Проектная деятельность как важнейшее условие для развития творческого интеллектуального потенциала школьника.
статья на тему

Головина Оксана Анатольевна

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существуют современные образовательные технологии, которые позволяют развивать творческий интеллектуальный потенциал школьника. В своей работе я использую различные современные образовательные технологии в том числе, исследовательскую и проектную деятельность, которая осуществляется на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  как важнейшее условие для развития творческого интеллектуального потенциала школьника.

Головина Оксана Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены условные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальностью.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существуют современные образовательные технологии, которые позволяют развивать творческий интеллектуальный потенциал школьника. В своей работе я использую различные современные образовательные технологии в том числе, исследовательскую  и  проектную деятельность, которая осуществляется на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.

Что мы понимаем под методом проектов?

Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого интеллектуального  потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать

решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Проектная деятельность предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых,  дидактическими принципами:

  • принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
  • принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
  • принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
  • принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
  • принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
  • принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
  • принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

Классификация проектов.

1. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

 

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание нформационной среды класса или школы.

 4. Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

 5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По количеству участников в выполнении проектов, можно выделить проекты: личностные, парные, групповые.
            По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.

Стадии работы над проектом. Проект — это «пять П». Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио.
   
Этапы работы над проектом:

I этап: «Погружение» в проект.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.  

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
  • Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
  • По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из  изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

II этап: Планирование деятельности. Сбор и обработка информации. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.

Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.

Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.

  • Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
  • Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
  • Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
  • Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
  • Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.
  • Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
  • Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что  я чувствую по поводу данной проблемы?
  • Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
  • Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
  • Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
  • Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями сделать скворечник, сплести колье из бисера, попробовать изучить процесс горения? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.

III этап: Реализация плана действий.

Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

IV этап: Подготовка к защите проекта. Оформление результатов деятельности (изготовление продукта).

  • представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

V этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация, научная конференция, спектакль и т.д.)  Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

VI этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

          Структура реализации  работы над проектом  по классам

1 КЛАСС

С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. «Знакомьтесь, моя семья», «Здравствуй, осень», «Подарки леса», «Мое хобби», «Береги природу», «Я иду домой»,  «Безопасность в школе и дома», «В гостях у сказки», «Все профессии важны…», и т.п. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Например, с учениками выполняли проект «Дорожная азбука». Подготовка к защите проекта: дети готовили сообщения по правилам дорожного движения, загадки, стихи собственного сочинения, рисунки, фотоработы, под руководством родителей готовили презентацию, встречались с инспектором ГИБДД, делали инсценировку. В результате данного проекта учащиеся усвоили ПДД, проект был представлен в виде агитбригады по ПДД, был создан сборник стихов по правилам дорожного движения учеников 2 А класса, работы учащихся Киселевой Златы и Тарпановой Арины (рисунок, фоторабота) стали победителями районного этапа городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога глазами детей».

3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

Литературно-исследовательский проект «Добрый сказочник»

Цели проекта: формирование читательской компетентности младших школьников в области детской литературы, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Методические задачи:

• создание условий для переноса полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность (создание детьми собственных информационных объектов);

• развитие умений вести диалог, решать творческие задачи;

• воспитание понимания духовной сущности прочитанных  произведений, эстетического вкуса младших школьников.

Структура проекта:

  1. Определение тематики.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Подборка литературы.
  4. Исследовательская работа  в группах:
  •  «Страна, где рождались сказки» - знакомство с Данией.
  • «Сказка моей жизни» - биография Г.Х.Андерсена (изучают все учащиеся)
  • «Мир цветов и животных Великого сказочника».
  • «Мир добра и красоты Г.Х.Андерсена».
  • «Дружба и взаимопомощь в сказках Г.Х.Андерсена».
  1. Поездка в театр на музыкальный спектакль «Дюймовочка»
  2. Проба пера (самостоятельная индивидуальная работа; отзывы родителей и членов семьи о сказках Г.Х.Андерсена):
  • Что значит быть добрым.
  • Надо ли быть добрым в наше время.
  • Можно ли стать прекрасным лебедем.
  • Эта добрая, добрая  сказка (сочинение сказки в литературном жанре).
  • Сказка Г.Х.Андерсена – философская притча о жизни (тема для родителей).
  1. Творческая работа в группах: изготовление поделок, иллюстрирование сказок Г.Х.Андерсена, составление викторин, кроссвордов, постановка спектакля.
  2. Защита проекта (внеклассное мероприятие).
  3. Вручение дипломов.

Ожидаемые результаты обучения. После завершения проекта учащиеся смогут:

  • выделять сказки Х.К.Андерсена из числа прочих
  • назвать  не менее  10 сказок Х.К.Андерсена
  • знать биографию Х.К.Андерсена
  • выразить ощущения, чувства, впечатления, возникающие

         при  знакомстве с произведениями Х.К.Андерсена

  • создать галерею «Сказки Андерсена» (творческие работы и работы по иллюстрированию сказок)
  • оформить компьютерную презентацию по теме проекта
  • выразить собственное видение значимости хороших

          поступков  для жизни человека

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации  и оформить работу  самостоятельно.

Одним из наиболее значимых проектов, который оказал позитивное воздействие на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, являлся информационный проект филологического направления. На одном из занятий кружка «Юный исследователь» дети были введены в проблемную ситуацию: «В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во всем этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли ее создать?» Нас заинтересовало слово «Волга», оно ассоциируется с чем - то величественным, могучим, в нем есть какая-то тайна, особое звучание, и увлекла проблема создания энциклопедии слова «Волга». Как она будет выглядеть, какие разделы в неё войдут?».

Проект «Наша школа». На этапе планирования деятельности учащиеся были разделены на группы: 1. «Символы школы», 2. «Без знания прошлого – нет будущего», 3. «Успехи наших учеников», 4. «Наши учителя». Учащиеся изучили историю и традиции школы; написали сочинения  и стихи о школе; проводили беседы с директором школы, автором школьного гимна; работали с документами в школьном музее; посетили здание, где  была основана школа; подготовили презентацию. Проект был представлен на городском семинаре по краеведению.

Прогнозируемый результат

 Прогнозируемый личностный результат:  

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Заключение

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

         Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

         Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

         Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят наши результаты.

Мероприятие

Фамилия, имя ученика

Результат

Областной конкурс творческих работ учащихся «Выборы глазами детей» в номинации «Плакат»

Богатырёва Анна

Диплом

1 степени

Районный этап городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Внимание дорога!» (номинация фотоработы)

Тарпанова Арина

Грамота

 2 место

Районный этап городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога глазами детей» (номинация  рисунок)

Киселёва Злата

Грамота

2 место

  1. 1 открытая городская конкурсно-игровая познавательная программа по краеведению «Люблю тебя, моя Самара!»

команда

Диплом

2место

III городской конкурс для начинающих гуманитариев «Золотой ключик» (секция иллюстраторов)

Данилова София

Победитель в номинации «Лучшее настроение»

Районный тур VI городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку»

Богатырёва Анна

3 место

Районный тур VI городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку»

Левина Диана

3 место

Международная дистанционная олимпиада по математике

4 человека

3 человека

1 место

2 место

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку

4 человека

1 место

Список литературы

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

6. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.: 2006 г.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Создание условий для развития творческих способностей младших школьников

1 Вступление2 Значение игры3 Виды игрРоль игры в процессе обучения...

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей младших школьников

Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, т...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Проектная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей младших школьников

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в...