рабочая программа педагога по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Соловьева Наталья Юрьевна

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О.В., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония». Программа рассчитана на 136 учебных часов.

Распределение тем разделов курса  по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.

Логика построения и содержания полностью соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рассмотрено на заседании:                                                               «Утверждаю»

педагогического совета                                                                    Директор МОУ «СОШ № 7»

(протокол от 29.08.2012 года № 1)                                                     __________ Р.Н. Леонидова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Соловьёвой Натальи Юрьевны

учителя начальных классов первой квалификационной категории

по литературному чтению

3 класс

на 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю – 4

Составлена в соответствии с программой  УМК « Гармония» 2010 год

Автор: О.В. Кубасова

Учебник: Литературное чтение: любимые страницы: учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /О.В. Кубасова.  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.

                                       Пояснительная записка

Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит для изучения литературного чтения в 3  классе  136 часов из расчета 4 часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О.В., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония». Программа рассчитана на 136 учебных часов.

Распределение тем разделов курса  по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.

Логика построения и содержания полностью соответствует ФГОС.

        Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

       Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

      Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видожанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

В учебнике для 3 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге содержится богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых уроках чтения в 3 классе: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Тайное всегда становится явным», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Ежели вы вежливы…», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «Снег летает и сверкает», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Весна идет, весне дорогу!.. », «Любовь — волшебная страна», «Чудесное — рядом».

Идейно-тематический принцип группировки произведений позволяет рассматривать различные точки зрения на духовно-нравственные проблемы, отраженные в разножанровых текстах. При таком подходе к компоновке произведений беседы перерастают в дискуссии, а сочинения на основе прочитанного — в попытки рассуждения о других и о себе.

Планируемые результаты

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70–80 слов в минуту.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Обучающиеся должны уметь:

– понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

– выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

– работать с толковым словарем;

– использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

– давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

– определять тему и главную мысль произведения;

– соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

– озаглавливать иллюстрации и тексты;

– составлять простой план произведения;

– пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

– выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

– развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

– ставить вопросы к прочитанному;

– самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

Литературоведческая  пропедевтика

Обучающиеся должны уметь:

– выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

– выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

– использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

– накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны:

– уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

– освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

– уметь подготовить творческий пересказ;

– уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

– принимать участие в конкурсах чтецов;

– составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

Учебно-методическое обеспечение.

     1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  1. Учебник:        Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 2 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
  2. DVD-диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»» (диск 1, 2)
  3. DVD-диски с экранизированными произведениями (DVD-фильм).
  4. Портреты писателей и поэтов.
  5. Ресурсы Интернета

          - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

  1. Методический центр:   http://numi.ru/

7. Словари синонимов и антонимов, толковый словарь, орфографический словарь



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тематическое планирование

№ п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата
проведения

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Труд человека кормит, а лень портит

12 часов

Р. Сеф «Лопата».

Е. Карганова «Лекар-ство без рецепта»

1

Формирование навыков сознательного чтения. Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация»

Уметь сознательно и выразительно читать

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;


-способность к самооценке.





Регулятивные:

-способность к волевому усилию;


-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;


-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Познавательные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- строить сообщения в устной форме.


-приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.



Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение.

С.3,выразит. чит., выдел. главн. мысль

2

К. Ушинский

«Как рубашка в поле выросла»

1

Работа над целостным восприятием прочитанного. Развитие воображения

Уметь читать текст по цепочке

С. 10-12,пересказ I части.

3

Е. Благинина  «В ненастные деньки», «Не мешайте мне тру-диться». С. Баруздин «Бревно»

1

Работа с детскими книгами на тему «Книги о трудолюбивых и ленивых детях»

Уметь читать наизусть стихотворение «Не мешайте мне трудиться»

С.13-14, наизусть по выбору.

4

Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха,

дверь закрой!»

1

Обучение осмыслению прочитанного. Развитие умения акцентировать

важные слова текста в процессе чтения

Знать отличие

сказок о животных, волшебных и бытовых

С.16-20,читать; задания 1-4.

5–6

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

Формирование навыков сознательного чтения, обеспечение целостного восприятия текста

Уметь находить главную мысль сказки

С.23-34, выраз. читать, вопр. 1-2.

Пересказ понравившегося эпизода.

7

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

Работа над выразительным чтением, пониманием образного языка произведения

Знать понятие «аллегория»

С.35-36,выучить наизусть.

8

Дж. Р. Киплинг

«Отчего у Верблюда горб»

1

Обучение чтению

по ролям, выбор заданных эпизодов сказки

Уметь составлять картинный план

и выразительно читать сказку

С. 37-42,выразит. читать, рисунок.

9

Африканская сказка «Лентяйка»

1

Обучение видению жанровых особенностей сказки

Уметь понимать идею произведения

С.43-44, пересказ

10

Грузинская сказка «Голубой ковер»

1

Формирование навыков сознательного чтения

Уметь объяснять значение слова «мастер»

С.45-54, чит.;пересказ понр. эпизода

11

Р/К  Г.Фатеев «Есть в мире город…», «Мы играем в светофор».

1

Формирование навыков сознательного чтения, обеспечение целостного восприятия текста

Уметь понимать идею произведения

Нарисовать иллюстрацию.

12

Р/К    А.Е.Екимцев  «За горами, за морями».

1

Обучение целостному восприятию прочитанного

Уметь находить главную мысль стихотворения

Устн. сочинение по данному началу

13

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца

10 ч

Итальянская сказка «Новая юбка».

С. Маршак «Не так»

1

Пополнение словарного запаса учащихся. Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка художественного произведения

Уметь находить

в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать

С.55-56,читать; пересказ.

14

Русская народная сказка «Как мужик

гусей делил»

1

Развитие умений акцентировать текст

в процессе чтения

Уметь давать характеристику героям

Личностные:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

-положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на  поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;



Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


- смысловое чтение как осмысление цели чтения;



-извлечение необходимой информации из  прослушанных текстов различных жанров.

Коммуникативные:

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по сотрудничеству;


-умение слушать собеседника


-умение договариваться, находить общее решение.


- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;



С.60-61,читать; выполнить задан.1-4.

15

Русская народная сказка «Дочь семилетка»

1

Развитие умений

находить главную мысль произведения

Уметь находить

в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника

С.62-66,читать, вопрос 5.

16–

17

Русская народная

сказка «Морской царь

и Василиса Премудрая»

2

Формирование навыков сознательного чтения. Обеспечение целостного восприятия прочитанного. Работа над жанровыми особенности русской народной сказки

Уметь:

– сравнивать два мира – реальный и волшебный, найти границу между ними;

– выделить художественные особенности сказки, ее структуру

С.69-81,читать; составить план.

С.69-81, пересказ.

18

Р/К  С.П.Бойко «Красная Шапочка».

1

Развитие умений акцентировать текст

в процессе чтения

Уметь находить

в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать

Придумать свое окончание сказки.

19

Армянская сказка

«Золотое яблоко»

1

Работа над выделением жанровых особенностей сказки

Уметь понимать главную мысль произведения

С. 82-84, придумать небылицу.


20-21

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»

2

Обучение подробному и краткому пересказу

Уметь составлять план произведения

Стр. 85-95, выразительно читать.

Переск. от лица Мальчика-с-пальчик

22

Р/К  К.Г.Черный «Путешествие в страну Запрещенных улыбок».

1

Развитие умений

находить главную мысль произведения

Уметь находить

в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника

Нарисовать иллюстрацию.

23

Много хватать – свое потерять

4 ч

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1

Развитие умения сравнивать народную сказку и литературную

Уметь сравнивать волшебные сказки

и бытовые, находить главную мысль текста

С. 96-102, читать;задания 2-5.

24

Я. Аким «Жадина». В. Зотов «Бабушкин халат»

1

Определение жанра произведения. Обучение осознанному выразительному чтению, разделению мира добра и зла

Уметь:

– высказывать мнение об отношении автора к своему персонажу;

– составить план произведения

С.103-109; выраз. чтение; задание 3.

25

Дж. Родари «Солнце

и туча»

1

Обучение целостному восприятию прочитанного

Уметь сравнивать жадность и щедрость, объяснять отличие

Подготов. для защиты произведение.

26

Обобщение по разделу  «Много хватать – свое потерять».

1

Работа над выделением жанровых особенностей сказки . Умение  сравнивать народную сказку и литературную

Уметь сравнивать волшебные сказки

и бытовые, находить главную мысль текста

Устн. сочинение по данному началу.

27

Тайное всегда становится явным

(8 ч)

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

Обучение пониманию и прогнозированию мотивов поведения персонажей

Уметь:

– читать по ролям; – формулировать главную мысль произведения

С.111-114,расск. случай из жизни.

28

Н. Носов «Огурцы»

1

Работа над ролевым чтением, передачей настроения героев, прогнозированием мотивов их поведения

Уметь читать по

ролям, передавая голосом настроение героев

С.115-119,пересказ.

29

В. Осеева «Почему?»

1

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

Уметь находить

в тексте фразы, которые говорят о душевном состоянии мальчика

С. 120-125,выразительно  читать.

30-31

Шведская сказка «Принцесса-лгунья»

2

Формирование навыков осознанного чтения. Обучение целостному восприятию прочитанного

Уметь читать по

ролям, передавая голосом характер героев

С.126-136,чит.; нарисов.девушку-звезду

Составить план; пересказ.

32

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Развитие способности сопереживать героям произведения. Формирование речевых умений

Уметь объяснить слова автора: «Мальчик вырастет настоящим человеком»

С.137-144, читать по ролям.

33

Р/К  А.Е.  Екимцев  «Если б слон ногой не топнул».

1

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

Подготов. для защиты произведение.

34

Обобщение по разделу «Тайное всегда становится явным».

1

Развитие навыка анализа произведения. Работа над ролевым чтением, прогнозированием мотивов их поведения

Уметь:

– читать по ролям; – формулировать главную мысль произведения

Устное сочинение по данному началу.

35

«Унылая пора! Очей очарованье»

(7 ч)

К. Бальмонт «Осень». И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Обучение чувственному восприятию

и пониманию настроения поэта. Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении

Уметь голосом, темпом чтения передать «осеннее» настроение поэта

С.146,  выучить наизусть.

36

Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали…»

1

Развитие умения

акцентировать важные слова текста в процессе чтения. Обучение правильной расстановке пауз

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

С.151-154, выразительно читать.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение


-сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке



Регулятивные:

- умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;


-формирование основ оптимистического восприятия мира



-способность к волевому усилию;



-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;


-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий



Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание





алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера;


-установление причинно – следственных связей;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.








Коммуникативные:


-уметь слушать и слышать учителя;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение;


-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;


-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и  противоречия интересов

37

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

Формирование навыков сознательного чтения. Работа над целостным восприятием прочитанного

Уметь:

– составлять вопросы к тексту;

– делить текст

на смысловые части

С.155-159,задания 1-4.

38

А. Пушкин «Осень».

М. Лермонтов «Осень».

А. Толстой «Осень».

1


Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи


Уметь сравнить

и сопоставить стихи разных поэтов об осени, читать их выразительно

С.160-161,наизусть по выбору.

39

Некрасов «Славная осень». А. Майков «Осень»

1

С. 161-162,выразительно читать.

40

Р/К    М.Б.Усов «Баба-птица на Маныче».

1

Формирование навыков сознательного чтения. Работа над целостным восприятием прочитанного

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

Подготовить для защиты произведение.

41

Обобщение по разделу     «Унылая пора! Очей очарованье…».

1

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

Устное сочинение по данному началу.

42

«Ежели вы вежливы…»

(4 ч)

С. Маршак «Урок

вежливости».

И. Пивоварова «Вежливый ослик».

1


Продолжение работы над развитием речи, воображения


Уметь находить строки, ярко проявляющие отношение писателя к персонажу

С. 163-165, выразительное чтение.

43

Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

1

С.166-167,выраз чтение; вопросы 1-2.

44

В. Осеева «Волшебное слово»

1

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произ-ведение, сопереживать ге-роям. Работа над форми-рованием речевых умений

Уметь сравнить персонажей двух последних произведений

С. 168-172, читать по ролям.

45

Обобщение по разделу «Ежели Вы вежливы».

1

Развитие способности полноценно восприни-мать художественное произведение, сопереживать героям.

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

Подготовить вопросы для викторины.

46

Каждый свое получил


20 ч

Эстонская сказка «Каждый свое получил».

1



Работа над глубоким пониманием смысла прочитанного



Уметь сформулировать и понять главную мысль сказки, сравнить ее с названием

С.3-7, подготовить чтение по ролям

47

Латышская

сказка «Два брата»

1

С.7-10, придумать сказку.

48

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро».

1

Обучение работе

с текстом при чтении про себя. Развитие эмоционально-чувственного восприятия


Уметь акцентировать содержание текста в процессе чтения

С.11-13, читать по ролям.

49

Узбекская сказка

«Черепаха и скорпион»

1

С.13-16 ,подгот. к инсценировке сказки.

50

И. Крылов «Чиж и Голубь».

1

Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

Знать отличие басни от других художественных произведений

С.17 ,наизусть.

51

Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»

1

С.19 ,выполнить  задания 1-3.

52

Индийская сказка «Мак»

1

Работа по выявлению жанровых особенностей сказки

Знать о вреде наркотиков

С. 20-27, сост. картинн. план, пересказ

53

Г. Ладонщиков

«В старой сказке».

Русская народная сказка «Баба Яга»

1

Сравнение концовок обеих сказок; ответ на вопрос «Какой урок нам дает сказка?

Уметь сопоставить два произведения


С.30-34 пересказ от лица девочки..

54

Русская народная сказка «Падчерица

и мачехина дочка»

1

Выяснение значения непонятных слов. Ра-

бота над целостным восприятием текста

Уметь сделать вывод о том, что в сказках добро побеждает, а зло наказывается

С.35-38, читать, задания 2-5.

55-56

Б. Заходер «Серая звездочка»

2

Обучение чтению

по ролям, составлению характеристик героев произведения. Нахождение в тексте заданных эпизодов

Уметь:

– читать текст по ролям;

– передавать голосом настроение героя;

– формулировать глав-ную мысль произвед-я

С.39-48, выразительно читать

Пересказ понравившегося эпизода.

57

Р/К   М.В. Усов «Перед дальней дорогой».

1

Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

Уметь находить строки, ярко проявляющие отношение писателя к персонажу

Придумать волшебную сказку.

58

Английская сказка «Хромая Молли»

1

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение

Уметь находить нужные фрагменты текста и комментировать их

С.49-56 ,нарис. и охаракт. героя сказки

59-60

Чешская сказка «Златовласка»

2

Развитие техники

чтения, навыков слу-

шания. Выявление жанровых особенностей сказки

Уметь:

– пересказывать сказку по частям;

– делать выводы

С. 57-70, выразительно читать.

С. 57-70, выполнить  задания 1-2.

61-62

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

2

Обучение анализированию содержания произведения. Развитие умения слушать

Уметь:

– понимать главную мысль прочитанного;

– находить заданные фрагменты сказки

С.71-87, дочитать сказку.

С.87, составить рассказ о Франческо.

63

Л. Чарская «Живая перчатка». Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1


Обучение анализированию, пониманию

образной поэтической речи


Уметь 

-объяснить смысл

непонятных слов и выражений;

- с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение

С.88-96,сост. подробн. план, пересказ.

64

Р/К   А.Е. Екимцев «Край родной». Ю.Мориц « Песенка про сказку»

1

С.97-98 ,выразительно читать.

65

Р/К А. Екимцев « В птичьих столовых» Ю.Мориц «Разгова-ривали вещи».

1

С.99-101, выделить главную мысль.

66

Жизнь дана на добрые дела

5 ч

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

Работа над анализированием текста после чтения про себя

Уметь использовать прием выборочного чтения

С.102-106, расск.от лица 5-й горошины.

67-68

Г.-Х. Андерсен «Ель»

2

Обучение нахождению главной мысли текста, анализированию произведения

Уметь находить главную мысль текста, делать вывод

С. 107-120, читать, сост. кратк. план.

Личностные:

- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями  литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;


- действие нравственно-эстетического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

-отождествление себя с героями произведений, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений.



Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности


Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Коммуникативные:

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

-умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей







С.107-120 ,пересказ эпизода.

69

Е. Пермяк «Некрасивая ёлка»

1

Развитие способности сопереживать героям, прогнозировать содержание текста

Уметь сравнить два произведения, анализировать их

С.120-129,чит., выполн. задания 2-6.

70

Е. Клюев «Сказки простого карандаша»

1

Развитие умения сопоставлять художественные произведения, делать выводы, анализировать

Уметь ориентироваться в произведении, находить нужные фрагменты

С. 130-134, придумать сказку.

71

«Снег летает и сверкает…»


10ч

С. Есенин «Береза».

1

Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе

Уметь читать стихотворение выразительно

С. 135, наизусть

72

И. Никитин «Весело сияет…». А. Пушкин «Зимний вечер»

1

Работа над развитием поэтического слуха, формирование речевых умений, навыков чтения, анализа

Уметь работать

с поэтическим текстом

С.138-140,выразит. читать, рисунок.

73

Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками»

1

Работа над развитием способности полно-ценно воспринимать художественное произведение

Уметь:

– анализировать текст;

– делать выводы, рассуждать

С.141-144,сост.рассказ о главном герое.

74

А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство»

1

Работа над развитием внимания, памяти, умения работать с поэтическим текстом

Уметь:

– анализировать;

– понимать образную поэтическую речь

С. 145-148, выразительно читать.

75

З. Александрова «Снежок». С. Черный

«На коньках»

1

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Уметь выразительно рассказать стихотворение «Снежок»

С.149-152,наизусь по выбору.

76

В. Драгунский «Кот

в сапогах»

1

Работа над развитием умения четко и пра-вильно отвечать на вопросы, совершен-ствованием навыка чтения

Уметь:

– высказывать свое мнение;

– воспроизводить

содержание

С. 153-158, подготовить пересказ.

77

Н. Носов «Бенгальские огни»

1

Работа над развитием воображения, речи, творческих способностей

Уметь передавать различные интонации при чтении

С. 160-177,  пересказ эпизода.

78

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает…». К. Бальмонт «Снежинка».

1

Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений

Уметь находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы

С. 178-179,наизусть, рисунок.

79

С. Есенин «Пороша» «Поет зима-аукает»

1

Продолжение знаком-ства с творчеством С. Есенина, формирова-ние чувства любви к родному языку

Уметь выразительно читать стихотворения С. Есенина

С. 179-181, наизусть по выбору

80

Р/К  А.Е.Екимцев «В царстве шороха лесного».Обобщение по разделу

1

Работа над развитием умения четко и пра-вильно отвечать на вопросы, совершен-ствованием навыка чтения

Уметь:

– высказывать свое мнение;

– воспроизводить

содержание

Устное сочинение по данному началу

81

За доброе дело стой смело

7 ч

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

1

Работа над целостным восприятием текста, развитием навыков слушания, техники чтения, анализа содержания, связной речи

Знать художественные особенности сказок, их структуру и лексику.

Уметь правильно

и осознанно читать

художественные произведения

С. 3-17,читать,задание 2.

82

Н. Артюхова«Трусиха»

Э. Киселева «Мальчик-огонек»

1

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия текста

Уметь формулировать основную мысль текста

С18-21, пересказ по картинному плану

83-84

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

2

Работа над целостным восприятием текста. Обучение анализу содержания произведения

Уметь анализировать содержание, делать выводы, размышлять

С. 22-30,выразительно читать

С. 22-30, сост.  рассказ о главном герое

85

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

С. Баруздин «Страшный клад»

1

Работа над развитием эмоционально-чувст-венного восприятия, совершенствованием навыка чтения

Уметь точно отвечать на поставленные вопросы

С. 30-33,выразит.  читать, вопрос 3.

86

С. Маршак «Рассказ

о неизвестном герое»

1

Работа над совершен-ствованием навыка выразительного чтения поэтических произ-ведений, формирова-нием нравственных качеств

Уметь:

– оценивать поступки людей;

– анализировать свой ответ

С. 34-37, читать выразительно,вопр.2-5

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;

 -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувст (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.









Регулятивные:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

-умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;

-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого










Познавательные:

-установление причинно – следственных связей;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.

-умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации









Коммуникативные:

-умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

-умение  произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.









87

Р/К  Г.К.Баев «Встреча».  Обобщение по разделу.

1

Подготов. для защиты  произведение.

88

Кто родителей почитает, тот вовек

не поги-
бает

18 ч

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»

1

Работа над развитием умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения

Уметь анализировать прочитанное, делать выводы

С.38-39, рассказать  о своей бабушке.

89

Б. Емельянов «Мамины руки»

1

Работа над пополне-ниием словарного запаса, совершенство-ванием навыка чтения

Уметь:

– делать выводы;

– комментировать свой ответ

С.40-42,устн. сочин. «Милая мамочка».

90

Л. Яковлев «Альбом фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки». О. Дриз «Книга»

1

Обучение анализированию стихотворных произведений,

умению делать выводы

Уметь:

– определять главную мысль произведения;

– объяснять свое решение

С.43-45,чит.,устн. сочин. «Моя семья».

91

Г. Фаллада «История про мамину сказку»

1

Работа над развитием способности сопере-живать героям, эмоции-онально откликаться на прочитанное, формиро-ванием речевых умений

Уметь безошибочно, выразительно читать произведение и анализировать его

С. 48-53, читать по ролям.

92

В. Драгунский «...Бы»

1

Обучение определению идеи произведения. Ра-бота над пополнением словарного запаса, совершенствованием навыка чтения

Уметь давать характеристику героям, их поступкам

С.54-57, сочинить смешную историю.

93

Н. Артюхова «Трудный вечер»

1

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям

Знать понятие «чуткий».

Уметь приводить примеры поведения чутких людей

С.58-63, выразит. читать, вопросы 2-4 .

94

М. Зощенко «Золотые слова»

2

Работа над развитием эмоционально-чувст-венного восприятия, речи, совершенство-ванием навыка чтения

Уметь:

– формулировать основную мысль текста;

– выделять художествен-ные особенности сказки

С.64-72,пересказ.

95

Черногорская сказка «Милош находит мать»

1

Работа над формирова-нием нравственных качеств, развитием речи, мышления

Уметь составлять план пересказа

и пользоваться им

С.73-75,сост. картинный план, пересказ

96

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

Ознакомление с нравами и обычаями народа Адыгеи. Работа над развитием навыков чтения, слушания

Уметь придумывать конец художественного произведения

С.76-80, придумать конец сказки.

97-98

Испанская сказка «Птица-Правда»

2

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, умением формулировать основную мысль сказки

Уметь:

– работать с текстом в группах;

– составлять вопросы;

– анализировать отдельные части текста

С.81-90, выразительно читать.

С.91- 101,  выполнить 3 задание.

99-100

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

2

Ознакомление с поня-тием «легенда». Обуче-ние осмысливанию прочитанного. Развитие умения акцентировать текст в процессе чтения

Знать, что такое «легенда», ее отличие от произведений других жанров

С.91- 101,  выполнить 3 задание.

С.122, сост. план, пересказ.

101

Р/К А.Е.Екимцев «Пернатые часы» Л.Петрушевский «Сказка о часах»

1

Работа над развитием эмоционально-чувст-венного восприятия, речи, совершенство-ванием навыка чтения

Уметь:

– формулировать основную мысль текста;

– выделять художествен-ные особенности сказки

Приготовить чтение сказки по ролям

102

Русская народная сказка «Подземные царства»

1

Обучение умению вдумываться в смысло-вое содержание худо-жественного произве-дения, давать характеристики героям

Уметь выражать своими словами главные мысли сказки

С.123-132,выраз. читать, вопросы 4-7.

103

Г. Виеру «Мамин день»

1

Работа над развитием эмоционально-чувст-венного восприятия

Уметь анализировать стихотворный текст, выразительно его читать

С.133,  выучить наизусть

104

Обобщение по разделу «Кто родителей почитает,тот вовек не погибает».

1

Обобщение знаний по разделу. Ответы на вопросы викторины

Уметь:

– работать с текстом в группах;

– составлять вопросы;

– анализировать отдельные части текста

Подготовить для защиты произведение.

105

«Весна идет! Весне дорогу!»

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».

М. Пришвин «Капля и камень»

1

Ознакомление с новым разделом, творчеством Ф. И. Тютчева

Уметь находить

в произведении красочные средства изображения

С.134-135, наизусть.

106

В. Железников «Три ветки мимозы»

1

Воспитание нравст-венных качеств. Работа над совершенствова-нием навыков чтения

Уметь объяснять поступки героев, анализировать их

С.137-140, читать, составить рассказ.

107

И. Северянин «Отче-го?». Г. Новицкая «Подснежник».

 В. Берестов «Мать-и-мачеха»

1



Работа над развитием творческого воображе-ния. Воспитание любви к родной природе. По-полнение словарного запаса

Уметь:

– видеть необычность произведения;

– объяснить, выразительно прочитать

С.141-144,читать; озаглавить

108

Н. Гоголь «Весна».

А. Плещеев «Весна»

1

Знать значение непонятных слов.

Уметь:

– находить образные средства;

– читать стихотворения выразительно

С. 145-147, выразительно читать.

109

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

Работа над развитием способности полноцен-но воспринимать худо-жественное произведе-ние, сопереживать ге-роям, эмоционально от-кликаться на прочитанное

Уметь:

– объяснять непонятные слова в тексте;

– дать характеристику героям, оценить их поступки

С.150-159, составить рассказ о Варе.

110

А. Майков «Ласточка примчалась…».

А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...». А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».

А. Чехов «Весной»

1



Работа над развитием творческого воображения. Воспитание любви к природе. Обучение выразительному чтению

Уметь подготовить словесную иллюстрацию фрагментов текста

С. 160-161, наизусть по выбору.

111

Н. Сладков «Ивовый пир». Я. Аким «Апрель». А. Блок «Вербочки».

1

Знать смысл редко употребляемых слов.

Уметь делать анализ сравнений в тексте

С.164-166,определ.  вид текста (вопр.4).

112

Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха»

1

Создание условий, поз-воляющих детям уви-деть в произведении описание красоты рус-ской природы. Обуче-ние выразительному чтению

Уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами,

с помощью которых оно выражено автором

С. 167-171, выразительно читать, вопр.2

113

Любовь –

волшебная страна

В. Берестов «Вечер.

В мокрых цветах

подоконник»

1

Ознакомление с новым разделом учебника. Обучение выразитель-ному чтению, умению работать с текстом, выделять главное

Уметь понимать настроение автора, свое настроение

при чтении стихотворения

С. 5-7, выразительно читать.

114

Н. Вагнер «Сказка»

3

Работа с текстом, выделение главного. Воспитание нравственных черт характера: сострадание, силу воли

Знать толкование незнакомых слов. Уметь придумать свою концовку

к сказке

Придумать концовку сказки.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение

- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями  литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;


-отождествление себя с героями произведений, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений.



Регулятивные:

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;


-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого характера;

-умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные:

-умение  произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.

-умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать.

115

Братья Гримм

«Рапунцель»

2

Обучение чтению фраг-ментами с обсужде-нием и анализом каждого. Работа над совершенствованием навыков чтения

Уметь:

– формулировать основную мысль произведения;

– высказывать свое мне-ние о поступках героев

С.23-30, дать характерист. гл. героям.

116

Французская сказка «Красавица и чудовище»

2

Знакомство с новой сказкой. Работа

по анализу ее содержания

Уметь:

– выделять смысловые части, анализировать их;

– давать характеристики героям (словесные и художественные)

С.31-41, читать, пересказывать.

117

Г.-Х. Андерсен «Ромашка»

2

Знакомство с содержа-нием сказки. Обучение вдумчивому чтению, осмыслению содержа-ния художественного произведения

Уметь выделять главное и второстепенное в насыщенном информацией тексте и логически его перерабатывать

Пересказ понравившегося эпизода

118

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

1

Выяснение смысла слова «щедрый» на основе прочитанного. Работа над совершенст-вованием навыков чтения

Уметь делать подробную характеристику персонажей, ссылаясь на текст

С. 42-47,сост. картинный план

119-120

Русская народная сказка «Перышко

Финиста – ясна сокола»

2

Ознакомление с русской народной сказкой. Работа над осмыслением содержания. Выявление жанровых особенностей сказки

Уметь:

– выявлять художес-твенные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику;

– отличать сказку

от рассказа

С.53-70 выполнить задание 7 и 9

Пересказ понравившегося эпизода.

121-122

Польская сказка

«Каменный Принц

и Прекрасная Померанца»

2

Выявление жанровых особенностей сказки. Работа над содержа-нием, развитием уме-ния подробно и кратко пересказывать текст сказки

Уметь выделять художественные особенности сказки, характерную лексику

С. 72- 84,выразит. читать, задание2-4.

Выборочный пересказ

123

А. Фет «Облаком

волнистым…».

Я. Полонский «Песня»

1

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

Уметь использовать в речи средства инто-национной вырази-тельности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоритм)

С. 85-87, выразит. читать, задания 3-6.

124

И. Тургенев «Воробей»

1

Обучение анализиро-ванию, пониманию смысла художест-венного произведения. Нахождение главной мысли произведения

Уметь объяснить фразу «…Любовь… сильнее смерти»

С.86, выразительно читать, задание 3

125

Чудесное рядом

Р. Сеф «Чудо».

А. Прокофьев «Люблю березку русскую...»

1

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

Уметь использовать при чтении стихотворений средства интонационной

выразительности

Стр 89-93, выраз. читать

126

К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

Обсуждение: что ново-го и интересного узна-ли из произведения? Совершенствование навыков чтения

Уметь сочинять рассказы о самом себе

С. 94-100, читать, рисунок

127

В. Жуковский «Родного неба милый свет…». С. Маршак «О том, как хороша природа»  Н.Абрамцева «Радуга»

1

Работа с поэтическим произведением над развитием дикции, памяти, воображения

Уметь использовать средства интонационной выразительности

С.101-107,выр. читать,с. 101 – наизусть

128

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

3

Совершенствование навыка чтения. Состав-ление собственных вы-сказываний на основе прочитанного. Обуче-ние составлению плана текста, работе по нему

Уметь:

– составить устный диафильм к тексту;

– пересказывать текст полностью

и по заданным фрагментам

С. 110-114, читать, задание 3

129

О. Дриз «Счастье».

Б. Заходер «Что красивее всего?»

1

Развитие речи, наблюдательности. Обучение выразительному чтению

Уметь использовать в речи средства интонационной выразительности

С.132, выразительно читать, задание 2

130

В. Бианки «Музыкант»

1

Обучение анализиро-ванию текста, состав-лению плана, нахожде-нию главной мысли произведения, умению объяснить свои предположения

Уметь:

– подготовить творческий пересказ текста;

– соотнести иллюстрации учебника

с текстом

С. 132-134, подготов. пересказ по плану

131

Белорусская сказка «Музыка-чародейник»

1

Развитие внимания, речи, воображения. Развитие умения работать с текстом, толковым словарем

Уметь:

– понимать красоту искусства;

– объяснить незнакомые слова

С.135-140,выразит. читать, задания 1-5.

132

И. Пивоварова «Волшебная палочка»

1

Совершенствование навыка чтения, умения пересказывать текст

Уметь использовать в речи средства интонационной выразительности

Составить картинный план

133–

134

Итальянская сказка «Тайна Флорио»

2

Работа над формулированием основной мысли произведения

Уметь:

– самостоятельно работать с заданиями учебника;

– ставить вопросы

к прочитанному

Составить 3 вопроса по содержанию

Пересказ понравившегося эпизода

135

Р/К Сказки  и мифы  народов Северного Кавказа.    

1

Развитие умения четко и правильно отвечать на поставленные вопро-сы. Работа над вырази-тельным чтением

Уметь использовать в речи средства интонационной выразительности

Выборочный пересказ

136

И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Ким «Летучий ковер». Викторина по прочитанным сказкам.

1

Систематизация знаний по разделам курса, основным произведениям

Уметь ориентироваться в многообразии художественных произведений

Читать рассказы о детях.

Согласовано:                                                                                                                                                  Согласовано:

Протокол заседания                                                                                                                                      Зам. директора по УВР

методического объединения                                                                                                                      _________С.П.Сотникова

учителей начальных классов                                                                                                                       15.09.2012 год

от  30.08.2012 г. №1

__________Л.Н.Ливадная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по литературному чтению для обучающихся четвёртого класса общеобразо...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" класс 4 "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствие с требованиями ФГОС начального общег...

Рабочий лист педагога "Урок литературного чтения 3 класс"

Урок литературного чтения с системой вопросов и заданий для 3 класса. Произведение Л.Н.Толстого "Прыжок"...