Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии. Опыт работы.
    статья (3 класс) на тему

    Описание многолетней работы учителя, совмещающего доллжности воспитателя ГПД, педагога даплолнительного образования, классного руководителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии.

      Постоянно изменяющийся  высокотехнологичный мир требует перемен и в системе образования.

      И сегодня одной из главных задач образования является адаптация ребёнка к современным условиям, подготовка его к жизни. Значимость приобретают такие образовательные цели, как развитие инициативности, самостоятельности осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, умения решать нестандартные жизненные задачи.

      Не уменьшая значимости интеллектуального развития, следует признать, что фундаментальной основой для успешности обучения ребёнка и его адаптации к условиям окружающего мира, является здоровье.

      Но лишь около 12% учащихся школ практически здоровы по данным НИИ педиатрии.

      Среди основных факторов, ослабляющих здоровье школьников, можно выделить следующие:

    -малоподвижный образ жизни;

    -умственные и нервно-психические перегрузки в связи с резким возрастанием информационного потока;

    -плохая экология.

      Всё это указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и улучшение здоровья школьников. Поэтому одним из самых актуальных образовательных подходов становится здоровьесберегающая педагогика. Её основой можно признать здоровьесберегающие технологии - совокупность приёмов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников без ущерба для их здоровья.

          Здоровьесберегающие технологии я использую с 2004 года. Работа по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова позволяла не переутомлять детей, не перегружать их память, снизить детскую  тревожность благодаря безотметочному обучению - всё это способствовало созданию комфортной психологической атмосферы на уроках и положительно влияло на состояние здоровья учащихся.

       Режим полного дня, в котором работает наша гимназия, тоже позволяет применять различные технологии здоровьесбережения, способствуя формированию образовательного пространства, объединяющего внеклассную работу, образовательный и оздоровительный процесс.

      Изучив листок здоровья детей, пришедших в первый класс, я получила следующие данные:

    - 4 учащихся имеют подготовительную медицинскую группу здоровья (наличие хронических заболеваний, серьёзных отклонений в здоровье);

    -у 12 учащихся вторая медицинская группа здоровья;

    - 8 учащихся имеют первую медицинскую группу здоровья.

      И поняла, что для реализации задач сохранения здоровья и оптимизации учебного процесса,  необходимо создание для  учащихся здоровьесберегающей среды.

      А ведь по статистике за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза! Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, я поставила для себя следующие задачи:

    1.поиск новых  здоровьесберегающих образовательных технологий;

    2.объединение их в целостную систему, охватывающую урочную и внеурочную деятельность, а также работу с родителями.

      Для реализации поставленных задач я, прежде всего, обратилась к трудам современных авторов, изучающих проблемы здоровьесбережения.

       Н. К. Смирнов, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО г. Москвы  определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как «совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья».

        Но учащиеся будут принимать педагогику здоровьесбережения, только когда здоровый образ жизни станет нормой жизни для педагога.

       В.В. Колбанов, заведующий кафедрой валеологии АППО г. Санкт – Петербурга,  определяет здоровый образ жизни как «максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно регулируемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода  и достижению активного долголетия».

      Для эффективного внедрения основ здорового образа жизни  в свою педагогическую практику я осознала необходимость следующих перемен в себе:

    1.изменение мировоззрения, отношения к себе, к своему жизненному опыту с  позиции здоровьесбережения;

    2.изменение отношения к учащимся: педагог должен  принимать ребёнка таким, какой он есть;

    3.изменение отношения к задачам учебного процесса, планируя не только достижение дидактических целей, но и оздоровительных.

      Данные изменения определяют пути повышения педагогического мастерства учителя, первоначального осознания  собственных проблем,  их психологическую проработку и освоения на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

        И прежде всего, для достижения эффективности применения здоровьесберегающих технологий, нужно учитывать стиль общения педагога с учащимися. В данном случае, единственным стилем общения, соответствующим принципам здоровьесбережения, является демократический.

    Поэтому я в своей работе стараюсь общаться с учащимися с позиции дружеского взаимопонимания, вызывать у детей положительные эмоции, уверенность в себе, помочь им понять ценность сотрудничества в совместной деятельности.

      На практике я убедилась, именно демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности, возможность не бояться ошибиться при решении поставленной задачи.

      Именно демократический стиль близок по духу педагогике здоровьесбережения.

       Помимо выбора демократического стиля общения, я решила следовать  в своей работе принципам   здоровьесберегающих образовательных технологий (« Не навреди!», принципы сознательности, систематичности и последовательности, постепенности, индивидуализации и доступности, непрерывности, всестороннего и гармоничного развития личности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, активности и системности чередования нагрузки и отдыха, акмеологического подхода и аксиологического подхода, природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности).

      Большую долю внимания я уделила здоровьесберегающим технологиям в работе группы продлённого дня.

      В гимназии группы продлённого дня работают по режиму, в котором сочетаются организация занятий, отдыха, прогулок, работа кружков и секций дополнительного образования, создаются условия для психодинамического, физиологического и личностного развития детей. Но нельзя забывать о роли педагога-воспитателя в формировании здоровьесберегающей среды в каждой  группе.

        Свою работу в группе продлённого дня в рамках педагогики здоровьесбережения определяю так:

    -слежу за охраной жизни и здоровья детей;

    - провожу клубные часы и внеклассные занятия, формируя у учащихся элементарные представления о значении физкультуры для здоровья человека, о закаливании организма, о необходимости выполнения режима дня и правил личной гигиены, правил охраны жизни и здоровья, правил поведения в чрезвычайной ситуации, сочетая практические и теоретические методы работы;

    -провожу с детьми физкультминутки, включающие в себя упражнения различной  направленности во время самоподготовки и коллективных занятий, а также «минутки покоя»;

    -приучаю к сознательному выполнению правил личной гигиены в школе и дома, выполнению физической зарядки, соблюдению правил техники безопасности на уроках, прогулках, во время экскурсий;

    -провожу беседы о предупреждении травматизма в школе, дома и на улице;

    - знакомлю с правилами дорожного движения;

    -слежу за осанкой учащихся во время работы за партой, за соблюдением воздушного режима и правильного освещения;

    -привлекаю к занятиям в спортивных секциях;  

    -ежедневно провожу в группе продлённого дня подвижные игры и совместно с учащимися составляю картотеку подвижных игр, предназначенных для проведения на улице и в помещении;

    -организовываю спортивные эстафеты, поединки, состязания, шахматно-шашечные турниры, а также  спортивные занятия под руководством учителей физической культуры;

    -руковожу работой над социальным проектом «Будьте здоровы!»;

    -анализирую педагогическую ситуацию и моделирую систему взаимоотношений

     в условиях педагогики оздоровления;

    -провожу работу по изучению личности ребёнка;

    -выявляю проблемных детей с точки зрения воспитателя, логопеда, психолога и организую консультации службы сопровождения.

      Среди здоровьесберегающих технологий,  применяемых  в группе продлённого дня, особо хочется отметить прогулку. Для неё оздоровительная задача является определяющей, но реализуется в сочетании  с проявлениями социальной, познавательной, художественной деятельности учеников.

    Работая в группе продлённого дня, я использую следующие виды прогулок: прогулка-наблюдение; спортивная прогулка, творческая прогулка, прогулка, носящая развлекательный характер, прогулка-экскурсия, прогулка –практикум, прогулка-поход, прогулка-задание.

      Прогулка является уникальным средством, позволяющим решать воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи.

        Работая воспитателем в группе продлённого дня, я стремлюсь постоянно повышать свой уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также служить положительным примером для учащихся.

      Следующим аспектом в моей работе по созданию  здоровьесберегающей среды, стала работа с родителями. Здесь я могу отметить следующие направления:

    1.проведение совместных спортивных праздников «Мама, папа, я- спортивная семья», «А, ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир», «Весёлые старты»;

    2.занятия, включённые в родительские собрания, освещающие такие вопросы, как:

    -особенности организации режима дня младших школьников;

    -возрастные особенности детского организма;

    -принципы организации труда и отдыха учащихся начальной школы;

    -технологии здоровьесберегающего обучения в школе;

    3.анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения;

    4.задействование родителей в проведении классных мероприятий, посвящённых оздоровлению (дни здоровья, экскурсии, походы и т.д.), в уборке класса, в работе над социальным проектом «Будьте здоровы!».

      Таким образом, родители нашего класса стали активными участниками в работе над созданием здоровьесберегающей среды.

       В 2008 году я начала целенаправленно формировать  здоровьесберегающую среду в классе во время учебного процесса.

      Каждый учебный день мы начинаем  с утреннего сбора. Проводится утренний сбор на ковровом покрытии, где все садятся в круг и приветствуют друг друга. Затем проводится беседа с учащимися, помогающая положительно настроиться на предстоящий учебный день. Заканчивать утренний сбор мы предпочитаем высказыванием добрых  пожеланий собравшимся. Данная технология способствует созданию комфортного психологического  климата в классе, помогает детям сплотиться и положительно влияет на их здоровье.

      Следующий обязательный момент нашего учебного дня - зарядка. В самом начале обучения в первом классе я разучила с детьми несколько комплексов общеразвивающих упражнений для различных групп мышц. Теперь зарядку в классе ежедневно проводят дежурные ученики. Мы постоянно разучиваем новые, более сложные комплексы общеразвивающих упражнений.

      Далее  на каждом уроке проводятся две физкультминутки для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного переутомления и снятия статического мышечного напряжения. Физкультминутки проводятся с учётом специфики предмета, при необходимости с музыкальным сопровождением, элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав физкультминутки могут входить следующие упражнения: по формированию осанки, по укреплению зрения, на укрепление мышц рук, для отдыха позвоночника, для ног, выполняемые на ковре, релаксационные для мимических мышц лица, на выработку правильного дыхания, а также потягивания и самомассаж.

      Поскольку в моём классе четверть учащихся имеет проблемы со зрением, на каждом уроке  мы проводим гимнастику для глаз.

      Физкультминутка проводится в чистом, проветренном помещении. Обязательное условие проведения физкультминуток- положительный эмоциональный фон.

       При необходимости физкультминутки заменяются «минутками покоя», помогающими учащимся расслабиться.

      Во все уроки я включаю эмоциональные разрядки: шутки, улыбку, небольшие стихотворения, афоризмы, музыкальные минутки, юмористические картинки.

       На каждом уроке я использую рефлексию (от латинского reflexio- обращение назад).

    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.

      Проведение рефлексии не только содержания учебного материала и деятельности, но и настроения и эмоционального состояния, позволяет установить эмоциональный контакт с   классом, узнать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке и при необходимости принять адекватные меры.

        В самый первый учебный день я познакомила учащихся с групповой формой работы, в которой ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, занимая активную позицию в процессе обучения. Положительное влияние такой формы работы на здоровье учащихся состоит в том, что они дают каждому ребёнку возможность получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у  детей, имеющих трудности в обучении, развивается школьная тревожность; позволяют ребёнку утвердиться себе, попробовать свои силы; способствуют формированию мотивации к обучению.

       Также с первого учебного дня было организовано дежурство детей по классу, благодаря которому учащиеся самостоятельно приучались следить за выполнением элементарных правил гигиены, соблюдением чистоты в классе.

        В первом классе учащимся было предложено на выбор писать ручкой или карандашом. Многие дети в классе, не чувствуя себя достаточно уверенно и испытывая страх  перед ошибками, сделали свой выбор в пользу карандаша. Карандашом было позволено писать до тех пор, пока сам ученик не решал, что он готов работать ручкой.

      При проверке письменных работ учащихся в 1-2 классах я отказалась от красной пасты, так как красный цвет, по данным психологов,  вызывает негативные эмоции, заменив его зелёным.

    Такие простые  приёмы позволили значительно снизить детскую тревожность в нашем классе и способствовали скорейшей адаптации детей к школе.

        В дальнейшей работе стараюсь проводить как можно больше уроков нетрадиционной формы, таких как урок-игра, дискуссия, викторина, путешествие, уроки в форме соревнований и игр, уроки-сказки, уроки-сюрпризы.

      Нетрадиционные уроки развивают способности ученика, формируют интерес к учению, снимают напряжение и скованность, оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей. Они положительно влияют на уровень адаптации, мотивацию, снижают тревожность.

      В мае 2011 года я проводила анкетирование учащихся, которое показало, что детям больше всего запомнились и понравились уроки, проведённые в нетрадиционной форме.  Можно сделать вывод, что учебная деятельность на уроках нетрадиционной формы вызывает у учащихся радость, удовлетворение, сохраняет физическое и психическое здоровье.

       Если позволяет специфика урока, учащиеся во время него  перемещаются по классу, объединяясь в различные группы, выполняя разнообразные задания, что способствует повышению двигательной активности  и интереса к уроку, снижая при этом утомляемость. Некоторые уроки проводятся на ковровом покрытии, что очень нравится детям. На уроках для работы я стараюсь использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению, превращая таким образом детей из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

       Многие уроки строятся таким образом, что учащиеся могут выполнять разноуровневые дифференцированные задания на выбор, по своему желанию, что снижает негативные психоэмоциональные затраты у ребёнка на уроке. Большинство творческих заданий выполняется по желанию. И, хочется отметить, что в начале обучения только уверенные, сильные ученики выполняли задания такого характера и показывали её остальным, а сейчас,  в третьем классе, желание выполнить творческую работу и показать её учителю и одноклассникам, появилось практически у всех учеников, благодаря созданной атмосфере доверия, сотрудничества и дружеской поддержки.

       На уроках я стараюсь создавать ситуации успеха путём снятия страха, авансирования успешности результата, скрытого инструктирования, хвалю учащихся как за общий результат, так и за отдельные  выполненные этапы задания, повышая активность детей на уроке и снижая тревожность.

      Каждый свой урок я анализирую с позиций здоровьесбережения, учитывая:

    1.обстановку и гигиенические условия в кабинете;

    2.число видов учебной деятельности;

    3.среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

    4.чередование видов преподавания;

    5.наличие на уроке методов методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; это такие методы, как:

    -метод свободного выбора ( свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества);

    -активные методы ( ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, ученик как исследователь);

    -методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, воображения, самооценки и взаимооценки);

    6.место и длительность применения ТСО;

    7.позы учащихся, чередования поз;

    8.физкультминуток и других оздоровительных моментов на уроке;

    9.наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности и используемые учителем методы для повышения данной мотивации;

    10.наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

    11.психологический климат на уроке;

    12.наличие на уроке эмоциональных разрядок;

    13.плотность урока ( количество времени, затраченного учащимися на учебную работу);

    Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности;

    14.темп и особенности окончания урока.

        Одним из важнейших факторов  здоровьесбережения  можно считать применение компьютерных технологий на уроках .Это позволяет совместить игровую и учебную деятельность, обеспечивая смену её видов; повышает интенсивность учебного процесса и  усиливает мотивацию к учёбе, развивает индивидуальные возможности ребёнка, осуществляет его познавательное развитие, позволяет изменять темп и формы изучения материала- всё это делает компьютер незаменимым помощником учителя в снижении утомляемости учащихся. Но, по исследованиям учёных, компьютер влияет на все биологические характеристики организма и, в первую очередь, на его физическое и психическое состояние. У учащихся младших классов компьютер прежде всего вызывает « компьютерную зависимость», а также оказывает негативное влияние на зрение и осанку. Поэтому я всегда строго дозирую использование информационных компьютерных технологий, учитывая при этом место и время работы с компьютером на уроке, чтобы излишняя компьютеризация не отразилась негативно она здоровье учащихся.

      Отдельно хочется сказать о нашей работе над социальным проектом « Будьте здоровы!».

      Изучив на классном часе « Я и мой мир» темы из блока «Жизнь и здоровье человека», большинство детей захотело создать проект, связанный со здоровьесбережением.

      Мы создали социальный проект «Будьте здоровы», в рамках которого провели следующую работу:

    - создавали презентации и показывали их в других классах начальной школы;

    -придумывали комплексы утренней зарядки и проводили их в других классах;

    -провели конкурс девизов, посвящённый здоровому образу жизни, напечатали их и раздали учащимся гимназии;

    -составили основные правила гигиены для гимназистов и напечатали их для других классов;

    -создали фильм о здоровом образе жизни и показали его другим учащимся гимназии;

    -провели выставку рисунков о здоровом образе жизни.

     

      Работа над проектом «Будьте здоровы» так увлекла учащихся, что в следующем году мы решили её продолжить и создали проект «Играйте на здоровье!».

      В рамках этого проекта мы выяснили при помощи анкетирования, какими видами спорта занимаются наши ровесники, а какими только мечтают заниматься.

      В результате обработки полученных данных выяснилось, что спортом занимаются практически все учащиеся нашей гимназии, но иногда в силу освобождения от физкультуры или по медицинским показаниям вынуждены бывают отменить свои занятия.

      Мы решили предложить учащимся нашей гимназии такие спортивные игры, которые не требуют специальной спортивной подготовки, большой сосредоточенности, тяжёлых нагрузок.

      Опираясь на данные анкет, мы придумали комплекс спортивных игр, не требующих специальной спортивной подготовки и сначала провели их в нашем классе.

      Ко дню Защиты Детей, традиционно проводимому в нашей гимназии весной, мы подготовили свои эстафеты и предложили  включить их в программу соревнований. Дети были счастливы, когда  их задания с удовольствием выполняли другие учащиеся нашей гимназии.

       Работа над данными проектами помогла учащимся осознать

    одну из основных духовно-нравственных ценностей-

    ценность человеческой жизни, которая формировалась при изучении  тем«Жизнь и здоровье человека», а также способствовала сохранению здоровья учащихся.

        Применение здоровьесберегающих технологий положительно повлияло на уровень успеваемости.

      Если сравнить уровень обученности, выявленный при проведении административных контрольных работ, учеников 2 класса во втором полугодии (2009 год), обучающихся с применением системы здоровьесберегающих технологий, и учащихся 2 класса, проходивших обучение без системного применения данных технологий, то можно заметить положительную динамику в качестве обученности школьников.

        Так же можно отметить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на снижение уровня заболеваемости в классе. Если сравнить количество учащихся, не пропустивших ни одного урока по болезни за первые два месяца учебного года в 1, 2 и 3 классе, можно увидеть явную положительную динамику.

      Таким образом, очевидна эффективность системного и комплексного применения здоровьесберегающих технологий, ведь состояние здоровья учащихся – важнейший показатель успешности обучения и адаптации к условиям современного мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

    У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

    Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

    Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

    Методы и приёмы по организации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

    здоровьесберегающие технологии в работе кл.руководителя

    Как сделать урок и мероприятие здоровьесберегающим....

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

    МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...