доклад
материал на тему

Бальчир Валерия Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sayt.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с Успенка

Доклад на тему

«Основные направления

Здоровье сберегающей деятельности учителя»

Доклад подготовила:Бальчир Валерия Александровна-

учитель начальной школы МБОУ СОШ с Успенка

Основныенаправления

здоровьесберегающейдеятельностиучителя

Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

 Р. Роллан

     Современноесостояниечеловеческогообщества, егобыстрыетемпыразвитияпредъявляютвсёновые, болеевысокиетребованиякчеловекуиегоздоровью. Охрануздоровьядетейможноназватьприоритетнымнаправлениемдеятельностивсегообщества, посколькулишьздоровыедетивсостояниидолжнымобразомусваиватьполученныезнания. Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы.Существуетмногоопределенийпонятияздоровья. Чтожеэтотакое? Здоровье – этосостояниеполногофизического, психическогоисоциальногоблагополучия, анетолькоотсутствиеболезнейилифизическихдефектов. Признакамиздоровьяявляютсяпоказателиростаиразвития, функциональноесостояниеирезервныевозможностичеловеческогоорганизма. ПоданнымНИИпедиатрии, 20% детейввозрасте 6-7 летнеготовыкобучениювшколе, а 30-35% дошкольниковужеимеютхроническиезаболевания.

Цельздоровьесбережения – обеспечитьребёнкувозможностьсохранитьсвоёздоровьенакаждомурокевшколе, сформироватьунегонеобходимыезнанияпоздоровьюсбережению,  научитьиспользоватьполученныезнаниявповседневнойжизни.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья каждый конкретный учащийся, с учётом всех индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки.  Ученик, для которого школа – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет  в её стенах частичку своего здоровья.

Известно, что урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса.

Важнойчастью здоровьесберегающейработывшколе является рациональнаяорганизация  урока. Отправильнойорганизацииурока, уровняего гигиеническойрациональностиво многом зависитфункциональноесостояниешкольниковв процессеучебнойдеятельности, возможностьдлительноподдерживатьумственнуюработоспособностьна высокомуровнеи предупреждатьпреждевременноенарушениеутомления. Нельзязабыватьи о том, что гигиеническиеусловиявлияютна состояниеучителя, его здоровья. А это, в своюочередь, оказываетвлияниена состояние  здоровья и учащихся.

Остановлюсь на требованиях, которыеследуетсоблюдатьучителю курокуспозицийздоровьесбережения:

  • Обстановкаи гигиеническиеусловияв классе (кабинете): температураи свежестьвоздуха, рациональностьосвещенияклассаи доски, наличие/отсутствиемонотонных, неприятныхзвуковыхраздражителейи т. д.
  • Количествовидовучебнойдеятельности: опросучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматриваниенаглядныхпособий, ответына вопросы, решениепримеров, задачи др. Норма: 4—7 видовза урок. Однообразностьурокаспособствуетутомлениюшкольников.
  • Средняяпродолжительностьи частотачередованияразличныхвидовучебнойдеятельности. Ориентировочнаянорма — 7—10 минут.
  • Количествовидовпреподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельнаяработаи т. д. Норма: не менеетрех.
  • Чередованиевидовпреподавания. Норма: не позжечем через 10—15 минут.
  • Наличиеи выборместана урокеметодов, способствующихактивизацииинициативыи творческогосамовыражениясамихучащихся, когдаони действительнопревращаютсяиз «потребителейзнаний» в субъектовдействияпо их получениюи созиданию. Это такиеметодыкак методсвободноговыбора (свободнаябеседа, выбордействия, выборспособадействия, выборспособавзаимодействия, свободатворчестваи т. д.); активныеметоды (ученикив ролиучителя, обучениядействием, обсуждениев группах, ролеваяигра, дискуссия, семинар, учениккак исследователь); методы, направленныена самопознаниеи развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценкии взаимооценки).
  • Местои длительностьпримененияТСО (всоответствиис гигиеническиминормами).
  • Позаучащихся, чередованиепозы (наблюдает лиучительреальноза посадкойучащихся; чередуются липозыв соответствиис видомработы).
  • Наличие, место, содержаниеи продолжительностьоздоровительныхмоментовна урокефизминутки, динамическиепаузы, минуткирелаксации, дыхательнаягимнастика, гимнастикадля глаз, массажактивныхточек.
  • Наличиев содержательнойчастиурокавопросов, связанныхсо здоровьеми здоровымобразомжизни.  Формированиеотношенияк человекуи его здоровьюкак к ценности; выработкапониманиясущностиздоровогообразажизни; формированиепотребностик здоровомуобразужизни.
  • Наличиемотивациидеятельностиучащихсяна уроке. Внешняямотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательныймоменти т.п. Стимуляциявнутреннеймотивации: стремлениебольшеузнать, радостьот активности, интереск изучаемомуматериалуи т. п.
  • Психологическийклиматна уроке. Взаимоотношенияна уроке: междуучителеми учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учетвозрастныхособенностей: достаточный — недостаточный); междуучениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
  • Наличиена урокеэмоциональныхразрядок: шутка, улыбка, юмористическая илипоучительнаякартинка, поговорка, известноевысказывание (афоризм) с комментарием, небольшоестихотворения, музыкальнаяминуткаи т.п.
    В концеурокаобратитьвниманиена следующее.
  • Плотностьурока, т. е. количествовремени, затраченногошкольникамина учебнуюработу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
  • Темпокончанияурока:

быстрыйтемп, «скомканность», нет временина вопросыучащихся, быстрое, практическибез комментариевзаписываниедомашнегозадания;

спокойноезавершениеурока, учащиесяимеютвозможностьзадатьучителювопросы, педагогкомментируетзаданноена дом задание, учительи учащиесяпрощаются.

задерживаниеучащихсяв классепослезвонка (наперемене).

                Структурарациональнойорганизацииурока

Факторыурока

Уровеньгигиеническойрациональностиурока

1

Плотностьурока,т. е. количествовремени, затраченноешкольникамина учебнуюработу.

Неменее 60% инеболее 75%

2

Числовидовучебнойдеятельности: опросучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматриваниенаглядныхпособий, ответына вопросы, решениепримеров, задачи др

4-7

3

Средняяпродолжительностьразличныхвидовучебнойдеятельности

Неболее 10 минут

4

Частотачередованиявидовучебнойдеятельности

Сменанепозднее, чемчерез 7-10 минут

5

Числовидовпреподавания:словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельнаяработа

Неменее 3

6

Наличиеэмоциональныхразрядок (число)шутка, улыбка, юмористическая илипоучительнаякартинка, поговорка, известноевысказывание (афоризм) с комментарием, небольшоестихотворение,музыкальнаяминуткаи т.п.

2-3

ТаблицазаимствованауН.К. Смирнова «Здоровьесберегающиеобразовательныетехнологии»

Даннаяструктураоптимальноподходитдляпроведенияуроков, позволяетизбежатьутомленияучащихся, свестикминимумуучебныйстресс, помогаетдостичьхорошихрезультатоввпреподавании.

Рациональноечередованиевидовдеятельностипомогаетизбежатьснижениявнимания, усталости. Разнообразиетиповвзаимодействиянаурокеобеспечиваетактивныйстереотипповеденияучащихсянаурокеиснимаетусталость, делаетурокболееэмоциональным.

Азначит, детибудутздоровыиуспешноучиться.

Организуя воспитательно-образовательный процесс в школе необходимо обратить внимание на созданиерациональногорасписанияучебныхзанятий, учитывающегосложностьпредметови преобладаниединамического илистатическогокомпонентовво времязанятий.

Являясьосновныморганизационнымдокументомобщеобразовательнойшколы, расписание уроковопределяетхарактерипродолжительностьучебнойнагрузкиучащихсявшколеидоманапротяжениидня, недели. Отучебногорасписаниявомногомзависитдинамикаучебнойактивностииумственнойработоспособностиучащихся. Аэто, всвоюочередь, либопредотвращает, либоспособствуетнаступлениютакихопасныхдляздоровьяшкольниковсостояний, какутомлениеипереутомление.

Всовременнойшколесоставляетсяоптимальноеучебноерасписание, котороесоздаетнаилучшиевконкретныхобстоятельствахусловиядляеенормальногофункционированияисохраненияздоровьяучащихся, нонеявляетсяидеальным. Какправило, ононесоответствуетгигиеническимтребованиямиявляетсяфакторомрискадляздоровьяучащихся.

Негативныедляздоровьяучащихсяпоследствиятакогоучебногорасписаниячастоусугубляютсяещеитем, чтомногиеучителяневидятместосвоегопредметавсистемеучебногодняконкретногокласса, а, следовательно, неучитываютпредыдущуюипоследующуюнагрузкуучащихся, неанализируютинепрогнозируютдинамикуихучебнойактивностииумственнойработоспособностинасвоемуроке, незамечаютвремянаступленияутомления.

Однимизнаправленийвздоровьесберегающейдеятельностиучителядолжнастатьорганизацияправильногорежимадня, т.к. режимвлияетназдоровье, учебу. Учительспомощьюмедицинскихработниковиродителейможетпомочьдетямпроанализироватьсвойраспорядокдня, скорректироватьего, болеерациональновыстроитьрежимднядома. Регулярныезанятияспортом, организуемыеучителямифизическойкультурыиначальныхклассовшколы, иродителями, веселыеспортивныесоревнованиямеждуклассами, выполнениеразличныхспециальныхкомплексовупражнений, совместныепрогулки, экскурсиинаприроду, походы, соблюдениережимадня - всеэтопомогаютснизитьутомляемость, усталость, справлятьсясучебныминагрузками, азначит, добиватьсяуспеха.

Началошкольногообучениясвязанонетолькосизменениемрежимаребёнка, укладаегожизни, ноиведёткповышениюзаболеваемости. Младшийшкольныйвозрастсоставляетпериодактивногосовершенствованиямышечнойикостнойсистемы. Костидетейпридлительныхнапряженияхинеправильныхположенияхтелалегкоподвергаютсяискривлению.  НеуравновешенностьЦНСобуславливаетеёбыструюутомляемость, повышеннуювозбудимость, кратковременностьактивноговнимания. Сучётомфизиологическихвозможностейдетскогоорганизмадляучеников 1-хклассовпродолжительностьурокасоставляет 35 минут. Дляснятияутомленияиповышенияработоспособностишкольниковрекомендуетсявобязательномпорядкепроводитьфизкультминутки в начальной школе. Самаяутомительнаянагрузкавначальнойшколе, являетсянагрузка, связаннаясподдержаниемрабочейпозынауроке.

Наурокеможноиспользоватьэлементызрительно-пространственнойактивности – этоработасрасположенныминастенахкласснойкомнатыкарточками. Ещёвариантзрительно-пространственнойактивностидетей – использованиеразныхвидовтраекторий, покоторымдети «бегают» глазами. Учащиеся «пробегают» глазамипозаданномунаправлению, обязательностоя. Можноиспользоватьгимнастикудляглазвовремядинамическихпаузнауроке.

Хочетсясказатьещёотом, чтовысокпроцентдошкольниковснарушениемтелосложенияиосанки. Развитиюдефектовосанкиспособствуютинесоответствующаямебель, инеудобнаяодежда, неправильныепозыипривычкидетей (например, садятсянасогнутуюподсебяногу). Сприходомребятвшколу, проблемсосанкойстановитсябольше. Наблюдаетсяискривлениепозвоночника (сколиоз), плоскостопиеиассиметричноеположениеплеч.

Основнымисредствамиформированияправильнойосанкиикоррекцииеёнарушенийявляютсязанятияфизическимиупражнениями.

Возможнымявляетсяииспользованиенаурокетакоголечебногоиоздоровительногометода, какрелаксация. Релаксация – этоодинизпутейпреодолениявнутреннегонапряжения, основанныйнаболееилименеесознательномрасслаблениимышц. Нашидетикаждыйденьиспытываютнасебеповышенныепсихическиеифизическиенагрузки.Обучаядетейметодамрелаксации, учительпомогаетимснятьвнутреннеемышечноенапряжение, успокоиться, темсамымпривестинервнуюсистемуипсихикувнормальноесостояниепокоя.

ВосновуорганизациифизкультминутоксмладшимишкольникамиможноположитьдыхательнуюгимнастикуСтрельниковой. Данную дыхательную гимнастику можно сочетать с элементами самомассажа. В комплексвключеныупражнениядыхательнойгимнастики, улучшающиекислородныйобмен, дающеехорошийоздоровительныйэффект.Особенностьюэтойметодикиявляетсясочетаниедыхательныхцикловсдвижениямителаребёнка. УпражнениядыхательнойгимнастикиСтрельниковойактивновключаетвработувсечаститела: руки, ноги, голову, брюшнойиплечевойпоясивызываютобщуюфизиологическуюреакциювсегодетскогоорганизма. Конечно, необходимамотивациядлявыполнениядыхательнойгимнастики. Уучащихсяначальныхклассовотсутствуетмотивациясохраненияиукреплениясвоегособственногоздоровья. Поэтомуследуетпровестивводнуюбеседуоважноститакихупражнений.

Немаловажную роль в деятельности учителя занимает обучение ребёнка общеучебным  принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

    Каждый учитель в процессе преподавания своей дисциплины должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. Необходимо добиваться понимания каждым ребёнком того, что как он будет относиться к своему здоровью, так и будет происходить процесс обучения, воспитания и его дальнейшая жизнь. Учить правильно оценивать своё физическое, психическое и душевное состояние, правильно организовывать учебную и внеурочную деятельность. Формировать у учащихся правильную осанку – одна из ключевых задач здоровьесберегающих технологий, сюда же относятся здоровое питание, категорический отказ от курения, алкоголя и наркотических (психотропных) веществ, негативное отношение к таким продуктам как «Кока-кола», всевозможные чипсы и других продуктов того же плана. Правильно организовывать режим труда и отдыха, режим питания, режим сна, личной гигиены. Учащимся необходимо давать знания по поведению в чрезвычайных ситуациях, мерах и профилактике травматизма, факторах, разрушающих здоровье. Телевидение и компьютер отнимают у учащихся много времени. Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, нормальный  и полноценный  сон отодвигаются на задний план. Отсюда вытекают перегрузки, нервозность, неадекватное поведение. Нам педагогам просто необходимо объяснять учащимся о вредности ряда  программ, непримиримого отношения к ним. Советовать какие передачи и сколько времени смотреть. Это образовательные передачи о природе, передача «Галилео»,  и другие. Рекомендовать соответствующую литературу, проводить классные часы, игры, диспуты, поддерживать тесный контакт с родителями, которых учить объяснять своим детям о важности ответственного отношения к своему здоровью  и т.д.

Итак, если правильно организовать деятельность на уроке, а именно, строго дозировать учебную нагрузку, строить урок с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдать гигиенические требования, соблюдать режим дня, создать рациональное расписание учебных занятий, обучать ребёнка способам и методам охраны и укрепления здоровья,то здоровье детей можно сберечь.

       Кратко можно суммировать основные рекомендации   по организации здоровье сберегающей деятельности в школе следующим образом:

  • Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  • Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....