Реализация исследовательской деятельности в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
статья на тему

Учебно-воспитательный процесс в системе Л.В.Занкова осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, выбор и содержание которых определяется целью обучения, направленного на оптимальное общее развитие ребенка. Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

        Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация  содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация исследовательской деятельности в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Учебно-воспитательный процесс в системе Л.В.Занкова осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, выбор и содержание которых определяется целью обучения, направленного на оптимальное общее развитие ребенка. Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

        Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация  содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.

       Методологическая цель урока по системе Л.В.Занкова- создание на уроке условий дл проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получат знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

        Развитию у школьников навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых ученик должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Это может быть рецензирование ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, с активным поиском главного.

Пи практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы. Исследовательская работа в начальной школе ведется в двух направлениях .Первое-это групповая исследовательская программа, которая тесно связана с программным материалом. К каждому уроку приходится просматривать очень большой объем материала, продумывать  активные формы работы, т.к. это урок-исследование. Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких  уроках очень большое внимание уделяется активным групповым формам работы. Кроме того, именно на таких уроках учитель учит детей представлять полученную информацию разными способами т.к. это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. В классе обязательно вывешивается результаты работы по каждой теме. Это могут быть плакаты, фотографии, рисунки, рассказы книжки-малышки, могут разыгрываться даже небольшие сценки.

          Следующее направление в исследовательской работе- это личный исследовательский проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта - поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании. Ученики выбирают и внимательно, тщательно разбирают ту тему, которая им интересна.

               Основные этапы при создании проекта:

1)подготовительный (постановка , вопроса; определение цели и задач предстоящей деятельности);

2)организационный (распределение обязанностей);

3)создание проекта (самостоятельный поиск необходимых материалов в любом «хранилище информации»);

4)представление проекта (урок-презентация, урок-практикум, урок-конференция);

5)оформление результатов (буклет, газета журнал, задачник)

          В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления, делать выводы. Познавательная активность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. Получится ли поставить ребенка в позицию исследователя, ученого? Такой шанс предоставляет урок изучения нового материала. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Дальше разворачивается поиск решения. Выдвигаются различные гипотезы, но только одна выдерживает строгую проверку  и превращается в решение. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов.

         Существуют следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Поставка проблемной задачи (с ошибкой, с избыточными или недостаточными данными, с противоречивыми данными);
  • Подведение учащихся к противоречию и самостоятельный поиск ими его разрешения;
  • Столкновение с противоречием в практической деятельности;
  • Побуждение учащихся делать сравнения, выводы, обобщения из ситуаций, сопоставлять факты;
  • Рассмотрение явлений с различных сторон, позиций;
  • Определение для детей проблемных теоретических и практических заданий (например, исследование).

Учебная проблема существует в двух основных формах:

-как тема урока;

-как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему -значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос  для исследователя .

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональной отклик, дети недоуменно смотрят на учителя.

      Учебная проблем поставлена, начинается вторая фаза проблемного урока - поиск решения. Суть его -учитель помогает ученикам открыть новое знание.

       На этом этапе осуществляется решение проблемы, поиск которого осуществляется сами ученики в процессе исследовательской деятельности. В результате данной работы учащиеся делают выводы, формулируют правила, выводят формулы, составляют  опорные сигналы в форме символа, схемы, таблицы. На проблемном уроке ученик проходит полный цикл научного творчества.

          Современному обществу требуются личности, обладающие такими качествами, как самостоятельность, творческое мышление, активность, умение решать возникающие противоречия. Эти качества нужно развивать с детства. Исследовательская деятельность является наиболее продуктивным методом для достижения данной цели, сочетает методы классно-урочного обучения и самообразования, создает условия для внутренней свободы учащимся с высоким уровнем мотивации познавательной деятельности, способствует усвоению знаний, умений и навыков методологического характера, быстрому восприятию новых идей - иными словами, делает процесс обучения более эффективным.

Литература:

Занков Л.В.Обучение и развитие. М.:Просвещение,1975.

Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками. М.,2002.

Файн Т.А.Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе.2003.№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Реализация идей здоровьесбережения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (сообщение на заседании методического обьединения учителей начальных классов, 2010 год)...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

СЛАГАЕМЫЕ ПРОДУКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИГОДИТСЯ МОЛОДЫМ, НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ...