Применение форм, методик, технологий.
занимательные факты на тему

Применение форм, методик, технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_form_metodik_tehnologiy.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Применение форм, методик, технологий компетентного образования в начальной школе при введении ФГОС.    

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, чему должны научиться школьники, каких результатов должны достичь и в каких условиях они должны обучаться. Он не только определяет содержание образования, но нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни». ФГОС не предусматривает сокращение учебной нагрузки в ходе освоения основных школьных предметов. Кроме того, проект стандарта по-иному трактует предметные области и направлен не на простое усвоение знаний учащимися, а на формирование способностей к самообучению, саморазвитию, позитивному отношению к окружающей действительности.

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной  деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:  Слайд № 2

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

  Для  каждого современного учителя, стало необходимым не только давать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.  Необходимо изменять атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следовало изменять часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя», - считал известный психолог Л. С. Выготский.

Работая по новым образовательным стандартам  перед  учителем  стоит  задача – не только научить, но и изучить:  Слайд № 3

 • уровень знаний учащихся на данном этапе;

 • уровень мотивации учащихся класса;

 • психологическую комфортность в классе;

 • медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье;

 • семьи учащихся.

 Исходя их вышесказанного, целью  работы стало: Слайд №4

 • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

 • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

 • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

 Задачи, стоящие перед учителем:

 • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

 • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;

 • сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах;

 • развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

 Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.            Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. И основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным   образованием уже на первой ступени обучения.

             Для учителя главные инструменты, как и много лет назад,  — доска и мел. Но для нынешних детей и для современного урока этого уже недостаточно.

        В современной   начальной школе ребенка  недостаточно ещё и   обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

       Необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

       В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения, новые технологии,   по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Слайд № 6

На  уроках  применять  различные формы обучения:  фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество форм организации учебной работы. Это помогает создавать условные ситуации, из которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят выход. При выполнении творческой работы обучающиеся связывают полученные на уроке знания с практической деятельностью.

 Нужно  внедрять  в свою практику работы инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, повышающих успешность учеников в современном обществе. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний.

      На сегодняшний день насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. К компетентностно-ориентированным технологиям относятся:  Слайд №7

     метод проектов ;

     учебные проекты;

     ролевые игры;

     сюжетные игры;

     технология развития критического мышления (ТРКМ)*;

     другие… Слайд № 8

         На 1 месте стоят здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе. Их можно разделить на три основные группы:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (т.е. здесь подразумевается  правильная организация урока, уровень  его рациональности, от которого зависят  состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
  2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока , использование каналов восприятия т.е. распределение  психических функций между полушариями; учёт зоны работоспособности уч-ся, распределение интенсивности умственной деятельности
  3. Разнообразные психолого-педагогические технологии (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, комплексное использование 4. личностно-ориентированных технологий)

 Слайд № 9

К ним можно отнести такие :

  1. Технология разноуровнего обучения (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику).
  2. Технология  коллективного взаимообучения  или еще её называют технология индивидуально-бригадного обучения  (работа в парах)-  

учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке. Вырабатываются такие правила в группе, при которых развивается коммуникабельность между учащимися, а это один из критериев выпускника начальной школы:

1.Уважай и цени взгляды каждого участника группы. 
2.Не согласен, спокойно объясни почему. 
3.Не перебивай и не разговаривай, когда говорит другой. Слушай внимательно и 
уважай собеседника. 
4. Защищай свою точку зрения, будь открытым для восприятия чужих идей, мнений и интересов. 
5. Поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы. 
6. Старайся, чтобы твои замечания были кратки и по существу.

Эти технологии можно использовать как на уроках изучения нового, так и на уроках повторения и закрепления.

        3. Технология сотрудничества, в которой применяется индивидуально-дифференцированный подход (распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям. Такой подход позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

 4. Технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии состоят в следующем:

  • Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
  •  Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки».

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых

стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). 

  • Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 
             Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
             При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых

целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.

Слайд № 10   Мультимедийные технологии

     На сегодняшний день данные технологии очень актуальны и важны в учебном процессе. Использование мультимедийных презентаций, флеш-анимаций, отрывков художественных и документальных фильмов позволяет решать сложные учебные задачи нестандартным, увлекательным путем. Детям очень нравятся такие уроки, на них они не просто бездеятельные слушатели, а активные участники. 

    Используя данные технологии на уроках, можно увеличить продуктивность на 30-40%.  

        Мультимедийные технологии  могут быть использованы:

1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

   Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

  На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

  1. Как информационно-обучающее пособие

 4. Как интерактивная лаборатория 

5. Для контроля знаний

            Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на

которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

5. Для снятия напряжения, релаксации

             Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, электронные физтминутки.

6. Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.

7. Для подведения итогов урока:  выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.

8. Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)

9. Для сопровождения интерактивных игр (брейн-ринги, КВН и т.д.)

10. Для индивидуального обучения.       

 В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.   Слайд № 11

              Игровые  педагогические технологии .

                Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется  в следующих случаях:

 • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

 • в качестве урока (внеклассного занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

 В результате дети лучше усваивают материал, активнее работают на уроках, становятся более раскрепощенными. У учащихся значительно улучшается качество знаний, увеличивается темп и объем работы. Использование игровой технологии создает атмосферу радости и снижает напряжение на уроке.

              Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при  помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения,

 стимулирования учащегося  к учебной деятельности в учебную деятельность вводится элемент соревнования.

              По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
  2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
  3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
  4. Коммуникативные, диагностические и другие.

  Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребёнка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.    Слайд № 12                                          

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.

          Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.   Слайд № 13

       ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
             ( исследовательский метод)

       Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей
  • воспитание активной личности.

        В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они     испытывают     чувство     глубокого     удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.    Слайд № 14

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

 1 часть. Учебная деятельность.    Слайд № 15

 Включает в себя:

 • результаты обучения ученика по четвертям и за год;

 • отметки об участии в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру».   Слайд № 16

 • самооценку школьника своей учебной деятельности (лесенка моих достижений)

 2 часть. Участие в делах класса и школы.   Слайд №17

 Включает в себя:

 • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;

 • отметку о посещении кружков, секций;

 • спортивные достижения учащихся;

 • оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

 • грамоты, благодарности.

 Для выявления индивидуальных способностей применять  методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживать  знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.

• Применять  на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Совместно с детьми проводить  рефлексию, учить  оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества .

 Использовать  информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:     Слайд  № 18

 •  Уроки следует проводить  с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.

• Использовать  материал  «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».

 • Использовать   материал  для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».

 • Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать  в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.   Слайд  № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Статья "Применение ИКТ "БОС - здоровье" как одна из форм здоровьесберегающей технологии."

В настоящее время ИКТ "БОС - здоровье" внедряется в школы России в рамках программы "Здоровый школьник". Выявление эффективности использования технологии проводилось в ГБОУ СОШ №618 Приморского района...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Применение современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя.

В этом материале  перечислены современные образовательные технологий и методики, которые можно использова  в практической профессиональной деятельности учителя на уроках....