Главные вкладки

    Доклад "Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС"
    методическая разработка по теме

    Коршунова Айгуль Салымбаевна

    Текст доклада раскрывает творческий подход построения урока в рамках ФГОС. 

      Предназначена учителям , методистам общеобразовательных школ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Причины нововведений  в  системе образования

    «…Образование, чтобы достичь своей цели  

    и для отдельного ученика и для общества,

     должно базироваться на актуальном  и

    жизненном опыте отдельного человека…».

    Дьюи

     
     

    Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний образования был и остаётся актуальным.

    Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном, быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интепретировать, преобразовывать.

    А это – результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.

    II. Деятельностный поход в системе образования – это ключ

    развития  творческого мышления детей.
    При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Параллельно с освоением деятельности обучающийся сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

    1. взаимодействие;
    2. процесс решения проблемных (коммуникативных) задач

    III. Из истории психолого-педагогической практики

    Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

    1. учёт интересов учащихся;
    2. учение через обучение мысли и действию;
    3. познание и знание-следствие преодоления трудностей;
    4. свободная творческая работа и сотрудничество.

    В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
    Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

    IV.  Цель  деятельностного подхода

            в системе образования  мл.школьников

        становление личности младшего школьника,

     раскрытие его индивидуальных возможностей.

               V.  Последовательность  деятельностных  шагов

    Этапы урока

                                                                                      Примечания

     I.Мотивация учебной деятельности учащихся

     II.Актуализация опорных знаний учащихся 

    1. воспроизведение знаний для введения нового материала.
    2. Постановка проблемы

    При повторении знаний  у детей возникают вопросы, ответить на которые возможно только в ходе предстоящей деятельности

     III.Постановка цели урока

    - цель нашей учебной деятельности…

     IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения конкретных задач

    (работа по учебнику)

     V.Первичное закрепление

    Рабочие тетради, др.

     VI.Самостоятельная работа учащихся,

    самопроверка

    Индивидуальная помощь, разноуровневый подход

     VII.Включение нового знания в систему знаний и повторения

    Результаты деятельности позволяет ответить на поставленные вопросы в начале урока

     VIII.Контроль и самоконтроль

    Продумать так, чтобы учитель видел результат каждого ученика

    IX.Рефлексивный анализ  собственной деятельности на уроке

    каждого ученика

     X.Домашнее задание

    разноуровневое

                      VI. Преимущества деятельностного подхода

          1.У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки  самостоятельной работы.

          2.Формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи.

     3.Возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.

     4.Интерес к предмету побуждает к чтению литературы, что расширяет их познания в области предметных дисциплин.

    VII. Результаты деятельностного подхода

    1. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности.
    2. Учащийся сам добывает информацию, интерпретирует, преобразовывает, применяет в деятельности.
    3. Ученик расширяет поле своих возможностей, познавательную сферу.
    4. Приобретает новую пищу мышления.
    5. Осваивает некоторые социальные действия.
    6. Формирует и совершенствует личностные качества.

    VIII. Золотые правила общения!

    1. Улыбка!
    2. Шуточные правила (создают эмоциональный настрой ).
    3. Не повторяйте  ответы учеников.
    4. Не произносите фразы- «убийцы» ( типа «вечно у тебя так» и т/д).
    5. Не произносите: -совершенно верно,- скажи мне!- посмотри на меня!
    6. Положительно влияют следующие слова:-мы с тобой узнаем, - спасибо, я вижу вы научились.

                                      IX . Список литературы

    1.  Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех ! -Начальная школа.-№3-2005

    2.  Винокурова Н.К.  Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005

    3.  Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

    4.  Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

    5.  Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика:  из опыта  методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006

    6.  Романовская М.Б. Проекты в младших классах.- Завуч начальной школы- №6-2007

    7.  Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС

    презентация представляет пошаговые действия деятельности учителя и учащихся на уроке. Предназначена для учителей, методистов общеобразовательных школ....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

    Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

    В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальност...

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.

    Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...

    Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС

    Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...

    ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников....