году.

                   Качество знаний в 2013-2014 учебном году

   Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах. Дети участвуют в предметных олимпиадах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пони», «Олимпус» и занимают призовые места. Участвуют в школьных и городских конкурсах, таких якак конкурс экологических проектов «Чистая вода-живая планета», городская олимпиада «Эрудит», конкурс «Ученик года». Принимают участие в дистанционных олимпиадах на сайте «Инфоурок»

Свой педагогический опыт я транслирую на педагогических советах школы, заседаниях методического объединения, на педагогических форумах в Интернете. Разместила на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» свои методические разработки.

Ежегодно повышаю свой профессиональный уровень во время курсовой переподготовки.

С 2012 по 2014 год проходила курсы повышения квалификации по проблеме:

1.ИКТ в профессиональной деятельности: применение ПСПО-2012г.

2.Создание информационно-образовательного пространства школы средствами образовательного Интернет-портала «Дневник.ру»-2014г.

3.Основы религиозной культуры и светской этики-2013г.

4.Интерактивная доска как инструмент эффективной реализации ФГОС нового поколения-2013г.

5.Окончила дистанционные курсы по программе «Управление проектами в образовании. Технологии реализации ФГОС начального общего образования»-2014г.

В свободное время я увлекаюсь рукоделием. Поэтому мне было очень интересно участвовать в выставке цветочных композиций в 2013 году. Наша школа показывала композицию «Волгодонск- жемчужина Дона». Наша композиция заняла 2 место среди школ города.

Была награждена грамотой за второе место в городской выставке цветов и цветочных композиций, грамотой школы за добросовестный и плодотворный труд, благодарственным письмом заместителя председателя Волгодонской городской Думы Пруцакова А.В. Также дети моего класса получили много грамот за активное участие в школьных мероприятиях.

Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.

Закончить свое выступление я хочу словами английского философа Герберта Спенсера:

 «Великая ценность образования — это не знания, а действия.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...

Презентация "Создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."

Данная презентация была подготовлена для публичного выступления на городском конкурсе "Педагог года-2015".Предварительный просмотр по ссылке:  https://docs.google.com/presentation/d/1puUZMc9bPwer...

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....

Выступление на методическом семинаре . Доклад по теме:"Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе"

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.    ...

Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...