Дидактические игры на уроках в начальной школе VIII вида как средство развития личности школьников
статья (3 класс) на тему

Курбатова Зинира Сафиулловна

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

З.С. Курбатова,

учитель начальных

 классов  МБС(к)ОУ VIII вида

«Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  

школа-интернат VIII вида» г.Чернушка

Дидактические игры на уроках  в начальной школе VIII вида

как средство развития личности школьников

        С внедрением в педагогическую практику ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающихся, стимулирования их к самостоятельному приобретению знаний, вопросам воспитания активной, сознательной, ответственной личности, способной быть субъектом тех перемен, которые происходят во всех сферах социума.

         Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Применение на классных и внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

         Сегодня главная задача школы заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у обучающихся с ОВЗ качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Отсюда большое значение придается активным формам организации учебного процесса, например дидактическим играм, которые позволяют  активизировать познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают развитие индивидуально - личностных качеств  и социальных компетенций.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей[1]. Целью дидактических игр является  развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.), а также формирование положительных личностных качеств. Дидактические игры, прежде всего направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, и  внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

В процессе игрового  обучения  решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие психических процессов у обучающихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование положительных личностных качеств обучающихся.

         Решение данных задач, в свою очередь, помогает более эффективно развивать младших школьников  с нарушением интеллекта как полноценных личностей.

Как показывает практика, для младшего школьника с нарушением интеллекта наиболее эффективной  является игровая технология. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, обобщать предметы по определенным признакам. Игры помогают воспитывать чувство коллективизма, сопереживать радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях, помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Дидактическая  игра  может  быть  проведена  на  разных  этапах  урока:

  • в  начале  урока  цель игры: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
  • в середине урока: дидактическая  игра  должна  решать  задачи  усвоения,  обобщения  или  повторении  учебного материала;
  • в  конце  урока: игра  должна  носить  поисковый  и  творческий  характер[2].

        Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Дидактическая игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций младшего школьника. Игровая  деятельность, используемая в целях воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми школьниками,  обеспечивает более полное овладение  ими социальным опытом, развивает  их личностные качества и корректирует недостатки. Как сказал доктор педагогических наук  А. Н. Граборов: «Нет ни одной способности, которая не подлежит усовершенствованию в игре. Все высшие чувства находят в игре благоприятную почву для своего развития».

Таким образом, можно сделать вывод, что использование  дидактических игр на уроках в начальной школе, является эффективным средством развития личности школьников с нарушением интеллекта.

Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "В творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". 

                                     Список литературы:

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
  2. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение,1982
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.
  4. Рыдзе  О.  А.,  Степанова  О.А. Дидактические  игры. М.:  Сфера. 2003


[1]Дидактические  игры  в  начальной  школе.  /Рыдзе  О. А.,  Степанова  О.А.// –  М.:  Сфера. 2003С. 12.

[2]Дидактические игры на уроках математики /Коваленко В.Г.//М., 1990 - С. 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков осознанного чтения в начальной школе VIII вида.

Помещены разнообразные виды заданий, используемые на уроках чтения в начальной школе с целью развития навыков осознанного чтения....

Математические раскраски для учеников начальной школы VIII вида.

Раскраски по математике для начальной школы....

Общешкольное мероприятие. Рыцарский турнир. (для начальной школы VIII вида )

Цели:1.Познакомить и расширить знания учащихся по истории средневекового рыцарства. Включить учащихся в активную познавательную и творческую деятельность.2. Развивать логическое мышление, внимание, па...

Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

Доклад по теме: Формирование речевой коммуникации на уроках у учащихся начальной школы VIII вида посредством мотивации.

В своем докладе я раскрыла проблему нарушения речи у учащихся с нарушением интелекта.И что одним из главных решений этой проблемы является мотивация. Для  повышения речевой мотивации необходимо д...

Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"

(Конспект  логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...

Театрализованная игра, как средство социализации учащихся с ОВЗ в начальной школе - VIII вида

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувс...