Звуковой строй русского языка и его графика.
методическая разработка по теме
В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_3._zvukovoi_stroi_russkogo_jazyka_i_ego_grafika.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковой строй русского языка и его графика
В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).
В русском языке 6 гласных фонем: [а, о, у, ы, и, э] — и 36 согласных.
Сильные позиции для гласных фонем — стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме [й’]) — находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»).
В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода — о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз — на конце с).
В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения.
Важны для методики обучения грамоте особенности графической системы русского языка:
В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором — л твердый.
- Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначают два звука: твердый и мягкий - рама, река.
Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж — всегда твердые звуки.
3. Звук [й’] (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой й, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка — [йол]ка, Яша — [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя — мо[йа], поехали — по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн — [в'[йу]н], подъезд— под[йэ]зд).
Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории.
4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол — уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба — [л'и]па, [Л'э]на, [м'а]гкий, [л'он], [Л'у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п'эс'н'ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.
5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция — под ударением, слабая позиция — безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова — вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз — морозы, дома — дом).
При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь — гость, груздь — грусть и т. п.), закон ассимиляции по звонкости-глухости согласных (сжать — [жа]ть, счет — [що]т, позже — по[же] и т. п.), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный — «грусный», сердце — «серце», солнце — «сонце» и т. п.). С такими явлениями русской фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согласными — во II классе.
6. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.
Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.
Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы — точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.
Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные — роль «ртосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) — ма, закрытые типа гс — ам, и типа сгс — мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг — три, сссг — стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.
Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...
" Описание авторской модели универсального пособия по русскому языку для начальной школы "Звуковой светофор "
Звуковой светофор можно разбить на 2 сектора: 1- цветной сектор 2- обозначения орфограмм. для крепления можно использовать гайку и винтик из школьного конструктора. Чтобы светофор прослужил дольше, мо...
Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"
Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....
Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов
Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...
Методические подходы к изучению звуковой системы русского языка в начальной школе
Перед начальной школой стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями и умениями, чтобы дальнейшее обучение не доставляло трудностей. Без фонетики невоз...
Комплекс дидактических упражнений по овладению лексико-грамматическим строем речи русского языка младшими школьниками с русско-киргизским билингвизмом
Подобран и адаптирован комплекс дидактических упражнений, основанный на принципах и методах преподавания русского языка как иностранного, который был разбит на тематические блоки (осень, овощи, фрукты...