Формирование информационной грамотности в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Васильева Елена Николаевна

Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной грамотности

в начальной школе

учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ»

Васильева Елена Николаевна

 

Понятие информации включает в себя совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. В науке понятие информации может варьироваться в зависимости от рассматриваемой области знания, но для начального образования это не имеет принципиального значения.

Важно понимать, что учащиеся начальной школы должны овладеть некоторым набором умений и навыков, который позволит им успешно работать с различной информацией, доступной через учебные ресурсы, через средства массовой информации и Интернет, через общение со взрослыми и сверстниками.  

Умение  работать с информацией расширит возможности учеников в получении дальнейшего образования. Совокупность умений и навыков по работе с информацией мы будем в дальнейшем называть термином «информационная грамотность».

Процесс формирования информационной грамотности учащихся идет в  четырёх основных направлениях независимо от предметной направленности обучения:

  • поиск
  • создание
  • обмен
  • использование информации.

Остановимся подробнее на каждом из направлений.

  1.  Совокупность умений, связанных с  поисковой деятельностью включает в себя:
  • умение пользоваться УМК по каждому предмету, понимать назначение и структуру каждого его компонента, включая входящие в состав УМК ЦОР;
  •  умение определить и построить стратегию и план поисковой деятельности;

- умение пользоваться ресурсами домашней, школьной и иных библиотек; умение осуществлять поиск информации в школьной библиотеке и медиатеке, в том числе, поиск книги или отдельного текста в электронной библиотеке;

- умение осуществлять поиск информации в ходе наблюдений и эксперимента, а так же в процессе моделирования предметных учебных ситуаций с помощью реальных и виртуальных моделей;

  • умение использовать специальные программы (браузеры) для просмотра информации в Интернете;
  • умение ориентироваться в поисковых системах сети Интернет;

- умение вести поиск по ключевым словам;

- умение вести поиск информации в электронном тексте и документе, имеющем гипертекстовую структуру;

- умение осуществлять поиск информации в электронных словарях и энциклопедиях;

- умение осуществлять поиск сообщений на определённую тему в форуме;

  • умение выбирать адекватные поставленной задаче источники информации;
  • овладение поисковым/просмотровым типом чтения бумажных и электронных документов, книг, статей и т.д.

  1. Создание информации подразумевает создание различных информационных объектов и организация или структурирование их с целью наилучшего отображения содержания представляемой информации. Информационные объекты могут быть представлены:
  • в виде рукописного и печатного текста;
  • аудио файла
  • видео файла
  • графического изображения
  • сложного мультимедийного объекта, в том числе и мультипликационного.

Создание информационных объектов включает себя возможность редактирования готовых объектов и предполагает наличие следующих умений и навыков:

  • умение записать текст на листе бумаги;
  • умение организовать информацию на листе бумаги (выделение цветом, подчёркиванием и т.д. некоторых частей текста);
  • умение набирать и форматировать  текст в любой компьютерной программе, позволяющей вводить текст, выбирать размер, вид и цвет шрифта, выбирать стили текста: жирный, курсив, подчёркнутый;
  • умение выбирать любую доступную компьютерную программу, позволяющую сделать запись звука и создавать с её помощью аудио файлы;
  • умение создавать на бумаге и с помощью любой доступной компьютерной программы электронные таблицы с числовыми данными и диаграммы;
  • умение создавать графические изображения с помощью материальных или цифровых инструментов и устройств, такие как карандашный рисунок, цифровая фотография, рисунок, выполненный инструментами графического редактора, позволяющими изображать линии различного цвета и толщины, выполнять заливку цветом, использовать  операции копирования и вставки изображения и его частей;
  • умение создавать интерактивные модели, выполненные с применением различных технологий, включая разработку виртуальных моделей, в программных средах, соответствующих возрасту учащихся и позволяющих управлять собственными информационными объектами;
  •  умение создавать видео файлы, с отснятым на видеокамеру или с помощью веб камеры изображением и отредактированным с помощью любой доступной компьютерной программы, позволяющей удалить лишние кадры, установить титры и переходы между кадрами, записать и наложить на видеоряд дикторский текст и звуковое сопровождение;
  • умение воспроизвести/создать звуковой ряд, представленный в виде нотной записи или звукового файла в программах, позволяющих прослушивать и редактировать звуковые файлы.

  1. Деятельность учащихся, связанная с использованием информации наиболее разнообразна и занимает большую часть учебного времени. Использование информации предполагает следующие знания и умения:
  • знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать текстовые документы в электронном формате;
  • знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать графические объекты, в том числе и анимационные;
  • знание нескольких программ, позволяющих прослушивать и редактировать аудио файлы;
  • знание нескольких программ, позволяющих просматривать и редактировать видео файлы;
  • умение редактировать текст: вставка недостающих фрагментов, частичное изменение содержания в соответствии с проведенным анализом написанного ранее или поставленной учебной задачей, исправление ошибок, использования функций проверки правописания; создание печатных публикаций и публикаций в Интернете;
  • умение редактировать цифровое изображение, полученное с цифрового аппарата,  микроскопа, с помощью веб камеры, скриншотов с экрана компьютера или сканера: открытие изображения  в окне графического редактора, уменьшение объема изображения, поворот, обрезание по выделению, сохранение в папке;
  • умение редактировать звуковой файл: прослушивание, обрезка, копирование фрагментов, сохранение в папке;
  • умение редактировать видеоизображения: просмотр, отбор, удаление лишних кадров, добавление титров, переходов, редактирование дикторского текста и звукового сопровождения, сохранение в папке.
  • умение создавать и редактировать простые анимационные объекты

  1. Обмен информацией подразумевает наличие умений и навыков:
  • знание о разных способах обмена и передачи информации, умение выбрать  самостоятельно или с помощью взрослого наиболее подходящий способ в соответствии с предметными учебными задачами и целью обмена информацией;
  • умение сохранять информацию на любом электронном носителе, помимо компьютера, хранение файлов в сети;
  • умение передавать файлы любого формата с помощью электронной почты, программ, позволяющих устанавливать коммуникацию на дистанции;
  • умение построить выступление перед аудиторией;
  • умение построить письменное высказывание и разместить его в форуме;
  • умение представить информацию в письменном виде (доклад, реферат, письмо и т.д.)
  • умение пользоваться программами, позволяющими установить видео, аудио, чат конференцию с учителями и сверстниками для получения дистанционной консультации и обмена учебной информацией.

Все перечисленные выше умения обеспечат учащимся формирование предметных навыков и успешное освоение содержания начального образования. В свою очередь предметное содержание начального образования обеспечивает формирование информационной грамотности за счет включения перечисленных умений в предметное обучение и составления программ начального образования с целью формирования информационной грамотности выпускника начальной школы. Несмотря на прямую включенность приведенного содержания в предметные программы начального обучения, информационная грамотность относится к общепредметным компонентам образовательного стандарта и лежит в основе формирования одной из ключевых образовательных компетенций, а именно, ИКТ-компетентности учащихся.

ИКТ- компетентность можно определить, как способность учащегося решать широкий круг образовательных  и повседневных задач, используя современные информационные ресурсы и инструменты. Ее формирование так же происходит средствами содержания образования.

С целью формирования ключевых образовательных компетенций в предметные программы начального образования вводится достаточно большое количество информационных и коммуникационных объектов и способов работы с ними, рекомендуются конкретные виды деятельности, характерные для каждой образовательной области.

Таким образом, в результате обучения в начальной школе учащийся овладевает начальной ИКТ-компетентностью, необходимой для жизни в современном мире и дальнейшего продолжения образования.