Главные вкладки

    Виды уроков в рамках ФГОС
    статья на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    Методическая разработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vidy_urokov_v_ramkah_fgos.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лазарева Л.А.

    Учитель начальных классов

    МБОУ «СШ№8»

    Виды уроков в рамках ФГОС

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

    1).Уроки «открытия» нового знания;

    2).Уроки отработки умений и рефлексии;

    3).Уроки общеметодологической направленности;

    4).Уроки развивающего контроля.

    1. Урок «открытия» нового знания.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2. Урок отработки умений и рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т.д.

    Отличительной особенностью урока отработки умений и рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

    Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах.

    3. Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

    Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

    Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

    4. Урок развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

    Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

    На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласованиекритериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

    В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

    Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

    При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

    Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

    Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    предъявление контролируемого варианта;

    наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

    сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

    оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

    Структура урока в рамках деятельностного подхода

    Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Поэтому следует придерживаться следующей структуры уроков в рамках деятельностного подхода:

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

    3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

    4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 

    Тип урока

    Целевое назначение

    Результативность обучения

    1

    Урок первичного предъявления новых знаний.

    Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков.

    Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

    2

    Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

    Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).

    Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

    3

    Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

    Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности.

    Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

    4

    Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

    Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

    Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий.

    5

    Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

    Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий.

    Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС"

    Текст доклада раскрывает творческий подход построения урока в рамках ФГОС.   Предназначена учителям , методистам общеобразовательных школ....

    презентация Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС

    презентация представляет пошаговые действия деятельности учителя и учащихся на уроке. Предназначена для учителей, методистов общеобразовательных школ....

    Конструирование урока в рамках ФГОС

    Опорная таблица для коструирования учебного занятия....

    Современный урок в рамках ФГОС (Материал выступления)

    Образовательные идеи современного урока, требования к уроку и учителю. Технологическая карта урока....

    творческий отчет по теме Активные формы работы для построения урока в рамках ФГОС

    творческий отчет содержит материал из опыта работы в начальной школе...

    Семинар "Современный урок в рамках ФГОС,"

    Критерии результативности урока по ФГОС....

    Технологическая карта урока в рамках ФГОС (урок русского языка 2 класс)

    Технологическая карта урока в рамках ФГОС на примере конспекта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России"...