Информационная грамотность в начальной школе
статья на тему

 Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_b_informats._gramotnosti.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

                                              а на завтрашний день детского развития.

Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».

                                                                                                       Л. С. Выготский

 Тема моего выступления : Информационная  грамотность в начальной школе.

 С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире,   в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры .

     Актуальность данной темы заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД.  

Мы живем в   эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна  в полной мере использовать новые возможности.

 Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»

Информационные  компетентности:

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Что такое "информационная грамотность» школьника?        

Под термином " информационная   грамотность " будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

Информационная   грамотность  - это:

  • умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  • умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
  • умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
  • умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
  • умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
  • умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
  • умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
  • умение создавать свои источники информации;
  • умение использовать современные технологии при работе с информацией;

умение работать с информацией индивидуально и в группе.

 

Информационная культура  рассматривается,  как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

 Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода . Учитель  должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?

 Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»

Далее это:

ИКТ-ресурсы в предметах(интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)

С помощью таких электронных образовательных ресурсов как:  Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки  Кирилла и Мефодия» »,которое  содержит все области знаний, снабжено  видео и аудиофрагментами,  анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.

  Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Для подготовки к уроку можно создавать свои презентации или использовать готовые на различных сайтах.

          Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

 Однако,  информационная культура и информационная грамотность школьников включает в себя не только умения пользоваться современными компьютерными технологиями, но и умения, связанные с использованием традиционных носителей информации: книгами, словарями, наблюдением, межличностным общением.

      Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимо дополняют и взаимообогащают друг друга.

Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются экскурсии.

   После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки,  пишут сочинения.

Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников  информации по тематике игры;

Информационные проекты- создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме.

Исследовательские проекты- сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами.

Итак, выбор средств и форм имеет очень широкий спектр, и каждый учитель, используя разные варианты, имеет свои приоритеты. Мне, например, ближе работа с текстовой информацией. Может, потому что столкнулась с проблемой при выполнении комплексных проверочных работ, где выполнение различных заданий, поиск нужной информации требует постоянного обращения к исходному тексту. А дети ,ведь, читать не очень любят, точнее не могут осмысленно, прочитав раз поверхностно, и всё- больше им неинтересно.У меня в классе, например, любят читать и умеют пользоваться чтением как инструментом очень немногие ребята, остальные любят слушать. И вот тут пригодилась технология продуктивного чтения, где моя задача научить читать один и тот же текст по- новому, с разной целью, читать вдумчиво , между строк.

Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»;  направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.

Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление,  преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.  

Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?

В соответствии  с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

1.Работа с источниками информации. 

Знание о том, какие источники информации существуют.

Умение использовать различные источники информации

Умение использовать компьютерные технологии.

Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации

     2.Обработка и представление результатов

Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.

Умение находить альтернативную и дополнительную информацию

Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.

Умение описать и представить результаты своей работы.

                 3.Использование компьютерных технологий.

Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.

Умение  вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета

 Формирование информационной  грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Информационная грамотность в начальной школе

Информационная грамотность в начальной школе...

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....

Формирование информационной грамотности в начальной школе

Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся....

Формирование навыков информационной грамотности в начальной школе.

Данная статья показывает определяющую роль развития информационной грамотности у учащихся начальной школы....

Статья "Каллиграфия вначальной школе"

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....