рабочая программа педагога по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Соловьева Наталья Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  примерной программой по русскому языку /Москва «Просвещение, 2010 г.,  на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010 год.

Учебник:     Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Рассмотрено на заседании:                                                               «Утверждаю»

педагогического совета                                                                    Директор МОУ «СОШ № 7»

(протокол от 29.08.2012 года № 1)                                                     __________ Р.Н. Леонидова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Соловьёвой Натальи Юрьевны

учителя начальных классов первой квалификационной категории

по русскому языку

3 класс

на 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю – 5

Составлена в соответствии с программой  УМК « Гармония» 2010 год

Автор: М.С.Соловейчик

Учебник: М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»

3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

Рабочая тетрадь: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

Пояснительная записка


     Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  примерной программой по русскому языку/Москва «Просвещение, 2010 г.,  на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010 год.

Учебник:        Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»

         Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

Рабочая тетрадь: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

             Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1'го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Цель: повышения качества практической подготовки младших школьников в области русского языка, в частности:

  1. их речевой культуры, умения общаться в устной и письменной форме; 
  2. грамотности.

  Задачи:

1. Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений.

2. Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками).

3.  Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

                           3 класс (170 часов)

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение (20 ч)*. Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны. Сочетания 'оро_, _ра_, _оло_, _ла_, _ере_,_ре_ как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы 'ек, _ик, их значение и правописание. (Вопросы орфографии на уровне знакомства.)

Части речи. Орфография (110 ч)

Слово как часть речи (27 ч). Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов.

Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

Глагол (30 ч). Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных. Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временны.х форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (посла.ла, начала. и т. п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвони.шь, включи.шь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2'го л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Имя существительное и имя прилагательное (30 ч).

Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от

имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

Личные местоимения (5 ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3'го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.

Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.

Обобщение (15 ч). Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.

Предложение. Текст (35 ч)

Предложение. Текст (35 ч)

Предложение (12 ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем.

План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Обобщение в конце года (5 ч).

Обучающиеся должны знать:

— названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;

— названия главных членов предложения и способ их нахождения;

— изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.

Умения, формируемые  в процессе обучения

Речевые. Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо высказывать свою оценку.

♦Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей. Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.

♦Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых

средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки).

Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты. Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.

Языковые (грамматические).

♦Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс. Там, где это возможно, объяснять значение, вносимое частями слов.

♦Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять (в соответствии с этапом обучения)

признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор). В доступных случаях наблюдать за значением грамматических форм (числа, времени, лица), за их использованием. Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения».

♦Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные

(падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).

♦Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения. Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учетом рода и числа имени существительного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учебнике словарем «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.

Орфографические.

♦Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.

♦Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.

♦Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов ('оро', 'ра' и др. в освоенных словах); буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е) (простые случаи); суффиксы 'ек, _ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих

на конце имен существительных в начальной форме, а так же в неопределенной форме глагола; суффиксы 'а_, _я_,_и_, _е' в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.

♦Списывать и писать под диктовку текст объемом 55—65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

♦Писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, пиджак, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, чёрный, шоссе, январь.

Практическая часть:

    Контрольные     диктанты - 7

Работы по развитию речи  - 15,

 из них:           сочинения — 10

                           изложения - 5

На  изучение учебного предмета «Русский язык» в 3  классе отводится:

– количество часов в год – 170;

– количество часов в неделю – 5;

– количество часов в 1-й четверти – 43;

– количество часов во 2-й четверти – 36

– количество часов в 3-й четверти – 53;

– количество часов в 4-й четверти – 38`.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Планируемые результаты

Третьеклассник научится:

                        УУД

- слушать речь одноклассников на уроке, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учётом тех же требований.

- подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

- создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку

- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов

- проверять написанное с точки зрения графических ошибок, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения. Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям.

- подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями.

 - выделять предложения из потока устной и письменной. Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

- применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ).

- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 65 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критики оценивать их выполнение.

- писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Познавательные общеучебные действия

  1. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. Выделение познавательной цели;
  3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
  4. Смысловое чтение;

У П логические Д

  1. Анализ объектов
  2. Синтез как составление частей целого;
  3. Доказательство;
  4. Установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  1. Постановка вопросов;
  2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  3. Разрешение конфликтов.
  4. Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция
  3. Прогнозирование уровня усвоения
  4. Оценка;
  5. Коррекция

Личностные УУД

  1. Смыслополагание.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Учебник:        Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»

3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

  1. Тренажёры, интерактивные тесты.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Репродукции картин к сочинению.
  4. Ресурсы Интернета

     - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/



Предварительный просмотр:

Русский язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Виды  деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата
проведе-ния

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

I. Повторе-ние (20 ч)

Повторение изученного о речи. Воспоминания о лете

1

Практическое овла-дение диалогической формой речи, моно-логическими выска-зываниями), рассуждение на доступные детям темы. Повторение изученного во 2 классе.

Знать, как построен учебник, основные орфографические правила, признаки изученных частей речи.

Уметь:

– пользоваться учебником, находить информацию;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Личностные:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу






Регулятивные:

-способность к волевому усилию;


-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;


-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.





Познавательные:

–пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;


- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;


- строить сообщения в устной форме.


-приводить сравнения классифицировать

предметы по заданным критериям;


-строить рассуждения в форме связи простых суждений.









Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;


-задавать вопросы;


-использовать речь для регуляции своих действий;


- понимание  возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;



- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;




- умение формулировать собственное мнение и позицию

Устн. сочин. «Однажды летом…»

2

Речь. Повторение.

1

Выборочное чтение: нахождение необхо-димого материала. Отличие письменной речи от  устной. Различение предложения и текста

Знать:

– признаки устной и письменной речи;

– основные единицы русского языка.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать предложения и текст

С. 6, № 6, отредактировать текст.

3

Правильность

и точность речи

1

Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения

Знать:

– основные единицы русского языка.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать предложения и текст;

-использовать языковые средства в устной речи в соответствии с целями и условиями общения

С.7, № 8, сост. словарный диктант.

4

Состав слова

Значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое). Выделение и определение значимых частей слова

Знать:

– понятие «основа слова»;

– значение окончания; – основы, признаки родственных слов

С. 8, № 13, вставить слова.

5

Разбор слова по составу

1

Решение известных орфографических задач

Уметь:

– правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них;

– находить основу

в словах

С.12,№.24, выписать слова

6

Разбор слова по составу . Решение орфографических задач.

1

Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач

Знать:

- корневые орфограммы.

Уметь 

- находить опасные места в словах;

- выполнять разбор слова по составу

С.13,  № 29, выделить части слов.

7

Решение орфографических задач.

1

Повторение основных корневых орфограмм, способов решения известных орфографических задач

Знать корневые орфограммы.

Уметь находить опасные места в словах

С. 15, № .37, отмет. орфограммы.

8

Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне, сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре

1

Знакомство со словами, в которых встречаются сочетания

-оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре

Уметь распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы


Т.-з., с.19, №.41 выдел. орфогр

9

Правописание суффиксов -ек-   и

-ик-

1

Работа над совершенствованием навыков письма суффиксов -ек, -ик

Иметь представление

о роли суффиксов

в речи

С.21, №  57,  выделить суффикс

10–

11

Правописание ударных и безударных сочетаний    –цы, -ци.

2

Формирование представления о правописании звука [ы] после ц. Упражнения в правильном написании слов со слогами цы и ци

Знать о написании сочетаний -цы- или -ци-.

Уметь предупреждать ошибки в написании таких слов

10) Т.-з., с. 21, № 44, выделить корень.

11) С. 23, №  63, выписать слова.

12

Освоение изученных орфографических правил

1

Развитие орфографической зоркости. Систематизация накопленных знаний

Уметь решать орфографические задачи

С.24 ,№ 66, озаглавить текст.

13

Решение орфографических задач

1

Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы

Знать изученные орфограммы.

Уметь:

– правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне;

– находить способ проверки написания слова

14

Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

1

Письмо под диктовку текста

Знать изученные орфограммы

и способы их проверки.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Повторить изученные орфограммы

15

Работа над ошибками, допущенными . в диктанте. Решение орфографических задач.

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать

 правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

Т.-з., с.19, №.41 выдел. орфогр




16

Общее знакомство со сложными словами

1

Ознакомление со сложными словами (состоящими из двух корней) и правилами их написания

Знать способ образования сложных слов

Уметь:

- выделять корни в сложных словах.

Т.-з., с.26,  № 70,выделить корень.

17

Обобщение

и систематизация известных правил письма, упражнение

в их применении

1

Дальнейшее формирование осознанных умений. Работа над правописанием сложных слов

Знать изученные правила.

Уметь находить в тексте опасные места

С. 22, № 62, запис. слова во мн.ч.

18

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия

1

Работа по обучению

передаче текста свободно в устной форме

Уметь:

 составлять текст по плану и опорным словам 

Т.-з.,с.29 , № 81, выделить орфогр

19

Контрольное списывание

1

Безошибочное списывание текста

Знать правила списывания печатного текста.

Уметь:

– без ошибок списывать несложный текст объемом 80–90 слов

С.28, №  83, решить орфогр. задачи

20







Анализ контрольного списывания

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать правила выполнения работы над ошибками.

Уметь:

– выполнять правила работы над ошибками

С. 28, № 85, выделить части слов.

21



II .ЧАСТИ  

РЕЧИ

110 часов















Слово как часть речи

(27 часов)






































































































































































Понятие  «части речи»

1


Ознакомление с частями речи. Формирование представлений

о словах, объединенных в группы по определенным признакам


Знать:

- алгоритм определения части речи

Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол

Составить словарный диктант.

С.35, № 104, реш. орфогр. задачи.

22

Названия частей речи.

1

23

Слова  - указатели.

1

Распознавание частей речи в тексте, их отличительные особенности

Знать:

- алгоритм определения части речи

Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол

С.37, №.111,  указать части речи

24

Личные местоимения

1

Личные местоимения, их значение и употребление

Знать понятие «местоимение».

Уметь находить местоимения в тексте и заменять ими существительные

С.38, № 116, отредактиров.текст

25

Самостоятельные

и служебные части речи

Работа по разграничению частей речи

на самостоятельные

и служебные.

Знать

Отличие самостоятельных частей речи и служебных

Уметь 

Распределять части речи

на самостоятельные

и служебные.

Т.-з.,с.39, № 123, заполн. таблицу.

26

Самостоятельные

 части речи


Развитие умений распознавать

самостоятельные

части речи в тексте


Знать

самостоятельные части речи

Уметь

 распознавать части речи

Личностные:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения


-положительное отношение к школьной дисциплине,

направленной на  поддержание общепринятых норм поведения в школе.


– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;


– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;









Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;


-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;


- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности










Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;


- смысловое чтение как осмысление цели чтения;


-извлечение необходимой информации из  прослушанных , прочитанных текстов




Коммуникативные:

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;


-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;



-ориентация на партнера по сотрудничеству;


-умение слушать собеседника


-умение договариваться, находить общее решение.

С. 41-42, №.125, устный рассказ.

27

Самостоятельные

 части речи. Закрепление.

С.44,№  131,рассказ. о частях речи

28

Служебные

 части речи.

1



Работа над развитием умений распознавать служебные части речи в тексте

Уметь распознавать части речи и правильно писать служебные слова.

Знать особенности местоимений 3-го лица; (при употреблении

с предлогами начинается с буквы н)

Работа с орфограф. словарем.

29

Употребление и написание служебных

частей речи

1

С.45,№  132,. реш. орфогр. задачи.

30

Обучающее  изло-

жение на основе зрительного восп-риятия с элемен-тами сочинения. (упр. 142)

1

Подготовка к письменному пересказу

Уметь применять в изложении разные части речи

С. 46, №139, отредактир. текст.

31

Анализ изложения. Решение орфографических задач.

1

Работа над совершенствованием навыков правильного письма

Знать

 правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

Т.- з., с.46-47,№145, сост. предлож.

32

Части речи. Обобщение.

1

Ознакомление с понятием «фразеологический оборот». Упражнение в письменной передаче содержания текста

Уметь определять части речи и правильно писать служебные слова

С.48, № 143, выписать слова.

32

Понятие «форма слова».

1

Изменение формы слова. Ознакомление

с понятиями «начальная форма», «изменение слов»

Уметь разграничивать разные слова и формы одного и того же слова

С.51, №152,запис. слова по групп.

33

Слово

и его формы

1

Упражнение в использовании терминов «форма слова», «начальная форма». Продолжение работы по изучению начальной формы и изменению слов

Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов.

Уметь образовывать

от начальной формы

существительного начальную форму прилагательного

С.58, № 48 указ. слова в нач.  ф.

34

Начальная

 форма глагола и имени существительного

1

Обучение начальным формам глагола и имени существительного.

Уметь определять начальную форму глагола и существительного

С. 54, № 162, указ. части речи.

35

Начальная  форма  имени прилагательного

1

Изменение формы слова; подбор однокоренных слов. Упражнение в постановке вопросов к начальной форме имени прилагательного

Знать вопросы начальной формы имени прилагательного.

Уметь:

– распознавать различные части речи;

– работать с понятиями «начальная форма»

и «изменение слова»;

– находить начальную

форму прилагательного

Устн. сочинен. по данному началу.

36

Начальная форма имени существ.  и имени прилагательного.

1

Изменение формы слова; подбор однокоренных слов.

Знать вопросы начальной формы

Уметь:

– распознавать различные части речи;

– работать с понятиями «начальная форма»

и «изменение слова»;

С. 55, № 165,  отметить орфограммы

37

Контрольная работа за I четверть. Диктант с грамматическим заданием

1

Письмо под диктовку текста

Знать изученные орфограммы

и способы их проверки.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Повторить правила на с.52-54.

38

Работа над ошибками, допущенными  в диктанте.

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать

 правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

Составить словарный диктант

39

Род имен существительных

1

Ознакомление с родом имен существительных и прилагательных

Уметь определять род существительного

Т.-з.,с.52, №172 указ. род существ.

39

Зависимость рода имени прилага-тельного от имени существительного

1

Продолжение знакомства с родом имени существительного

и зависимостью от него рода имени прилагательного

Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного

Т.-з.,с.53,№181, решить орф.задачи

40

Способы определения родовых окончаний имен прилагательных

Ознакомление со способом определения родовых окончаний имен прилагательных.

Работа над совершен-ствованием навыков сравнения двух частей речи

Знать способы определения родовых окончаний

С.60,№176, указ. род и число.

41

Изменение имен существительных и прилагательных по числам и родам

1

Изменение имен прилагательных по числам и родам, согласование с именами существительными

Уметь:

– определять род имен существительных и прилагательных;

– правильно писать родовые окончания прилагательных

Т.з.,с.54,№.181,указ.род.

42

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

Ознакомление с единым способом действия для правильного выбора рода у одной из форм глаголов

Уметь изменять глагол по родам и числам

Т.-з ,с. 56 , № 191, вписать слова.

43

Название падежей  и их вопросы

1

Изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы). Выполнение тренировочных упражнений

Знать название падежей и их вопросы.

Уметь изменять слова по вопросам

С.69, № 198, сделать таблицу.

44

Освоение способа действия для определения падежей

1


Тренировка в определении падежей

Уметь:

– распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных;

– работать по усвоению названий и вопросов падежей

Выуч. назв  падежей,  вопросы.

45-46

Способ действия для определения падежей

2

45)С.67, № 194, сост.предложения.

46) Работа с орфограф. словарем

47

Имя существительное и имя прилагательное. Повторение

1

Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений

и глаголов

Уметь:

– сравнивать части речи;

– определять падежи;

– сопоставлять имена

существительные и местоимения

С. 50 ,№166 , отредактир. текст.

48

Части  речи. Повторение

1

Работа по развитию умения распознавать части речи, работать

в команде

Уметь:

– определять часть речи;

– изменять по падежам


С.76 № 227,указ. части речи.          

49

Глагол

(30 часов)

Роль глагола в речи.  Детализация   изобразительных действий

1

Повторение изученных сведений о глаголе, написание словарных слов. Начальное обучение детализации действий в рассказах и событиях

Знать:

– изученное о глаголе;

– повествование как тип речи.

Уметь употреблять

в своей речи глаголы





Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;





-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение







-сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке







Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;






-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;









Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;




- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;





уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;



Коммуникативные:

– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;


-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;





-ориентация на партнера по сотрудничеству;


С.78,№231,озагла-вить текст.

50

Изменение глаголов по числам и родам или  по числам и лицам.

1

Значение и употребление в речи глаголов

Уметь:

– распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных;

– объяснять значимость часть речи – глагола

С.79, № 237 доказать выбор букв.

51

Наблюдение

за изменением глаголов по числам и родам

или по числам

и лицам

1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Выполнение тренировочных упражнений

(вставить подходящие по смыслу глаголы)

Уметь:

– выделять глагол среди остальных частей речи;

– следить за особенностями изменений глагола в речи


Т.-з., с.10,№.239, выписать глаголы

52

Изменение глаголов по временам

1

Тренировочные упражнения в правильном употреблении глаголов в речи

Уметь:

– отличать одну временную форму от другой по вопросу;

– выделять в речи различные ее части (части речи)

С. 83, № 245, опред время глаголов53

53-54

Особенности изме-нения глаголов прошедшего, буду-щего и настоящего времени

2

Наблюдения над тем,

как применяются глаголы. Изменение глаголов по временам

Уметь отличать одну временную форму

от другой по вопросу

Т.з.,с.10,№.238,отредактир. текст.

С.11-12 , № 244 заполнить таблицу

55–

56

Отличие глагола от других частей речи

2

Отличительные признаки каждой части речи. Расширение представления учащихся о значении глагола

Знать комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определить принадлежность слов к той или иной части речи

С.85, упр.257, сост. памятку.

С.87,№ 267 допис-ать предложения

57

Неопределенная форма глагола.

1

Понятия «неопределенная форма глагола», «начальная форма»; способы ее нахождения

Знать способы действия для нахождения неопределенной формы

от заданной.

Уметь определять время глагола

С.89,№267,указ.время, число, лицо

58

Способ нахождения неопределенной формы глагола

1

Неопределенная форма глагола и его начальная форма, способы ее нахождения. Упраж-нение в правильном образовании временных форм глаголов

Знать правила постановки вопросов.

Уметь распознавать неопределенную форму глагола

С.90, №272, устно отв. на вопросы

59

Контрольное списывание

1

Безошибочное списывание текста

Уметь применять орфографические правила при написании контрольной работы

С.90, № .270,решить орф.задачи.

60

Строение и написание неопределенной формы глагола

1

Неопределенная форма глагола, вопросы

Иметь представление о временах глагола и его грамматических, орфографических и речевых особенностях.

С.91, №273, определ. форму глаг.

61

Прошедшее время глагола: его значе-ние, применение и особенности изменения.

1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Знать об изменении глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания.

Уметь выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу

С.96, №.289. устно отв. на вопр.

62

Глаголы  прошедшего времени; выбор родовых окончаний

1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Уметь:

– различать глаголы прошедшего времени;

– правильно находить суффикс глаголов этой формы;

– работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени

С.97 №.291, выдел. суффиксы.

63–

64

Использование глаголов прошедшего времени в речи.

2

Правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала)

Уметь:

– работать с глаголами прошедшего времени;

– правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовых окончаний

С.100 ,№ 304,работа со словарем.                        

С.101, № 305, решить орф.задачи

65–

66

Особенности глаголов насто-

ящего времени

1


Изменение глаголов настоящего времени по лицам. Работа по наблюдению за окончаниями глаголов настоящего времени.



Уметь выделять глаголы настоящего времени, изменять их по лицам и числам

С. 104, № 312, отмет. орфограммы

66

Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени

1

С.106 ,№ 314, выдел.окончание.

67

Две формы глаголов будущего времени.

1


Обучение написанию личных окончаний глаголов настоящего времени


Знать о наличии двух форм будущего времени: простой и сложной.

Уметь образовывать

от начальной формы глагола будущее время

С.109 ,№322, решить орф. задачи

68

Распознавание глаголов будущего времени и их изменение

1

С.110, №325, отредактир. текст.

69

Глаголы будущего времени и их изменение. Закрепление.

1

Упражнение в правильном написании личных окончаний глаголов

Уметь правильно писать личные окончания глаголов

Т.-з., с.32, №297,сост. предложен

70

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошед.в ремени

1

Обучение постановке глагола в начальную форму и образованию глагольных

форм времени. Повторение изученного о глаголе

Уметь:

– ставить глагол в начальную форму и в указанные формы

времени;

– определять известные признаки глагола (время, число, лицо или род)

Т.-з.. с.33, №303, указ. части речи

71

Изменение глагола по временам. Обобщение.

1

Проведение тренировочного диктанта

Уметь распознавать части речи

С.112, № 332, подг.устн.вопросы

72

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Глагол».

1

Работа по развитию устной и письменной речи

Уметь закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола

Повторить изученные правила.

73

Работа над ошибками, допущенными  в диктанте.

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать

 правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

Составить словарный диктант.

74

Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица

(с изменением лица) упр. 340

1

Обучение пересказу от первого лица

Уметь:

– работать над развитием своей речи;

– пересказывать от другого лица (1-го лица множественного числа);

– передавать содержание рассказа;

– точно употреблять глаголы в речи

С.117,№ .345, выполнить задание.

75

Деловые тексты

1

Обучение составлению инструкции. Ознакомление с понятием «инструкция»

Уметь:

– четко и правильно составлять инструкции;

– работать над текстами инструктивного характера

Т.-з..с.48 ,№  341, указ.глаголы.

76

Особенности текста инструктивного характера.

1

Закрепление и обобщение знаний о глаголе

Уметь составлять инструкции, поздравительные открытки и письма

Составить инструкцию.

77

Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды

1

Обучение составлению поздравлений

Уметь писать поздравительные письма

и открытки

Закончить текст

78

Написание новогодних поздравлений

1

Обучение написанию

поздравительных открыток и писем. Закрепление знаний учащихся о глаголе

Уметь:

– правильно писать

слова с ударными и безударными гласными;

– различать части речи

С.119, № .348,сост. поздравление.

79

Нахождение неопределенной формы глагола.

1



Распознавание неопределенной формы глагола. Правописание суффиксов перед – ть.


Уметь:

– образовывать глаголы начальной формы;

– отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»;

С.92,№.279,выпол-нить задание.

80

Неопред. форма  глагола и право-писание суффиксов перед – ть.

1

Т.з.,с.27,№.283,выдел. суффикс

81

Части речи. Повторение.

1

Распознавание частей речи

Знать:

- алгоритм определения части речи

Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол

С.5, №.352, обозн. части речи.

82

Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных

1

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Закрепление непроверяемых написаний

Знать изученные правила орфографии.

Уметь различать имя прилагательное и имя существительное

С. 6,№356, найти однокор.  слов

83

Отличие глаголов от других частей речи

1

Повторение известного о неопределенной форме глагола

Уметь различать части речи

С.6, №.358, обозн. части речи.

84

Способ нахождения неопределенной формы глагола

1

Обучение постановке глагола в неопределенную форму

Уметь:

– определять время глагола;

– осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времен

Т.з.,с.49, №350, разб. слов по сост

85

Определение времени глагола. Изменение по лицам

1

Обучение и упражнение в определении времени глагола, лица.

Упражнение в написании мягкого знака

в окончаниях 2-го лица единственного числа

Уметь:

– образовывать глаголы начальной формы;

– отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»;

– определять лицо глагола

Т.-з., с..53,опред. время глагола.

86

Анализ (разбор) глагола как части речи

1



Обучение морфологическому разбору глагола. Работа по формированию умения грамотного письма.



Уметь:

– производить морфологический разбор глагола;

– образовывать глаголы начальной формы;

С.11, №369,ответить  на вопросы.

87

Знакомство

с памяткой анализа глагола

как части речи

1

С.13, № .373, выполнить задание.

88

Анализ глагола как части речи

1

С.14, №.374, анализ слов.

89

Знакомство

со способом выбора между -тся или –ться в глаголах

1

Совершенствование

умений пользоваться

приемами письма

с «окошками». Упражнение в изменении форм глагола (неопределенной формы на будущее время, настоящее время, прошедшее

время).

Знать:

– о написании -тся

или -ться в глаголах;

– значение форм единственного и множественного числа у разных форм глагола.

Уметь:

– распознавать форму глагола;

– в ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени

С.17, №385, решить орф. задачи.

90

Правило  выбора между –тся и ться в глаголах.

1

Т.-з.,с.59, №.390, анализ слов .

91

Правило выбора между –тся и ться в глаголах. Закрепление.

1

Устн. сочинен. по данному началу.

92

Текст. Составление плана.

1

Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих

действий на бумаге



Знать понятие «план текста».

Уметь воспроизводить и создавать повествовательные тексты

С. 20, №396,ответ. на вопросы .

93

Изложение. Обучение детализации действий (упр. 393)

1

С.19, №392, озаглавить текст.

94

Изложение. Словесное рисование с помощью глаголов настоящего времени

1

Обучение построению текста, пересказу текста от другого лица. Продолжение работы по накоплению опыта построения таких текстов

Уметь:

– составлять и воспроизводить повествовательные тексты;

– делить текст на части и

озаглавливать каждую из них;

– пользоваться разными формами глагола

С. 22,№.402 , пост. знаки препин.



Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;





-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение


-сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке



Регулятивные:

- умение контролировать свою деятельность по результату;


-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;



Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера;




-установление причинно – следственных связей;





-строить рассуждения в форме связи простых суждений.



Коммуникативные:

-использовать речь для регуляции своих действий;

- уметь слушать и слышать учителя;


-формулировать собственное мнение;


-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;


– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации

95

Создание рассказа по картинкам.

1

Обучение созданию повествовательных текстов, выделению главной мысли в тексте и изложению своих

действий на бумаге

Уметь:

– составлять и воспроизводить повествовательные тексты;

– правильно оформлять предложения на письме

– пользоваться разными формами глагола

С.23,  № 405, выполнить задание

96

Создание рассказа  о проделках животных по личн. впечатлениям

1


Т.- з.,с.3, № 407, звукобукв. разб.

97

Предложение

Предложение. Повторение.

1

Употребление в речи простых и сложных предложений. Представление о предложении как целостной

единице речи

Уметь:

– правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь;

– правильно оформлять предложения на письме

С.25,№ 409, оформ. границ. пред

98

Понятие «член

предложения»

1

Главные и второстепенные члены предложения

Знать значение нового понятия «член предложения».

Уметь отличать части речи от           членов предложения

С.27,№ 413, составить текст.

99

Главные члены предложения. Способ их выявления.

1

Нахождение в предложении главных членов

Знать значение понятий «подлежащее»

и «сказуемое».

Уметь распознавать

в предложении главные члены предложения

Т.-з.,с.4,№ 417,подч. гл. чл. предл.

100

Упражнение

в нахождении главных членов предложения

1

Главные и второстепенные члены

Уметь применять понятия «подлежащее»

и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками

Т.- з.,с.5, № 420,выдел. основу пр.

101

Подлежащее и сказуемое.

1

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу)

Т.-з.,с.6,№  424,отредактир. текст..

102

Второстепенные члены предложения Характеристика предложения

1

Ознакомление с ролью второстепенных членов в предложении. Совершенствование знаний о связи слов в предложении

Уметь:

– выделять в предложении и второстепенные члены;

– характеризовать предложения

С.34, № 429, найти гран. предл.

103

Предложения рас-пространенные и нераспространен-ные.

1

Нахождение в предложении главных членов

Уметь:

– грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены;

С.35,№ 431, состав. предложения.

104

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме

1

Ознакомление со связью между главными

членами предложения

Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме

С.37, № 437, подч. главн. чл. пред

105

Установление связи слов в предложении

1



Установление связи слов в предложении.

Работа над совершенствованием знаний, приобретенных в рамках изучения темы



Уметь:

– грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены;

– выделять пары второстепенных членов предложения

С. 36,№ 435, составить предложен.

106

Установление связи слов в предложении. Закрепление.

1

С.38, № 441,дать хар-ку предлож.

107

Предложение. Обобщение.

1

С.39,№ 444, подч. главн. чл. пред

108

Наблюдение за использованием частей речи.

1

Распознавание частей речи

Знать:

- алгоритм определения части речи

Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол

С.41,№ 447доказать выбор букв.

109

Главные и второ-степенные члены предложения. Повторение.

1

Связь слов в предложе-нии. Нахождение в предложении главных  и второстепенных членов

Уметь:

– выделять в предложении главные  и второстепенные члены;

– характеризовать предложения

С 42,№ 450, подч. гл. чл. предл.

110

Контрольная работа (диктант)  по теме «Предложение»

1

Проверка сформированных умений

Уметь:

– грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены;

– выделять пары второстепенных членов предложения

Повторить изученные правила.

107

Работа над ошибками, допущенными  в диктанте.

1

Работа над развитием внимания, орфографической зоркости

и памяти учащихся.

Формирование умений выполнять работу над ошибками

Уметь находить и исправлять ошибки

С.44, № 456, обозн. границы предл

108

Текст (35 ч)

Создание текстов изобразительного характера

Работа над развитием умения передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках, детской изобразительной речи

Уметь:

– составлять устные

и письменные рассказы;

– осуществлять поиск собственных сравнений

С.47, № 461, написать рассказ..

109

Создание текста инструкции

1

Работа над развитием умения употреблять в речи официально-деловую лексику

Знать особенности деловой речи.

Уметь составлять устные и письменные рассказы

Написать инструкцию.

110–

112

Части речи. Повторение.

3

Сходство и различие

слов разных частей речи. Работа по повторению и сопоставлению частей речи

Уметь находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их

110) С.50, № 468, указать части речи.

111) С.51, № 471, распред. слова.

112)С. 51, № 473, обозначить части речи.

113-114

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного

2

Семантика имен существительных. Составление опорной схемы разных частей речи

Уметь:

– находить в предложении слова разных частей речи;

– составлять ряды родственных слов

С.52. №475, решить орфогр. задач.

С.55,№ 484, работа со словарем.


115

Род и число имен существительных и имен прилагатель-ных. Словарь трудностей.

1

Работа над развитием умения находить имена существительные и имена прилагательные, находить командующее слово, связывать имена прилагательные с именами существительн.

Уметь отличать имена существительные

со значением действия или признака от других частей речи

С.57,№ 491, реш. орфогр. задачи.

116

Способ решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных

1



Расширение представ-ления о разновидностях имен прилагательных. Ознакомление с притя-жательными именами прилагательными и вопросами к ним





Уметь правильно определять окончания имен прилагательных

116) С.57,№ 489, подобрать синонимы

117) С.62,№ ,500, обозн. границы предл

117

Решение орфографических задач в окончаниях имен прилагательных

1

118–

119

Анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

2

Изменение и связь

имен существительных и прилагательных. Обучение выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов

Уметь:

– находить в тексте различные части речи;

– анализировать имена существительные и прилагательные как части речи.

Знать план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных

Личностные:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;


-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение;

С. 63, № 502,  выполнить морфологический разбор

С.64, № 505, указать части речи

120

Написание ь на конце имен существительных после шипящих.

1

Имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце

Знать:

– о трех функциях ь;

– правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих букв.

Уметь распознавать существительные мужского и женского рода

С. 65,№ 507, реш. орфогр. задачи

121–

122

Правило написания ь на конце имен существительных после шипящих

2

Работа по формированию умений грамотно писать слова с буквами шипящих на конце, активно использовать словарь трудностей

Уметь писать ь на конце имен существительных (в начальной форме) после букв шипящих

Т.-з.с. 30. № .530 указ. части речи.

Т.-з., с.31, № 514, сост. кроссворд.

123–

124

Решение орфогра-фиических задач в окончаниях имен прилагательных

2

Работа по развитию умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило

Уметь:

– производить морфологический разбор частей речи;

– осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;



-развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе



Регулятивные:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);



-умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;


-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого


-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника




Познавательные:

-установление причинно – следственных связей;



– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;


– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;



– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.



-строить рассуждения в форме связи простых суждений.


-умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации





Коммуникативные:

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;


-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Т.-з.,с.32,№ 516,отредакт. текст.

Т.-з.,с.34,№ 523,отметить орфограммы

125

Контрольная работа (диктант) по теме «Части речи».

1

Проверка отработанных ранее способов действий, обеспечивающих решение орфографических задач

Уметь:

– определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи;

– анализировать типичные ошибки, исправлять их

Повторить изученные правила.

127

Работа над ошибками, допущенными  в диктанте.

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать

правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

Повторить памятки (стр.12,34).

128

Решение орфографическ. задач в окончаниях имен прилагательных.

Развитие умений обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило

Уметь:

– производить морфологический разбор частей речи;

– осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом

Т.-з., с.36, № 532, исправ. ошибки

129

Связь слов в  предложении. Повторение.

Работа над развитием умений осваивать слова «трудного» рода и числа. Упражнение в правилах согласования слов в предложении

Уметь правильно

строить предложения

и грамотно употреблять слова

Т.-з.. с.27,№ 498, состав. предлож

130

Главные и второстепенные члены предложения. Повторение.

Связь слов в предложе-нии. Нахождение в предложении главных  и второстепенных членов

Уметь:

– выделять в предложении главные  и второстепенные члены;

– характеризовать предложения


Т.-з.,с. 24, №494, подч. гл. чл. пред

131

Грамматически  правильная  речь.

Оформление письменного текста. Типы текста. Работа над обогащением словарного запаса, развитием речи и творческих способностей

Уметь:

– правильно употреблять слова и строить предложения;

– создавать грамотно построенные тексты

Работа с толковым словарем.

132

Правильность и точность речи. Изложение («Верные друзья»)

Оформление письменного текста. Обогащением словарно-го запаса, развитием речи и творческих способностей

Уметь:

– составлять и воспроизводить повествовательные тексты;

– делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

– пользоваться разными формами глагола


Т.-з.,с.35,№ 528,отредакт. текст..

133


Создание словесных записок.

Ознакомление с устаревшими и новыми словами, появляющимися в языке обогащение словарного запаса

Уметь:

– различать части речи, сопоставлять их;

– определять главные

и второстепенные члены предложения

Т.-з.,с.36-37, написать записку.

134

Общие сведения   о частях речи  и предложении. Повторение.

Работа над совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения

Знать:

– все изученное о частях речи и членах предложения;

– освоенные виды разбора слов и предложений

С.72 , № 533, состав.предложения.

135

Изложение с элементами сочинения на основе картин

1

Оформление письменного текста. Типы текста. Работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей

Уметь:

– правильно употреблять и строить предложения;

– создавать грамотно построенные тексты;

– выражать свои мысли при помощи слов


Напис. статью по опорным словам

136

Виды  разбора на материале словесной модели.

1

Общее представление о форме слова. Развитие речи, воображения

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

С.74, № 536,нарисов. иллюстрац.

137

Виды  разбора, грамматические признаки частей речи.

1

Систематизация знаний о частях речи,

об их грамматических признаках. Различие слов по значению, по строению. Решение орфографических задач

Уметь различать части речи, правильно употреблять слова

С.75,№ 538, анализ слов как ч.р.

138

Контрольное списывание

1

Безошибочное списывание текста

Уметь применять орфографические правила при написании контрольной работы

С.76, № 540, разбор по составу.

139

Связь слов

в предложении. Правильность речи

1

Обучение пересказу текста, решению грамматико-орфографических задач. Пополнение знаний о возникновении слов

Знать строение слов,

их лексическое значение, правильное использование и написание.

Уметь сопоставлять части речи, их грамматические признаки

С.83, № 554, озаглавить текст.

140

Способы  решения разных орфогра-фиических задач

1

Решение орфографических задач

Уметь:

– разбирать слова по составу;

– решать разные орфографические задачи

С.85, №561, решить орфогр.задачи.

141

Совершенствование орфографических умений на текстах

с объяснением значения слова

1

Обобщение знаний

об изученных орфограммах. Упражнения в применении знаний на письме

Уметь:

– разбирать слова по составу;

– решать разные орфографические задачи

С86, № 565,дать хар-ку редложен.

142

Контрольное изложение.

 (упр. 572)

1

Проверка сформированности умений писать слова на изученные орфограммы

Уметь:

– письменно передавать содержание текста;

-совершенствовать навыки грамотного письма

С.84, № 556, исправить ошибки.

143

Решение орфографических задач

1

Упражнение в применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач

Уметь:

– работать в группах;

-совершенствовать приобретенные навыки

Подготов. к словарн. диктанту.

144

Состав слова. Решение орфографических задач

1

Работа над развитием внимания, орфографической зоркости, над правописанием орфограмм

Уметь:

– работать в группах;

-совершенствовать приобретенные навыки

С.90, № 576, озаглавить текст.

145

Разбор слова как части речи.

1

Совершенствованием знаний о частях речи и членах предложения

Уметь:

– производить морфологический разбор частей речи;

– осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом

С.91, №579,  выдел осн. мысль.

146

Итоговая  контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).

1

Грамматико-орфографическая проверка знаний, умений и навыков

Уметь писать слова

на изученные орфограммы

Повторить изученные правила.

147

Продолжаем учиться хорошей речи

Работа над ошибками. Грамматические признаки частей речи.

1

Работа над развитием умений находить орфограммы и объяснять их

Знать

правила выполнения работы над ошибками.

Уметь

 подбирать проверочные слова

С. 92,№ 581, сост. словарн. дикт.

148

Понятия «повествование»,

«описание предмета», «предложение-оценка»

1

Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи

Знать типы речи.

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

С.93, № 584, решить орф. задачи.

149

Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов, воспроизведение предмета

1

Упражнение в различении повествования

и описания предмета

Уметь:

– письменно пересказывать текст;

– строить текст-описание предмета и текст-повествование

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение;


Регулятивные:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

-умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;

-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого


Познавательные:

-установление причинно – следственных связей;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.

-умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера;

-умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)


Коммуникативные:

-умение  произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя



– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации



-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать.


– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества

С. 94,  выучить правило

150

Построение фрагментов текста

с описанием

и повествованием

1

Упражнение в разли-чении повествования

и описания предмета.

Работа по обучению описания и повест-вования. Наблюдение

за лексическим значением оценочных слов и их функций

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием

С.96, № 589,реш. орфогр.задачи..

151

 Основная  мысль текста

1

Обучение определению темы текста. Продолжение работы с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование).

Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах

Уметь:

– определять тексты-повествования и тексты-описания;

– соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием

С.98. № 596, отредактир.текст

152

Включение  в по-вествование и опи-сание предметов предложений со значением оценки

1


Работа над развитием умений пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку, определять типы речи в текстах


Уметь:

– создавать словесные истории по картинкам;

– определять виды текста: описание, повествование, оценка

С.99, № 602, отредактир. текст.

153

Повествование о предмете, описание предмета, оценка предмета.

1

Составить текст – повествование.

154

Создание текстов-повествований по серии рисунков

1



Обучение созданию словесных историй,

умению употреблять

в письменной речи предложения со значением оценки


Уметь:

- создавать словесные истории по картинкам

– определять виды текста: описание, повествование, оценка

Индивидуальные задания.

155

Создание текстов-повествований по личным впечатлениям

1

Устн. сочинен. по данному нач.

156

Особенности словесных этюдов.

1

С.102,№ 610, выдел. гл. мысль.

157

Создание словес-ных этюдов  на основе рисунков  учебника

1


Введение понятий

«этюд-описание» и «этюд-повествование».

Обучение составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов


Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

С.104, № 615, выполнить задание.

158

Создание словесных этюдов (описаний)на основе рисунков  учебн.

1

Составить словарный диктант.

159–

161

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

3

Обучение построению словесных зарисовок

Уметь создавать словесные этюды-описания или этюды-повествования

Нап. слов. этюд «Природа весной»

С. 61,№615 ,выполнить задание.

Слов. этюд по собств.замыслу

162

Создание текстов разных жанров. Загадки.

1

Проверка сформированности умений писать грамотно слова

с изученными орфограммами

Уметь выполнять языковые задания

Придумать загадку, иллюстрация.

163

Создание текстов разных жанров. Записки.

1

Развитие умений создавать тексты различных жанров;, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Написать записку другу.

164

Создание текстов разных жанров: телеграмм, поздравлений.

1

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Написать поздравление

165

Создан. текстов разных жанров: кулинарных рецептов, инструкций.

1

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Написать свой кулинарный рецепт.

166

Виды текстов, их особенности. Обобщение.

1

Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильная запись. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Актуализация опорных знаний. Работа с разными видами текстов. Обучение написанию сочинения по воспоминаниям

Уметь проверять слова на изученные орфографические правила

С.95,№588,решить орфогр. задачи.

167

Решение орфографических задач.

1

Знать правила правильного произношения слов.

Уметь писать приглашение

Сост. диктант для одноклассников

168

Особенности различных видов текстов.

1

Знать ранее освоенные жанры, их особенности

С.105,№.618,разгад. кроссворд.

169

 Решение орфографических задач

1

Уметь проверять слова на изученные орфографические правила

С.110, ответить на вопросы.

170

Написание поздравлений к окончанию учебного года.

1

Развитие умений создавать тексты различных жанров;, употреблять сравнение, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Повт. изуч. орфографич. правила

Согласовано:                                                                                                                                                  Согласовано:

Протокол заседания                                                                                                                                      Зам. директора по УВР

методического объединения                                                                                                                      _________С.П.Сотникова

учителей начальных классов                                                                                                                       15.09.2012 год

от  30.08.2012 г. №1

__________Л.Н.Ливадная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по русскому языку 2 класс ОС Школа 2100

Программа по русскому языку разработана   в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ОП НОО МОУ «СОШ №11 г. В...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по английскому языку. 2-4 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по английскому языку.  2-4  КЛАССЫБиболетова Enjoy English...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....