Дидактические игры на уроках в начальной школе VIII вида как средство развития личности школьников
статья (3 класс) на тему
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
З.С. Курбатова,
учитель начальных
классов МБС(к)ОУ VIII вида
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида» г.Чернушка
Дидактические игры на уроках в начальной школе VIII вида
как средство развития личности школьников
С внедрением в педагогическую практику ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающихся, стимулирования их к самостоятельному приобретению знаний, вопросам воспитания активной, сознательной, ответственной личности, способной быть субъектом тех перемен, которые происходят во всех сферах социума.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Применение на классных и внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Сегодня главная задача школы заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у обучающихся с ОВЗ качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Отсюда большое значение придается активным формам организации учебного процесса, например дидактическим играм, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают развитие индивидуально - личностных качеств и социальных компетенций.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей[1]. Целью дидактических игр является развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.), а также формирование положительных личностных качеств. Дидактические игры, прежде всего направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, и внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
В процессе игрового обучения решаются следующие задачи:
- формирование и развитие психических процессов у обучающихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование положительных личностных качеств обучающихся.
Решение данных задач, в свою очередь, помогает более эффективно развивать младших школьников с нарушением интеллекта как полноценных личностей.
Как показывает практика, для младшего школьника с нарушением интеллекта наиболее эффективной является игровая технология. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, обобщать предметы по определенным признакам. Игры помогают воспитывать чувство коллективизма, сопереживать радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только приобретать знания, но и применять их в новых ситуациях, помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Дидактическая игра может быть проведена на разных этапах урока:
- в начале урока цель игры: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
- в середине урока: дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала;
- в конце урока: игра должна носить поисковый и творческий характер[2].
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Дидактическая игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций младшего школьника. Игровая деятельность, используемая в целях воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми школьниками, обеспечивает более полное овладение ими социальным опытом, развивает их личностные качества и корректирует недостатки. Как сказал доктор педагогических наук А. Н. Граборов: «Нет ни одной способности, которая не подлежит усовершенствованию в игре. Все высшие чувства находят в игре благоприятную почву для своего развития».
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе, является эффективным средством развития личности школьников с нарушением интеллекта.
Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "В творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Список литературы:
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение,1982
- Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.
- Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры. М.: Сфера. 2003
[1]Дидактические игры в начальной школе. /Рыдзе О. А., Степанова О.А.// – М.: Сфера. 2003С. 12.
[2]Дидактические игры на уроках математики /Коваленко В.Г.//М., 1990 - С. 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков осознанного чтения в начальной школе VIII вида.
Помещены разнообразные виды заданий, используемые на уроках чтения в начальной школе с целью развития навыков осознанного чтения....
Математические раскраски для учеников начальной школы VIII вида.
Раскраски по математике для начальной школы....
Общешкольное мероприятие. Рыцарский турнир. (для начальной школы VIII вида )
Цели:1.Познакомить и расширить знания учащихся по истории средневекового рыцарства. Включить учащихся в активную познавательную и творческую деятельность.2. Развивать логическое мышление, внимание, па...
Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе...
Доклад по теме: Формирование речевой коммуникации на уроках у учащихся начальной школы VIII вида посредством мотивации.
В своем докладе я раскрыла проблему нарушения речи у учащихся с нарушением интелекта.И что одним из главных решений этой проблемы является мотивация. Для повышения речевой мотивации необходимо д...
Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"
(Конспект логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...
Театрализованная игра, как средство социализации учащихся с ОВЗ в начальной школе - VIII вида
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важно, театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувс...