Оздоровительная работа с семьей в рамках ФГОС.
статья

Машкова Светлана Викторовна

Организация работы с семьей в рамках реализации оздоровительной программы внеурочной деятельности «Наша маленькая страна». Материалы из личного   опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdoroivtelnaya_rabota_s_semey_mashkova.docx185.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с семьей в рамках реализации оздоровительной программы внеурочной деятельности «Наша маленькая страна»

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности  является  состояние здоровья школьника. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного?  Мы попытались ответить на эти вопросы. Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей  этих учащихся  по проблемам состояния здоровья  их  детей. (слайд) 

 

Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

4. Уровень психологической помощи учащимся.

5. Состояние микроклимата в школе и дома

 В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями собственном здоровье Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей  современной  школы

       Многие специалисты знают, что  основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья: диагностика соматического, физического (её проводят школьные врачи), психического (обследование и сопровождение психолога) состояния и функциональных возможностей организма.  Сложно работать с родителями , которые уверены в полном отсутствии психических нарушений у своих детей, и зачастую отказываются от обследования и сопровождения. Неграмотность родителей  ведёт к тому, что ребёнок не получает квалифицированной помощи от педагога, а часто и от медицинских работников.  Коррекция с 100% результатом возможна лишь до 11 лет (а это как раз начальная школа)      

 По итогам 4 лет обучения  мною сделан сравнительный анализ состояния здоровья  учащихся двух  моих классов, а также прогрессивные изменения психологического состояния учеников 1В -  4В класса, в которых я работала.  

      Таким образом,  одной из важнейших задач  здоровьесберегающей  педагогики  является грамотно построенная работа педагога с родителями, благодаря которой формируется сознательное отношение взрослых и детей к здоровью.

Можно перестроить многие приемы урока или внеурочной деятельности так, чтобы каждый прием решал ряд задач с точки зрения применения оздоровительных технологий. Это я объясняю и показываю родителям.

Как классный руководитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня я имею возможность интегрировать урочную и внеурочную работу в данном направлении. Многие годы  собирался материал по сохранению здоровья в СМИ, книгах, делалась подборка статей по теме сохранения и укрепления здоровья. (слайд) С этими материалами я знакомлю родителей на собраниях, через электронную почту, обсуждение и переписка ведется также в Дневник . ру. Раздаю физкультминутки, рекомендации как централизованно, так и индивидуально. Назначаю время индивидуальных консультаций, много общаюсь лично. С помощью родителей кабинет оборудован кварцевой лампой, люстрой Чижевского, гимнастическим оборудованием в зале. Школа обеспечила нас помещением, остальное – заслуга родителей. Естественно, проводилась большая предварительная разъяснительная работа. По опыту предыдущих лет, я пришла к мысли о том, что неплохо, в связи с введением ФГОС, начать проведение с детьми внеурочных занятий по оздоровительной гимнастике раздельно – с мальчиками и девочками. Получаются неплохие результаты. Гимнастика стала постепенно превращаться в симбиоз лечебной физкультуры с гимнастическими и ортопедическими  мячами, палками, скакалкой  (основная тема – коррекция осанки «прямая спина», плоскостопие, развитие координаций),  фитнеса,       аэробики и детской йоги. В каникулы провожу совместные занятия с родителями, показываю что не получается у их детей, рекомендую дома корректировать , учу их упражнениям, приемам, которые полезно делать регулярно дома. (слайды)

Для бесед о здоровье приглашаю в группу или на классные часы родителей – медиков. Праздники стараемся проводить без аниматоров  - я и родители. Ставим в программу праздника те конкурсы, соревнования, которые подбираю я, в системе, полезные для здоровья.

Также на уроках, в группе продленного дня, я перестроила систему физкультминуток, игровых упражнений и начала применять то, что пригодно как для детей, так и для самого учителя, а также родителей. Часть придумала сама, часть выбрала из литературы по психологии. Это прежде всего игры, моделирование ситуаций «успешности», тренинги, полезные как детям, так и взрослым. И сама с удовольствием с детьми занимаюсь. Через некоторое время заметила, что сама становлюсь устойчивее к стрессовым ситуациям, спокойнее, стало уходить раздражение. Пришла к выводу, что иду правильным путем. Некоторые приемы покажу здесь.  

     Свою воспитательную систему класса я назвала «Здорово жить здорово!»  Считаю, что это направление поможет воспитать детей здоровыми во всех смыслах этого слова.

Более подробно вы можете познакомиться с моими публикациями  по данной тематике на сайтах «О детстве.ру 2013г» и «Педсовет.орг 2012г»

Приемы  оздоровительной работы( показ на семинаре):

  • Массаж лица и ушей. Равновесие.
  • Дыхательные упражнения под музыку(аэробика)
  • Работа с «колючими мячиками»

Приложение 1.

  • Цветовая гамма класса
  •  Оборудование в кабинете(кварцевая лампа, люстра Чижевского)
  • Игровая зона с  использованием ковра
  • К примеру, ежедневный подбор изображения, на который смотрят дети во время гимнастики,  зависит от состояния класса в данное время. Если чересчур возбуждены – зелёная ёлочка или синее окошко Деда Мороза, если спокойны – жёлтое солнышко (по результатам психологических исследований жёлтый цвет развивает интеллект).
  • Обеспечение детей питьевой водой, доступной  в больших количествах.
  • Система работы по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания,  сколиоза на физкультминутках, групповых занятиях в ГПД. Используемые мешочки с морской солью, например, помогают детям ровно сидеть на уроках письма, русского языка, а также применяются на минутках специальной гимнастики в начале или конце урока. Также, в классе мы активно используем народные методы. К примеру, во время эпидемий простудных заболеваний, дети носят с собой дольки чеснока, в классе лежат дольки репчатого лука.
  • Работа над самоконтролем и концентрацией внимания путем использования пальчиковой гимнастики, адаптированной для возраста 7-10 лет(усложненные упражнения разного уровня), также упражнений на равновесие и гимнастик с различными мячами, гимнастическими палками во внеурочной деятельности.
  • подбор специальных игр, усовершенствованных и усложненных с помощью здоровьесберегающих технологий для развития внимания, памяти, использова-

ние спортивного инвентаря на переменах. В работе с родителями стараюсь добиваться максимального охвата кружками и секциями. Как руководитель, работаю с детьми в кружке оздоровительной гимнастики «Наша маленькая страна».

  • в ГПД прогулки при любой погоде, зарядка, закаливание.
  • в ГПД,на уроках окружающего мира, классных часах - занятия по практической гигиене. Также уроки практической гигиены проводятся с активным участием родителей – медиков, которые проводят с классом небольшие беседы на уроках «Окружающий мир» или на классных часах.

В решении этих задач помогает и школьный лагерь, где я с коллегами организовываю мероприятия касающиеся вопросов сохранения здоровья.

  • Курс «Азбука вежливости» - знакомство с положительными и отрицательными  чертами характера, чувствами на занятиях курса «Речь и культура общения», уроках чтения (детям раздаются памятки). На классных мероприятиях проводим конкурсы вежливости «Юный джентльмен», «Самая ласковая» и др.
  • Борьба с плохим настроением (шутки, смех – на уроках обязательно) Как пример улучшения собственного настроения – игра «Хорошо – плохо» - один мощных из психологических тренингов, используемых  в любом возрасте. На классных мероприятиях обязательные шуточные конкурсы, игры.  
  • Внеклассные мероприятия (праздники, поездки) стараемся проводить со спортивным уклоном(боулинг, весёлые старты, подвижные игры), часто по выходным совместно с родителями, проводим экскурсии с классом, туда, где нужно больше двигаться на свежем воздухе.
  • целевые занятия с группой детей по улучшению психического состояния (курс «Формирование социальной уверенности», «Психогимнастика»  Проводятся  различные ролевые игры как в классном помещении, так и в спортивном зале.

Приложение 3

        

Организация работы с семьей в рамках реализации оздоровительной программы внеурочной деятельности «Наша маленькая страна»

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности  является  состояние здоровья школьника. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного?  Мы попытались ответить на эти вопросы. Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей  этих учащихся  по проблемам состояния здоровья  их  детей. (слайд) 

 

Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:

1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

4. Уровень психологической помощи учащимся.

5. Состояние микроклимата в школе и дома

 В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организации здорового режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания. Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями собственном здоровье Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей  современной  школы

       Многие специалисты знают, что  основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья: диагностика соматического, физического (её проводят школьные врачи), психического (обследование и сопровождение психолога) состояния и функциональных возможностей организма.  Сложно работать с родителями , которые уверены в полном отсутствии психических нарушений у своих детей, и зачастую отказываются от обследования и сопровождения. Неграмотность родителей  ведёт к тому, что ребёнок не получает квалифицированной помощи от педагога, а часто и от медицинских работников.  Коррекция с 100% результатом возможна лишь до 11 лет (а это как раз начальная школа)      

 По итогам 4 лет обучения  мною сделан сравнительный анализ состояния здоровья  учащихся двух  моих классов, а также прогрессивные изменения психологического состояния учеников 1В -  4В класса, в которых я работала.  

      Таким образом,  одной из важнейших задач  здоровьесберегающей  педагогики  является грамотно построенная работа педагога с родителями, благодаря которой формируется сознательное отношение взрослых и детей к здоровью.

Можно перестроить многие приемы урока или внеурочной деятельности так, чтобы каждый прием решал ряд задач с точки зрения применения оздоровительных технологий. Это я объясняю и показываю родителям.

Как классный руководитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня я имею возможность интегрировать урочную и внеурочную работу в данном направлении. Многие годы  собирался материал по сохранению здоровья в СМИ, книгах, делалась подборка статей по теме сохранения и укрепления здоровья. (слайд) С этими материалами я знакомлю родителей на собраниях, через электронную почту, обсуждение и переписка ведется также в Дневник . ру. Раздаю физкультминутки, рекомендации как централизованно, так и индивидуально. Назначаю время индивидуальных консультаций, много общаюсь лично. С помощью родителей кабинет оборудован кварцевой лампой, люстрой Чижевского, гимнастическим оборудованием в зале. Школа обеспечила нас помещением, остальное – заслуга родителей. Естественно, проводилась большая предварительная разъяснительная работа. По опыту предыдущих лет, я пришла к мысли о том, что неплохо, в связи с введением ФГОС, начать проведение с детьми внеурочных занятий по оздоровительной гимнастике раздельно – с мальчиками и девочками. Получаются неплохие результаты. Гимнастика стала постепенно превращаться в симбиоз лечебной физкультуры с гимнастическими и ортопедическими  мячами, палками, скакалкой  (основная тема – коррекция осанки «прямая спина», плоскостопие, развитие координаций),  фитнеса,       аэробики и детской йоги. В каникулы провожу совместные занятия с родителями, показываю что не получается у их детей, рекомендую дома корректировать , учу их упражнениям, приемам, которые полезно делать регулярно дома. (слайды)

Для бесед о здоровье приглашаю в группу или на классные часы родителей – медиков. Праздники стараемся проводить без аниматоров  - я и родители. Ставим в программу праздника те конкурсы, соревнования, которые подбираю я, в системе, полезные для здоровья.

Также на уроках, в группе продленного дня, я перестроила систему физкультминуток, игровых упражнений и начала применять то, что пригодно как для детей, так и для самого учителя, а также родителей. Часть придумала сама, часть выбрала из литературы по психологии. Это прежде всего игры, моделирование ситуаций «успешности», тренинги, полезные как детям, так и взрослым. И сама с удовольствием с детьми занимаюсь. Через некоторое время заметила, что сама становлюсь устойчивее к стрессовым ситуациям, спокойнее, стало уходить раздражение. Пришла к выводу, что иду правильным путем. Некоторые приемы покажу здесь.  

     Свою воспитательную систему класса я назвала «Здорово жить здорово!»  Считаю, что это направление поможет воспитать детей здоровыми во всех смыслах этого слова.

Более подробно вы можете познакомиться с моими публикациями  по данной тематике на сайтах «О детстве.ру 2013г» и «Педсовет.орг 2012г»

Приемы  оздоровительной работы

  • Массаж лица и ушей. Равновесие.
  • Дыхательные упражнения под музыку(аэробика)
  • Работа с «колючими мячиками»

Приложение 1.

  • Цветовая гамма класса
  •  Оборудование в кабинете(кварцевая лампа, люстра Чижевского)
  • Игровая зона с  использованием ковра
  • К примеру, ежедневный подбор изображения, на который смотрят дети во время гимнастики,  зависит от состояния класса в данное время. Если чересчур возбуждены – зелёная ёлочка или синее окошко Деда Мороза, если спокойны – жёлтое солнышко (по результатам психологических исследований жёлтый цвет развивает интеллект).
  • Обеспечение детей питьевой водой, доступной  в больших количествах.
  • Система работы по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания,  сколиоза на физкультминутках, групповых занятиях в ГПД. Используемые мешочки с морской солью, например, помогают детям ровно сидеть на уроках письма, русского языка, а также применяются на минутках специальной гимнастики в начале или конце урока. Также, в классе мы активно используем народные методы. К примеру, во время эпидемий простудных заболеваний, дети носят с собой дольки чеснока, в классе лежат дольки репчатого лука.
  • Работа над самоконтролем и концентрацией внимания путем использования пальчиковой гимнастики, адаптированной для возраста 7-10 лет(усложненные упражнения разного уровня), также упражнений на равновесие и гимнастик с различными мячами, гимнастическими палками во внеурочной деятельности.
  • подбор специальных игр, усовершенствованных и усложненных с помощью здоровьесберегающих технологий для развития внимания, памяти, использова-

ние спортивного инвентаря на переменах. В работе с родителями стараюсь добиваться максимального охвата кружками и секциями. Как руководитель, работаю с детьми в кружке оздоровительной гимнастики «Наша маленькая страна».

  • в ГПД прогулки при любой погоде, зарядка, закаливание.
  • в ГПД,на уроках окружающего мира, классных часах - занятия по практической гигиене. Также уроки практической гигиены проводятся с активным участием родителей – медиков, которые проводят с классом небольшие беседы на уроках «Окружающий мир» или на классных часах.

В решении этих задач помогает и школьный лагерь, где я с коллегами организовываю мероприятия касающиеся вопросов сохранения здоровья.

  • Курс «Азбука вежливости» - знакомство с положительными и отрицательными  чертами характера, чувствами на занятиях курса «Речь и культура общения», уроках чтения (детям раздаются памятки). На классных мероприятиях проводим конкурсы вежливости «Юный джентльмен», «Самая ласковая» и др.
  • Борьба с плохим настроением (шутки, смех – на уроках обязательно) Как пример улучшения собственного настроения – игра «Хорошо – плохо» - один мощных из психологических тренингов, используемых  в любом возрасте. На классных мероприятиях обязательные шуточные конкурсы, игры.  
  • Внеклассные мероприятия (праздники, поездки) стараемся проводить со спортивным уклоном(боулинг, весёлые старты, подвижные игры), часто по выходным совместно с родителями, проводим экскурсии с классом, туда, где нужно больше двигаться на свежем воздухе.
  • целевые занятия с группой детей по улучшению психического состояния (курс «Формирование социальной уверенности», «Психогимнастика»  Проводятся  различные ролевые игры как в классном помещении, так и в спортивном зале.

Приложение 3

        

Моя педагогическая инициатива – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"..

Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,...

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС.

Статья об основных направлениях сотрудничества учителя с родителями, о формах работы с родителями....

Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО.

    Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного про...

Презентация на тему: "Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО".

Ребенок – горящий факел!    Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содруж...

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...

Работа с родителями в рамках ФГОС.

                        Работа с родителями в рамках ФГОС. В современных условиях организация воспитательного процесса не д...

«Внедрение инновационной технологии - игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» с картотекой упражнений

laquo;Внедрение инновационной технологии -игровой стретчингв физкультурно-оздоровительную работу ДОУв условиях реализации ФГОС ДО» с картотекой упражнений...