Памятка по использованию методов исследования для учащихся начальных классов
проект на тему

Памятка поможет учащимся в исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ширгазина Рузиля Кашифовна,

г. Сургут,

МБОУ СОШ № 46 с УИОП

Памятка по использованию методов исследования

 для учащихся начальных  классов.

Методы или способы достижения цели исследования для учащихся начальной школы:

  • Подумать!
  •  Прочитать;
  • Обратиться к  компьютеру;
  • Спросить у взрослых;
  •  Понаблюдать;
  •  Провести эксперимент.  

http://2.bp.blogspot.com/-20YwgcVwCgo/Tt4FsVpzI7I/AAAAAAAAABg/3EnKQ_vhcaQ/s1600/69490747_04.png1. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод  - это способ применения старого знания для получения нового, это способ достижения цели. Подумать самостоятельно! С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы:

- Что я знаю об этом?                                                                        

- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

2. Поработай с источниками информации,  найди ответы на свои вопросы.

Первый источник для тебя - это книги, энциклопедии и справочники. 
Умение работать с литературным источником – основа научного познания. Если то, что ты исследуешь, описано в  книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать  то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».  Читая литературу, отметь и выписывай всё, что должно быть включено в работу.
 
Второй источник информации для тебя – это компьютер. Сегодня ни http://image.shutterstock.com/display_pic_with_logo/11982/11982,1248765055,2/stock-vector-boy-with-computer-34357399.jpgодин учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.Математика таблички памятки 1 класс

3. Спросить у взрослых. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

  • https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRuoMsJFba11NlFYGtM_xPXpPGV7J8gDAD-I6MONHeUqcHZbtY- Обратись за помощью к своим родителям. Очень важна помощь твоих родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме исследования. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют тебе в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме исследования и сами ответят на твои вопросы.
  • Обратись  к специалистам – практикам. Они расскажут все тонкости, касающиеся твоей темы. Если тема исследовательской работы по экологии – экологам , медицинским работникам – по теме «Здоровье» и. т. д.
  • Обратись к научному руководителю.

 Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4. Понаблюдать.

  • Записи наблюдений делай в специальных журналах или в дневнике, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
  • Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
  • Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
  • По-возможности сделай фотографии.

5. Провести эксперимент.

Эксперимент  проводится с целью проверки гипотезы. Запиши план и результаты эксперимента. Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. По своим функциям у тебя исследовательский (поисковый) эксперимент. Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области.  Запомни! Эксперимент не может принести правильного результата без теории.18470a4d51b2

Удачи тебе, юный исследователь!  ПОМНИ: совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 



Предварительный просмотр:

Ширгазина Рузиля Кашифовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 46 с УИОП

г. Сургут

Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса.  В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, используя упражнения  Е.Ю. Коростылевой – умение классифицировать, умение давать определения понятиям -  на уроках обучения грамоте и окружающего мира.

Упражнение  «Кто лишний?»

 Цель: развитие умений классифицировать

Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

A4poplar

927908lnh9r64j

FOX3

01labgi0l1238705044

1308752446_dub

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите  пару

Игла                                                               цыплята

Дерево                                                          пуговица

Чашка                                                           аквариум

Курица                                                            лист

Рыбка                                                           блюдце  

Упражнение «Узнай по описанию»

Цель: развитие умений  давать определения понятиям - описание предметов.

Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.

2 - 4  класс.

В  последующих классах упражнения остаются те же, но задания усложняются.

Упражнение «Что это?»

Цель: развитие умений  давать определения понятиям.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/622/87622980_87320476_large_3.jpg1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками.       Кто она, узнайте сами!  (черёмуха) 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/44/287/44287137_Grib.jpg

 

2.Маленький Тимошка, голова да ножка,

  Подрастёт немножко, попадёт в лукошко.  ( гриб) 

3.  Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи  высокой осколок неба  над землёй.    (василёк)

http://4gazon.ru/wp-content/uploads/2013/09/cveti-vaselki.jpg

4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них

   реснички и, как солнышко глазок. (ромашки) 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/328/86328178_1610668_IMG_0548.jpg

 5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. ( подснежник)

http://cs1.livemaster.ru/articlefoto/300x225/e/1/6/e160ab6143.jpg

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: подберите парные имена существительные женского рода к существительным мужского рода на тему Домашние животные и птицы.

Бык – корова                                                   петух - …(курица)

Баран - … (овца)                                             гусь - …(гусыня)                          

Козёл - … (коза)                                              конь  - …(лошадь)

Упражнение «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Задание:  учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?),  учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и  выдвигать гипотезы

Задание:  учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

Упражнение «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».  

Упражнение  «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.3D Humans (25)

Упражнение по математике – умение видеть проблему.

      Введение математических понятий представляет также много  возможностей

для организации проблемных  ситуаций  в  классе.  Например,  ученик  получил

задания: «К 2 прибавь 5  и  помножь  на  3».  И  другое:  «К  2  прибавь  5,

помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

                                  2+5*3=21

                                  2+5*3=17

      Такая запись  вызывает  удивления  у  детей.  После  анализа  действий

учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть  правильным

и зависит от того, в  какой  очередности  выполнять  сложение  и  умножение.

Возникает проблемный  вопрос,  как  записать  этот  пример,  чтобы  получить

правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в  результате  чего  они

приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

                                 (2+5)*3=21

                                  2+5*3=17

Упражнение «Сочини сказку».

Цель: умение видеть проблему.

Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало

( по выбору).

        1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…

     2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…

        3.  Жил – был мужик; у него было три сына…

        4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…

Упражнение «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение создавать кластеры

Задание: на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное»,  а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...

Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....