Проект по теме: «Орфограмма как субъект изучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
проект на тему

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Значит задача учителя начальных классов, - формировать орфографическую зоркость у учащихся, а одна из главных целей на данном этапе обучения - безошибочно, определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 »

с. Кара-Тюбе

Нефтекумского района Ставропольского края

Проект по теме:

«Орфограмма

как субъект изучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Автор: учитель начальных классов

 Мустафаева Таисия Залимхановна

2014-2015 учебный год

Содержание

1. Актуальность темы

2. Цель и задачи педагогического проекта

3.  Кому адресован  педагогический проекта

4. Участники проекта

5. Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

6. Рабочий план  реализации проекта

      7. Механизм оценки результатов

8. Дальнейшее развитие проекта

9. Список используемых ресурсов

  1. Актуальность темы

В сентябре 2011 года я приняла 1-ый класс, и начало работы с новым классом совпало с внедрением ФГОС в первых классах нашей школы. К моей радости, я пришла к выводу, что программа «Система Л.В.Занкова» по которой я работаю, использует методики, предлагаемые стандартами нового поколения. Применяем мы и принцип минимакса, и детей мы учим работать в парах, группах, учим само -  и взаимооценке, сотрудничеству.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.  

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. Такое образование и призвана обеспечить реализация моего педагогического проекта.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Значит задача учителя начальных классов, - формировать орфографическую зоркость учащихся, а одна из главных целей на данном этапе обучения – научить безошибочно, определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Ведущей педагогической идеей  является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

2. Цель и задачи педагогического проекта

Цель - развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи: 

1. Развитие орфографической  зоркости на уроках русского языка.

2. Установление ценностных ориентиров начального образования.

2. Определение состава и характеристики универсальных учебных действий.

3. Выявление в содержании предметных линий  универсальных учебных действий  и  определение условия формирования  в образовательном процессе  жизненно важных ситуациях.

4. Совершенствование уровня профессионализма учителя.

5. Развитие интереса учащихся к учёбе.

6.Развитие интереса к русскому языку, постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта другим ученикам.

3.  Кому адресован  педагогический проект.

В успешной реализации данного проекта заинтересованы:

- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;

- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы.

- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний

4. Участники проекта

Участниками проекта являются учащиеся 1-4 классов, обучающиеся по программе «Система Л.В.Занкова» и новым государственным стандартам нового поколения.

5.Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонетической

концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый метод.

Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Использование этих и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

6.Рабочий план  реализации проекта

 

В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции, т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е.может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху, а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами. Дети должны усвоить, что в сильной позиции стоят гласные звуки под ударением, сонорные согласные и парные согласные перед сонорными, а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки, парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными. Поэтому в настоящее время работа учителя начальных классов по орфографии в основном идёт стереотипно: дети сначала учат правило, а затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – это первый этап в формировании орфографической зоркости, а различные упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий.

Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, - это применение правила на практике на основе алгоритма. Однако в школе сложилась традиция обучения орфографии, которую можно охарактеризовать как правилоцентризм: в центре внимания авторов большинства учебников и программ, учителей и соответственно учащихся находят не орфограммы, а орфографические правила. Но орфографические правила – это следствия существования таких явлений, как орфограммы. Представляется, что познание следствий, каких – либо явлений без познания самих явлений не может быть полноценным. Поэтому все попытки формировать орфографическую зоркость не будут приводить к желаемым результатам до тех пор, пока содержательной доминантной процесса обучения орфографии в школе не станет именно орфография.

Орфографические знания могут приобрести такое качество, как системность, при условии, если школьная теория орфографии помимо орфографических правил будет включать следующие термины, понятия, сведения: понятие «орфограмм»; термин «признак орфограмм»; названия видов орфограмм; сведения о комплексах признаков орфограмм.

Наименее определённым является вопрос о количестве и названиях орфограмм, изученных в начальной школе. В образовательном стандарте общего образования по русскому языку в разделе «Орфография» перечислены следующие темы: «Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, правописание не с глаголами, правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ъ и ь, ь после шипящих на конце имён существительных и глаголов». В указанном перечне присутствуют 16 орфограмм. В современных учебниках по русскому языку для младших школьников количество орфограмм также варьируется.

Опыт работы с детьми показывает, что обучение правописанию безударных гласных представляет определённые трудности для детей. Основная задача на данном этапе – научить учащихся, видеть безударную гласную в слове. Процесс этот очень сложный и длительный. Наиболее эффективным видом работы является игра «Маячки», которая даёт возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. Выглядит это следующим образом. Даются предложения: В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята. При выполнении задания дети читают слова дважды: сначала орфографические, затем орфоэпические. Цель этого задания – обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению. Помогает и такой приём, когда дети, слышимые слова не записывают, а отмечают графически только безударные гласные (диктует учитель): На дворе горой, а в избе водой. Учащиеся отмечают, что безударная гласная О встретились три раза, а И – один раз. Затем слова проверяются устно.

Не менее интересный вид работы – подбор родственных слов с заданными корнями.

ласк-                              игр-                                 зим-

ласка                             игрушка                         зимушка

ласковый                      игры                                зимний

ласкать                         играть                              зимовать

приласкать                  игровая                            зимовка

У школьников формируется умение осознанно составлять гнёзда однокоренных слов, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей. В данном случае дети учатся обобщать материал, делать свои умозаключения, обогащать свой словарь. В течение нескольких уроков совместно с учащимися составляется алгоритм, например, «Правописание безударных окончаний имён существительных». Так как смещение падежных окончаний   е - и  -и довольно частое явление в письменных работах учащихся, прививается ученикам навыки осознанного рассуждения. По ходу изучения составляется таблица:

Склонение

Родит. падеж

Дат. падеж

Предл. падеж

1 склонение

2 склонение

-

-

3 склонение

 

В результате сравнения ученики делают вывод, что готовый алгоритм и есть то, что они составили в совместной работе. Используя алгоритм дети сами себя ведут по пути рассуждения, объясняя правописание - е и   -и в безударных окончаниях имён существительных, например: На сирени набухли почки.

Ученик должен примерно дать вот такой ответ: «На сирени. Не знаю, что писать, -е или –и. Это гласный». Необходимо проследить, в какой части слова возникла задача: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание, ударное или безударное, а для этого слова произносят вслух, делают вывод, что окончание безударное. Это существительное, значит, орфограмма – безударные окончания –е и –и в именах существительных. По роду определяют склонение «сирень» - ж.р., 3 склонение. Ставят вопрос от главного слова, определяют падеж.

Используются и другие приёмы при изучении разных орфограмм. Так, например, при нахождении темы «жи-ши» учащимся на экране предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием –жи, 3 слова с сочетанием –ши.

При изучении темы: «Глухие и звонкие согласные» ежедневно даётся задание подчеркнуть в конце или в середине слова звонкую или глухую согласную, заостряется, таким образом, внимание ученика на изучаемых орфограммах. Для формирования орфографической зоркости предлагается следующее упражнение: на доске написать по 2 слова на определённую орфограмму. Проводится игра «Спустить по лесенке»:

ле                                                     во                                             го

сне                                                   гри                                           гру

моро                                                заво                                         горо

В словах допущены согласные буквы, которые нужно проверять.

-Догадайтесь, какие это буквы?

(С каждого ряда вызывают по одному ученику. Они вставляют пропущенные парные звонкие и глухие согласные. Кто быстрее выполнит, тот и выигрывает. После этого дети пишут в тетрадях.)

На уроке русского языка при изучении темы: «Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова» предлагается детям прочитать предложение, записанное на доске: Ребята нашего класса поздравили в…т…ранов войны с праздником.

Задание: Прочитайте предложение. Какую гласную надо написать в слове ВЕТЕРАН?

Дети открывают орфографический словарь и убеждаются, как надо писать это слово.

А вот при нахождении темы: «Непроизносимые согласные», предлагается детям написать по памяти 5 слов на эту орфограмму и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово. Пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркнуть. После этого открывается экран, на котором написаны 10 слов на данную орфограмму. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая непроизносимые согласные.

Ребёнок на практике усваивает систему в буквенных обозначениях, у него развивается орфографическая зоркость. Он постоянно вынужден соотносить звучащую и графическую формы речи. Он идёт от звука к букве и к фонеме. При этом не возникает недоверия к звуку – несмотря на то, что ученик хорошо видит случай несовпадения буквы и звука.

При изучении темы «Разделительный Ъ и Ь знаки» в начале необходимо актуализировать знания учащихся о способах обозначения звука й.

Если с периода обучения грамоте детям было известно, что звук й на письме может передаваться при помощи буквы й и при помощи букв е, ё, ю, я в определённых позициях: в начале слова, после гласных. Поэтому детям предлагается для составления такие слова: полёт – польёт, сел – съел, поехать – подъехать, поёт – польёт.

Таким образом, на этапе закрепления орфографических правил, выстраивая систему орфографических упражнений, обязательно учитывается характер опознавательных признаков орфограмм, чередуя условия восприятия.

На каждом уроке русского языка обязательно проводится работа над звуками, словами, предложениями и связной речью. Выполняя эти требования, нужно включать ребусы в деформированные предложения, и работа по развитию речи пойдёт оживление.

Расхождение в количестве орфограмм вызвано, с одной стороны, тем, что авторы учебников по-разному определяют оптимальный для усвоения младшими школьниками объём информаций; с другой стороны, отсутствием обоснованных рекомендаций по отношению к наименованию видов орфограмм. Некоторые названия орфограмм отличаются от традиционно используемых в начальной школе.

При формулировании названий орфограмм следует соблюдать следующие взаимосвязанные требования.

1.Поскольку орфограмма – это написание, анне звук, то роль ключевого элемента в названии должен выполнять именно графический знак (буква, дефис, пробел).

2.Название не должно провоцировать смешение звука и буквы учащимися.

3.Название должно (по возможности) отражать проблему выбора написания применительно к орфограмме данного вида.

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные - а, о, и, е, я;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Так, учащиеся начальных классов уже знают из практики, что в приставке вообще ничего проверять не нужно - достаточно только убедиться, что “под-” - это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставок “пад-” и “пот-” в русском языке нет.

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Упражнения ,направленные на развитие орфографической зоркости:

  • Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой.
  • Игра «Найди опасное место»:учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.
  • «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора»,как только найдёте в слове «опасное место».
  • «Дырявое письмо»:если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться  и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

Кто больше насобирает орфограмм?»

          «От значения слова к правильной букве».Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность.

   Пример: храбрец от слова храбрый,

                  кофейник от слова кофе,

                  а тащить от слова тощий?

Алгоритм списывания:

  • Прочитай предложение так, как оно слышится;
  • Повтори по памяти;
  • Подчеркни «опасные места», орфограммы;
  • Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
  • Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
  • Проверь по книге.

Письмо по памяти:

  • Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  • Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  • Упражнение в запоминании.
  • Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  • Запись.
  • Проверка.

Зрительный диктант

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Выборочный  диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно. Например, постановка знаков препинания в конце предложения:

1. Прочитай предложение. О ком, о чем в нем говорится?

2. Как произносится предложение?

3. Какой знак нужно поставить в конце предложения?

4. Алгоритмы-памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки, например:

Проверь!

1. Не пропустил ли ты букву?

2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?

3. Не уверен — спроси у учителя! Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:

1. С какой буквы пишу слово?

2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?

3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

4. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

2) Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

 Виды упражнений для развития орфографической зоркости.

Орфографическое проговаривание. Учитель направляет внимание детей на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Это упражнение целесообразно выполнять в первом и втором классе, где формируется первичный самоконтроль.

Графическое выделение орфограмм - подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм (учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий).

Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении - это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске.

    Пример 1

Снежок порхает, кружится,

На  улицах бело,

Превратились лужицы в прозрачное стекло.

    Пример 2

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал.

Николай ногой качал.

    Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать различные виды диктантов, это способствует развитию зрительной памяти, и формированию навыков самоконтроля.

Виды диктантов.

    Зрительно слуховой диктант. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.

    Пример 1

В Москву.

    Мы едем  в Москву. Там увидим Кремль на Красной площади. Рядом с Кремлём течёт Москва - река.

    Пример 2

Ворона.

    Ворона - большая птица. Она строит гнездо в лесу. Ворона разоряет гнёзда мелких птиц.

    Объяснительно - предупредительный диктант применяется с целью закрепления полученных орфографических навыков. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают как их нужно писать.

    Пример

    По Волге и Дону ходят большие пароходы.

  • Заключительный

 Заключительным этапом проекта будет написание диктанта со всеми изученными орфограммами.

7. Механизм оценки результатов

Оценивать сформированность орфографической зоркости можно с помощью индивидуальных карточек, контрольных диктантов, тестов.

Любое правило можно рассматривать,  как правило игры. Любая игра представляет собой приключение, А приключение мысли! Орфография – это своеобразный лабиринт, из которой можно выбраться, если вовремя увидеть указатели и научиться им следовать.

8. Дальнейшее развитие проекта

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться  к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

Общим риском при применении этого метода может стать увлечение одним методом в ущерб другим. Поэтому предлагается при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы.

Проблемы, с которыми я столкнулась при реализации проекта учащимися первого класса:

- желание большинства детей быть «руководителями» в группе, хотя не все ещё готовы выполнять эту роль;

- приходилось больше времени уделять на организацию делового общения, умению делать адекватную взаимооценку работы в группе;

- учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели урока, так как у младших школьников велик риск увлечения одним моментом урока и отклонения от основной цели.

Решать эти проблемы мне помогали игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, мне удавалось избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяла активизировать субъектный опыт;  создавала атмосферу заинтересованности; стимулировала учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряла стремление находить свой способ решения учебной задачи.

Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

9. Список используемых ресурсов

  1. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием /Л.С. Лаптева // Начальная школа. -2004. -№8- С.58.
  2. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4- С.42.
  3. Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе.- 2005.- №4.
  4. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина "Русский язык" Учебник для 2-4 классов в 2 частях,
  5. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
  6. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 1990г.
  7. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992г.
  8. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 1994 г.
  9. Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку.
  10. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. Пос. для учителя М. 1998 г.
  11. Мейероа В.Ф. Орфограммы, связанные с употреблением букв ъ и ь //РЯШ. 1990 г, «1
  12. М.: Педагогика, 2000.
  13. festival.1september.ru
  14. www.planetaznaniy.astrel.ru
  15. pedsovet.org

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....

Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школев условиях реализации ФГОС»...

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...

Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"...