Структура системы оценки достижения планируемых результатов
статья на тему

Орлова Галина Александровна

Структура системы оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл оценка планируемых результатов26.86 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

 

   В ходе освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС остро стоит необходимость в системе оценки достижения планируемых результатов, особенно личностных и метапредметных. Учитель начальной школы задает вопросы: какие процедуры оценивания использовать; какие технологии, методики при этом применять; в чем отличие контрольно-измерительных материалов для оценки этих результатов в разных образовательных системах. Рассмотрим структуру системы оценки достижения планируемых  личностных и метапредметных результатов на примере образовательной системы «Школа 2100». Вариативной частью системы оценки являются контрольно-измерительные материалы, остальные же компоненты  применимы ко всем действующим образовательным системам и УМК. 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью системы оценки является текущая, промежуточная, итоговая оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Она направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объктом оценивания служит процесс формирования и уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры оценки:

  • Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.
  • Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.
  • Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.
  • Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Технологии, методики, методы, приемы:

  • «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
  • «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
  • «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.).
  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Критерии оценки

  • планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности

МЕТАПРЕДМЕНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью системы оценки является текущая, промежуточная, итоговая оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». На этапе текущей оценки - анализ процесса формирования, на этапе промежуточной и итоговой - оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД.

Объктом оценивания служит процесс формирования и уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Процедуры оценки:

На этапе текущей оценки: наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа); промежуточной и итоговой - письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты)

Технологии, методики, методы, приемы:

  • Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).
  • «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).
  • «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).
  • «Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова).
  • «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).
  • «Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова)» (М.В. Зверева).
  • «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
  • «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).
  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;
  • рефлексивные сочинения

Критериями оценки являются планируемые метапредметные результаты.

Контрольно-измерительные материалы для оценки личностных и метапредметных результатов

  1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. - М.: Баласс, 2011. - 80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Бунеева Е.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс  / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.А. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. - М. : Баласс, 2011. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Шкала и вид отметки  личностных и метапредметных результатов определяется в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся и в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; в соответствии с методикой диагностики.

Форма фиксации:

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
  • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • электронное приложение к журналу учителя;
  • портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»

      В соответствии со структурой системы оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов, учитель начальной школы может выстроить свою эффективную работу в этом направлении.

Источники информации

1. Битянова М.Р., Меркулова Т.М., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации. Самара: Учебная литература, ИД Федоров, 2013.

2. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. Москва:  Логос, 2010.

3. Формирование универсальных учебных действий  в основной школе. Пособие для учителя под редакцией. А. Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2010.

4. Оценочная деятельность в начальной школе -https://sites.google.com/site/ocenocnaadeatelnost/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

В соответствии с ФГОС НОО в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности  к организации  своей деятельности - умение  принимать, сохр...

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО...

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

В данном материале представлены цели, объекты, процедуры, технологии, методы, приёмы, КИМы, критерии, формы фиксации для оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО....