Формирование УУД у детей младшего школьного возраста
статья на тему

Зинатулина Оксана Владимировна

Продуктивное образование- это овладение УУД, умение ими пользоваться и делать анализ результатов.  В статье рассматриваются основные виды универсальных учебных действий и

важнейшие  инструменты  формирования УУД -современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД у детей младшего школьного возраста.

                                      Все дети могут успешно учиться,

                                Если школа умеет учить.

                                                        Д.Г.Левитас

        Основы умения ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации закладываются в школе. Именно в школе ребенок учится постигать незнакомое, обращает свои способности к самопознанию, самовыражению, самоопределению и самореализации.

        Процесс становления личности ребенка построен на восприятии мира, его понимании и обретении смыслов.

        Именно поэтому стандарты 2 поколения ставят перед школой задачу-формирование универсальных учебных действий.

        Универсальные учебные действия – система действий учащихся, обеспечивающая культурную идентичность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
       В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают
саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения.

                УУД должны формироваться на осознании смыслов, должны быть приняты ребенком , т.е. ребенку должен быть понятен смысл того или иного действия. В силу вступает взаимообусловленность понятий: ЗНАНИЕ-ПОЗНАНИЕ-ПОНИМАНИЕ-ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА.

        Эти понятия  можно объединить в общенаучное учение-герменевтика.

Герменевтика- наука о понимании. Какие бы задачи не ставил учитель, без понимания процесс изучения тех или иных дисциплин невозможен. Понимание смысла информации, понимание способов ее использования, умения найти противоречия и наконец, сформулировать проблему, а затем путь ее решения - это путь познавательной деятельности, которая приводит к продуктивному образованию. А продуктивное образование- это овладение УУД, умение ими пользоваться и делать анализ результатов.

        В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют  4 блока:

        Личностные УУД- позволяют сделать учение осмысленным. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

        Регулятивные УУД- обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством :

Целеполагания

Планирования

Прогнозирования

Контроля

Коррекции

Оценки

Волевой саморегуляции

        Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

        Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

        Важнейшим инструментом формирования УУД являются современные образовательные технологии.

Технология многомерных дидактических инструментов.

        Позволяет устанавливать логические связи между объектами (понятиями) определённой учебной темы, а также внутрипредметные связи, необходимые при изучении так называемых “сквозных” тем.

Дидактические многомерные инструменты – это универсальные логико-смысловые модели.

С их помощью ученики могут дать, например, полную характеристику любой части речи. Модель позволяет оценить работу обучающихся дифференцированно. Далее логико-смысловые модели используются как справочный материал при выполнении заданий, помогают закреплению и тренировке памяти.

        Технология дидактических многомерных инструментов позволяет сформировать познавательные УУД:

*получить целостное представление об изучаемом объекте;

*осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;

*делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними  и закономерности.

При использовании данных логико-смысловые модели развиваются коммуникативные универсальные учебные действия:

*усвоение основных понятий и терминов;

*развитие умений и навыков анализа текста; *применение навыков речевого общения в различных ситуациях.

На уроках  практикуют работу в малых группах, парах в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний.

        В ее  основе лежит  специально организованный учителем проблемный диалог, который является одним из основных методов на уроках, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, а именно ставить и решать проблемы.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного на уроке диалога. Сначала создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.

        Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных. Можно  предложить  ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников

Например, организовать работу в парах сменного состава поможет карточка-''посредница'', которая состоит из теоретической и практической частей. 

Один из вариантов алгоритма работы:

1.      Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3.      Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4.      Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5.      Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

Развитие организационных умений осуществляется через технологию учебного проекта.

        Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет формировать личностные качества и метапредметные умения у младших школьников.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия для достижения результатов по формированию регулятивных способов действий.

        Творческая деятельность обучающихся в группе при работе над проектом и последующая его презентация , способствуют формированию коммуникативных умений .

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

        Участие в социально-значимых акциях и социальных проектах гармонично дополняет образовательный процесс и так же позволяет работать над формированием личностных качеств.

Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.

        Так, например, в рамках образовательной системы «Школа 2100», обучают детей в дневнике фиксировать не только свои учебные, но и личностные достижения.

        Главной особенностью этого дневника, является развитие самоконтроля и саморефлексии, что направлено, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных умений: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

А для отслеживания результатов продуктивного чтения учащимися ведутся «Читательские дневники», что обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения, что, в свою очередь, формирует коммуникативные и познавательные учебные действия.

 «Портфолио» учащегося, также  позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.

        Организуя контрольно-оценочную деятельность сформированности универсальных учебных действий,  у обучающихся можно выявить:

*способность самостоятельно выполнять задания;

*способность переносить известные им способы действия, знания в новые ситуации, умение работать с информацией, овладение обучающимися диагностико- коррекционным способом работы над ошибками,

*умение обучающихся взаимодействовать в учебном сотрудничестве

*мотивацию интереса к учению.

        Таким образом, формирование УУД происходит на основе сознательного усвоения и понимания, иными словами на основе герменевтического понимания, предполагающего поливариативность, альтернативность и полилог.

        УУД на основе осознанного подхода становятся метапредметными и используемыми в любой педагогической форме и любом предмете.

И если придерживаться мнения

Ш.А Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», учитель должен создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Список литературы.

  1. А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская  Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя (Под редакцией А.Г.асмолова –М.Просвещение, 2009)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., Просвещение, 2010.
  3. В.Г.Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство:АРКТИ, 2010.