Рабочая программа педагога по предмету "РИТОРИКА" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Малахова Светлана Геннадьевна

Аннотация  к программе по предмету «Риторика» - 3класс

 Рабочая программа педагога  разработана на основе примерной программы начального общего образования по риторике, авторской программы Т. А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, «Риторика» (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла - научить грамотно и красиво говорить, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи.  Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений  обучающихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок).

Рабочая программа имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка.

Определены цели и задачи предмета для 3-го года  обучения.

2. Общая характеристика учебного предмета. Указаны ведущие формы и методы обучения.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.    Информация о недельном и годовом количестве часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. В разделе представлен перечень ценностей, приобретенных в результате обучения.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Требования к уровню подготовки учащихся.

6. Содержание тем учебного предмета. Перечень и название раздела и тем предмета.

7. Календарно - тематическое  планирование.    Перечень   разделов, тем  и  последовательность их изучения.

8. Описание материально - технического обеспечения учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_3_klass.docx497.72 КБ

Предварительный просмотр:

F:\РП ПРОГРАММА 2015\ТИТУЛЫ СКАНЫ\Scan1.JPG

        

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа  составлена на основе:
  2. Федерального государственного образовательного стандарта НОО
  3. Авторской программы под редакцией Т.А. Ладыженской: «Детская риторика».
  4. Основной  образовательной программы НОО муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска  Саратовской области»;
  5. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и авторской программы  начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская  «Детская риторика» в рассказах и рисунках : 3 класс  М.: Баласс, , 2011г.
  6. Положения  «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МОУ «СОШ № 3 г. Вольска».

          Актуальность изучения данного предмета: грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

          Особенностями  программы являются а) реализация основного принципа обучения: начальная школа должна  быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации; б) позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формировать основные компоненты учебной деятельности; в) наличие методов и приемов работы, приучающих детей постоянно думать, рассуждать, доказывать, делать выводы, решать поставленные задачи.

          Особое внимание уделяется созданию эмоционально положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляется каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения.

         Предполагается использование следующих методов обучения: проблемный, исследовательский через  различные формы организации учебной деятельности - коллективные, групповые, индивидуальные  на различных видах уроков  в том числе: урок - исследование, урок с использованием  ИКТ, где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

         Достижению результатов обучения обучающихся 3 класса способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ,  здоровьесберегающих технологий. 

        Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

 

        В рабочей программе используются следующие формы учета знаний. 

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- публичные выступления   ребёнка;

- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

- иллюстрирование, выразительное чтение;

- сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

- решение риторических задач;

- знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности. 

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: творческие работы учащихся.

Цели данного курса: 

-формировать умения анализировать, оценивать общение (и своё собственное) и главное учить умению общаться, успешно пользоваться даром слова, что способствует социализации в общество сверстников.

задачи:

- формирование умения анализировать и оценивать общение и речь;

- формировать умения общаться, создавать тексты, речевые жанры.

 Особенность изучаемого курса состоит в том, что курс носит сугубо практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

Т.А. Ладыженская - М.: «Баласс», 2011.

Методическим рекомендациям для учителя «Риторика. 3 класс».

Методические рекомендации для учителя.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.-  М.,  Баласс; 2012

«Детская риторика в рассказах и рисунках» 3 класс

Учебная тетрадь - М.: «Баласс», 2012.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.-  М.,  Баласс; Ювента.

Уроки риторики в школе.

Книга для учителя

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

 Сборник программ

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 Общая характеристика учебного предмета

      «Детская риторика в рассказах и рисунках» включает в себя  два блока программы – «Общение» и «Речевые жанры».

Первый блок «Общение» даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют; о некоторых  риторических действиях. В этот блок входят и вопросы, связанные с культурой речевого поведения (речевого этикета). В блоке «Речевые жанры» рассматриваются тексты (его признаки, разновидности, устные и письменные, разговорные и книжные и др.), личное письмо, поздравление, объявление.

        Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение; другие – с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры».

       Курс школьной риторики вызывает у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. В книге выделяется специальное обучение умениям говорить – слушать, читать – писать. Основная идея курса: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В. А. Сухомлинский)

    Описание места учебного предмета в учебном плане.

      Данная  программа адресована учащимся 3  класса МОУ СОШ №3, рассчитана на один год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А. Ладыженской с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

В соответствии с учебным планом  школы на 2014-2015  учебный год рабочая программа составлена на 34  часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлена:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к УУД, предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

             Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурны.

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения детской риторики ученик должен уметь:

- анализировать речевую ситуацию;

- уместно использовать словесные и несловесные средства общения;

- обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких;

- оценивать корректность речевого поведения, использование этических норм вежливости;

- уметь говорить подробно, кратко;

- уметь создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги;

- уметь писать текст и его редактировать;

- определять вид речевой деятельности и её особенности;

- оценивать правильность речи с точки зрения орфоэпических, грамматических, лексических норм литературного языка;

- определять тему текста и его основную мысль, тип текста;

- определять цель рассуждения (доказать, объяснить); его части: (тезис, правило, цитата), вывод.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  - создания в устной и письменной форме несложных текстов;

 -  соблюдения орфоэпических норм;

 - овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

 - успешно общаться, быть вежливым, проявлять доброту.

Универсальные учебные действия

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

- определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах,  памятках);

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом;

- ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;

- задавать  вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.

Содержание учебного предмета

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

Похвала (комплимент).

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

2

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова.

2

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог.

2

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

 

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Риторический праздник.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РИТОРИКА

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

              УУД

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

ИКТ

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее
задание

Дата

проведения

план

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. НАУКА РИТОРИКА (4 часа)

1

Наука Риторика.Проверь себя

1

Урок-обобщение

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

Уметь:

– анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче;

– анализировать свою общительность;

– продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;

– подчинять свое высказывание речевой задаче

Тематический контроль (тест,

с. 8, № 6)

Речевые задачи (цели)

с. 9, № 7

2

Что мы помним

о речевой ситуации

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, с. 12,

№ 10)

Общение – общительный человек. Твоя общительность

CD «Развитие речи»

с. 13, речевая разминка 1

3

Твои речевые роли

1

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль (устный опрос, с. 17,

№ 15)

Твоя общительность

с. 21, № 18

4

С какой целью?

Зачем?

1

Урок рефлексии

Текущий контроль (тест 2)

Твоя общительность

с. 33, № 30

                Раздел 2. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (5 часа)

                  РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

5

Неподготовленная речь

1

Урок открытия новых знаний

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П). Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

Уметь:

– определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность;

Текущий контроль (устный опрос)

Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи

с. 39, № 36

6

Подготовленная речь, приемы подготовки

1

Урок открытия новых знаний

– оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения

Текущий контроль (устный опрос)

CD «Развитие речи»

Приемы подготовки

с. 45, № 44; с. 55, № 57.

7

Говорим подробно, кратко

1

Комбинированный урок

Уметь выразить похвалу (одобрение) и ответить на нее

Текущий контроль (письмен-ный опрос,

с. 58, № 60;

с. 61, № 64)

с. 62, № 65

8

Похвала (комплимент)

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)

Похвала, одобрение

(комплимент)

с. 64, № 68

9

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

1

Комбинированный урок

CD «Развитие речи»

Раздел 3. СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ (1 час)

10

Слушаем, вдумываемся

1

Урок открытия новых знаний

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

Уметь:

– определять прием слушания, подходящий для данной конкретной ситуации;

– составлять план услышанного и воспроизводить его

Текущий контроль (графическая работа)

Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов. Составление плана-схемы услышанного

с. 76, № 86

Раздел 4. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА      

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (2 часа)

11

Читаем учебные тексты

1

Урок открытия новых знаний

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

Уметь:

– ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста);

– составлять план прочитанного текста и воспроизводить его;

– определять нужный способ правки текста

Текущий контроль (тест 3)

Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения

с. 87, № 99

12

Учимся писать, редактировать

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (письмен-ный опрос,

с. 96, № 109)

CD «Развитие речи»

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений. Изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста)

с. 99, № 114

                                                 Раздел 5. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (5 часов)

13

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)Проверь себя

1

Урок-повторение

Уметь:

отличать истинную вежливость от показной;

Текущий контроль (тест,

с. 104, № 119)

с. 105,

речевая разминка

14

Что такое вежливость?

1

Урок открытия новых знаний

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

– определять степень вежливости: вежливо – невежливо – грубо;

– отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту 

Текущий контроль (устный опрос, с. 110,

№ 123, 124)

Что такое вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость)

с. 109,

№ 122

15

Вежливо, невежливо, грубо

1

Урок рефлексии

Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 112,

№ 126)

Вежливо – невежливо – грубо

с. 113,

№ 127

16

Добрые дела – добрые слова

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос, с. 120,

№ 133)

с. 120,

№ 132

17

А ты вежлив?

1

Урок рефлексии

Текущий контроль (устный опрос, с. 121,

№ 134)

с. 121,

№ 136

Раздел 6. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (2 часа)

18

Тексты разные нужны

Проверь себя

1

Комбинированный урок

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста

Текущий контроль (тест 5)

CD «Развитие речи»

Начальное и конечное предложение текста как яркие признаки смысловой цельности текста

с. 6, № 3;

с. 10, № 8

Раздел 7. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ (2 часа)

19

Диалог и монолог

1

Урок открытия новых знаний

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 15,

№ 15)

с. 19, № 20

20

Пиши правильно!

1 ч.

Комбинированный урок

Уметь:

– определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение;

– определять и исправлять фактические ошибки и штампы

Текущий контроль (письмен-ный опрос,

с. 28, № 29;

с. 30, № 31)

Правильная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны

с. 27, № 28

21

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!

1 ч.

Урок рефлексии

Текущий контроль (устный опрос, с. 33,

№ 33)

Речь хорошая (эффективная). Точность речи. Фактические ошибки

с. 34, № 35

Раздел 8. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА (3 часа)

22

Пересказ

1

Комбинированный урок

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Уметь:

– выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа;

– создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста

Текущий контроль (устный опрос)

Понятие о сжатом (кратком) пересказе, о двух способах сжатия исходного текста

с. 52, № 51

23

Выбери нужное

1

Комбинированный урок

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

Текущий контроль (устный опрос, с. 55,

№ 55)

Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборочного чтения (исходного текста)

с. 59, № 60

24

Цитата в пересказе. Кратко о книге

1

Комбинирован ный урок

Текущий контроль (устный опрос, с. 61,

№ 62)

с. 62, № 63;

с. 68, № 71

Раздел 9. ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ… ВАС (3 часа)

25

Поздравляю… Кого?

С чем? Как?

1

Урок введения новых знаний

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

Уметь:

– оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи;

– поздравить с праздником (с успехом, с удачей) и ответить на устное поздравление

Текущий контроль (устный опрос, с. 71,

№ 73)

Приглашение, поздравление (устное и письменное)

с. 71, № 74

26

Желаю… Кому?

Чего? Как?

1

Комбинирован ный урок

Текущий контроль (самостоятельная работа, с. 74,

№ 77)

Приглашение, поздравление (устное и письменное)

с. 75, № 78

27

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

Урок рефлексии

Текущий контроль (устный опрос)

CD «Развитие речи»

Приглашение, поздравление (устное и письменное)

Задание по выбору:

с. 77, № 84 или с. 81, № 87 или

с. 85, № 91

Раздел 10. УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (4 часа)

28

Рассуждение

1

Урок открытия новых знаний

Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность

Текущий контроль (письменный опрос,

с. 89, № 94)

Рассуждения с несколькими доказательствами

с. 88, № 93

29

Вывод в рассуждении

1

Урок рефлексии

Текущий контроль (тест 6)

Вывод в рассуждении

с. 91, № 96

30

Правило в доказательстве

1

Комбинирован ный урок

Уметь:

– создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством;

– анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли в каждом из них, способов введения доказательств

Текущий контроль (устный опрос, с. 93,

№ 99) CD «Развитие речи»

Рассуждения

с несколькими доказательствами

с. 93, № 100

31

Цитата в доказательстве

1

Комбинирован ный урок

Текущий контроль (устный опрос, с. 96,

№ 102)

Рассуждение

с включением цитаты как доказательства

с. 98, № 104

Раздел 11. ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ (3 часа)

32

Сравни и скажи

1

Урок открытия новых знаний

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

Уметь:

– анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения

Текущий контроль (письменный опрос,

с. 103, № 108)

Сравнительное описание с задачей различения

и обобщения

с. 104,

№ 110

33

Правила сравнения

1

Урок открытия новых знаний

сходства сравниваемых предметов, понятий;

– воспроизводить и строить сравнительные описания сходных предметов, понятий;

– определять способ построения сравнительного высказывания;

– создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения – в зависимости от речевой задачи

Текущий контроль (устный опрос, с. 108,

№ 114)

Сравнительное высказывание, два способа его построения

с. 107,

№ 113

34

Как строятся сравнительные тексты?

Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали

на уроках риторики

в 3 классе»

1

Комбинирован ный урок

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Текущий контроль (письменный опрос,

с. 112, № 116)

Итоговый контроль (тест 7

Сравнительное высказывание, два способа его построения

с. 115,

№ 119



Формы контроля учебного материала

Формы контроля:

- самостоятельные работы;

- тестовые работы;

- контрольные работы.

Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.

Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Кроме того, тестовые работы помогают также выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, осуществлять контроль за выполнением и т. д. Тестовые работы, выявляющие уровень общего развития ученика, используются в виде педагогической диагностики (2-3 раза в год), которая не подлежит балльному оцениванию. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.

Форма контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Коли-

чество

Дата проведе-ния

Количе-ство

Дата проведе-ния

Коли-

чество

Дата проведе-ния

Коли-

чество

Дата проведе-ния

Тест

2

2

2

1

К/р

1

1

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основная литература.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И.,
  2. Сорокина Г. И. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Книга для учителя. Уроки риторики в школе.-М –Баласс 2004

Учебно-методическое обеспечение для ученика:

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И.

Учебник-тетрадь для 3 класса. в 2 частях. – М.: Баласс, 2011

Дополнительная литература.

1.«Русский язык»: 3 класс: тестовые материалы для оценки качества обучения. Е. А. Литвинова – М.: «Интеллект - Центр», 2011год

Цифровые образовательные ресурсы:

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1

Технические средства обучения

1.1

Компьютер

1

1.2

Проектор

1

1.3

Принтер

1

2

Интернет-ресурсы

   Российская версия международного проекта Сеть творческих

учителей www.it-n.ru

    Журнал «Начальная школа»: www.n-schkola.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru

http://www.it-n.ru

http://nsportal.ru

Организация внеурочной деятельности учащихся

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

1

Участие в конкурсах чтецов.

2

в течение года

2

Составление текстов: описание, рассуждение, повествование

3

в течение года

3

Дискуссия на тему «Что  такое счастье?»

1

сентябрь

4

Конкурс инсценированных картин по правилам поведения.

3

в течение года

5

Слушаем и пересказываем.

1

октябрь

6

Конкурс красноречия.

1

ноябрь

7

Конкурс инсценированной сказки.

3

декабрь

8

Учимся вежливости (приглашение, отказ, просьба).

1

февраль

9

Составление цитатного плана.

1

март

10

Дискуссия на тему «Для чего живёт человек».

1

апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога 1 класса по ФГОС

Рабочая программа педагога для учащихся 1 класса разработана на основе Концепции стандарта второго поколения (ФГОС НОО). Включает в себя пояснительные записки и поурочно-тематические планирования к ка...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

рабочая программа педагога по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  примерной программой по русскому языку /Мос...

рабочая программа педагога по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федера...

рабочая программа педагога по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О.В., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Фед...

Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Русский язык» 1 класс Программа «Школа 2100»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО__________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___...