Главные вкладки

    Структура системы оценки достижения планируемых результатов
    статья на тему

    Орлова Галина Александровна

    Структура системы оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл оценка планируемых результатов26.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

    ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

     

       В ходе освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС остро стоит необходимость в системе оценки достижения планируемых результатов, особенно личностных и метапредметных. Учитель начальной школы задает вопросы: какие процедуры оценивания использовать; какие технологии, методики при этом применять; в чем отличие контрольно-измерительных материалов для оценки этих результатов в разных образовательных системах. Рассмотрим структуру системы оценки достижения планируемых  личностных и метапредметных результатов на примере образовательной системы «Школа 2100». Вариативной частью системы оценки являются контрольно-измерительные материалы, остальные же компоненты  применимы ко всем действующим образовательным системам и УМК. 

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Целью системы оценки является текущая, промежуточная, итоговая оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Она направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

    Объктом оценивания служит процесс формирования и уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

    Процедуры оценки:

    • Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.
    • Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.
    • Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.
    • Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

    Технологии, методики, методы, приемы:

    • «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
    • «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
    • «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.).
    • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
    • рефлексивные сочинения.

    Критерии оценки

    • планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
    • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности

    МЕТАПРЕДМЕНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Целью системы оценки является текущая, промежуточная, итоговая оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». На этапе текущей оценки - анализ процесса формирования, на этапе промежуточной и итоговой - оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД.

    Объктом оценивания служит процесс формирования и уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

    Процедуры оценки:

    На этапе текущей оценки: наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа); промежуточной и итоговой - письменный опрос

    (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты)

    Технологии, методики, методы, приемы:

    • Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).
    • «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
    • «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
    • «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова).
    • «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).
    • «Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова)» (М.В. Зверева).
    • «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
    • «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
    • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;
    • рефлексивные сочинения

    Критериями оценки являются планируемые метапредметные результаты.

    Контрольно-измерительные материалы для оценки личностных и метапредметных результатов

    1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. - М.: Баласс, 2011. - 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
    2. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс  / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
    3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.А. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. - М. : Баласс, 2011. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

    Шкала и вид отметки  личностных и метапредметных результатов определяется в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся и в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; в соответствии с методикой диагностики.

    Форма фиксации:

    • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
    • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
    • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
    • портфолио «Мои достижения»;
    • дневник ученика;
    • диагностическая тетрадь учителя;
    • электронное приложение к журналу учителя;
    • портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»

          В соответствии со структурой системы оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов, учитель начальной школы может выстроить свою эффективную работу в этом направлении.

    Источники информации

    1. Битянова М.Р., Меркулова Т.М., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации. Самара: Учебная литература, ИД Федоров, 2013.

    2. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. Москва:  Логос, 2010.

    3. Формирование универсальных учебных действий  в основной школе. Пособие для учителя под редакцией. А. Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2010.

    4. Оценочная деятельность в начальной школе -https://sites.google.com/site/ocenocnaadeatelnost/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

    Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

              В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

    Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

    Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

    Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

    В даном материале представлены цели, объекты, процедуры, технологии, методы, приёмы, КИМы, критерии, формы фиксации для оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО....

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

    Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

    Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

    В соответствии с ФГОС НОО в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности  к организации  своей деятельности - умение  принимать, сохр...