Мастер класс 2011
материал на тему

Евдокимова Юлия Владимировна

Опыт работы по теме: Мотивация учебной деятельности младших школьников при формировании коммуникативных универсальных учебных действий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_master_klass_2011.doc98.5 КБ
Office presentation icon kopiya_master_klass_prezentatsiya_2011.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс 2011

Опыт работы по теме: Мотивация учебной деятельности младших школьников при формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Оборудование:

Журналы

Ножницы 9 штук

Бумага А-3

Клей

Маркеры  9 штук (синий, красный, зелёный)

Игрушка Ёжик

Лесенка для рефлексии

Магниты

Волшебная палочка для имени существительного, шляпа

Кисточка для имени прилагательного, корона

Линейка и шляпа для глагола

Картинки-открытки с изображением различных предметов, среди них 3 - с ежиками.

Ход занятия:

Перед началом занятия раздаю  картинки с изображением различных предметов.


Действия с группой

Работа с залом

Мультимедиа

- Здравствуйте.

Мое фото

- Коллеги, кто из вас знаком с понятием полураспад?

- Что измеряется с помощью этого понятия?

?

Полураспад – это …

Период полураспада компетентностей – продолжительный отрезок времени с момента окончания ВУЗа до появления новых знаний, компетентность снижается на 50%.

Ежегодное обновление:

5% знаний теории

20%  - технология, техника

С сентября 2011 года первоклассники всех школ России начнут обучаться по новым стандартам. Стандарты второго поколения – общественный договор между семьей, обществом и государством.

Слайд с мальчиком

Задача новой школы – сохранить потребность учиться всю жизнь. Задача учителя – развивать мотивацию учения, помочь овладеть способами УУД.

Задача новой школы

Профессия педагога сложная, но интересная. Она требует постоянного самосовершенствования от учителя. Ему приходится делиться своими знаниями не только с детьми, родителями, но и коллегами.

Тема моего мастер-класса: Формирование мотивации школьников через моделирование учебной ситуации.

Тема мастер-класса: формирование мотивации школьников через моделирование учебной ситуации.

Перед педагогом стоит проблема: как помочь ребенку учиться с удовольствием?

Как помочь ребёнку учиться  с удовольствием?

В стандартах для формирования мотивации и УУД предложен деятельностный подход к обучению, который основывается на учебной ситуации.

Определение учебной  ситуации

Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- формирование у учеников умения контролировать свои действия (как по ходу, так и после их завершения);

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- формирование у учеников умения контролировать свои действия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Примеры построения учебных ситуаций:

- ситуация-проблема (Например, почему слова бег, синева, зелень являются именами существительными?);

- ситуация-оценка;

- ситуация-иллюстрация (Изучается новый материал, дети иллюстрируют его своими примерами: подбирают слова с безударной гласной, разобрали новый тип задач – дети составляют сами подобную и т.д.);

- ситуация-упражнение.

Виды учебных ситуаций:

- ситуация проблема (технология проблемного обучения);

- ситуация-оценка;

- ситуация иллюстрация;

- ситуация-упражнение (текст, таблица, схема, алгоритм, задача)

Моделирование учебного процесса означает:

- определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса (например, формирование навыков устной или письменной речи);

- отбор учебного материала;

- определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);

- прогнозирование возможных действий детей.

Моделирование учебного процесса

- определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;

- отбор учебного материала;

- определение способов организации учебных ситуаций;

- прогнозирование возможных действий детей.

При моделировании учебных ситуаций необходимо учитывать:

- возраст ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

- специфика учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной типами формируемых умений);

- меры сформированности действий ученика (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Требования к учебной ситуации

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка;

- учет специфики учебного предмета;

- учет меры сформированности действий ученика.

Технология учебной ситуации связана с реализацией деятельностного подхода в обучении школьников. Активная и успешная деятельность позволяет повысить эффективность учебного процесса. 90% информации ребенок запоминает, когда говорит и делает одновременно. Учебная ситуация позволяет одновременно формировать социальную и познавательную мотивацию. Ребенок принимает учебную задачу, проживает этот учебный момент, преломляет новый материал в своем сознании, и он становится личностно-значимым для школьника. Знания присваиваются учеником

Что мы запоминаем?

20%

.

.

80%

- Сегодня мне хочется поделиться с вами коллекцией идей: интересными находками, методическими приёмами и формами работы по формированию мотивации через моделирование учебной ситуации.

Другое фото с детьми

Вступление (притча про ёжика)

Я РАССКАЗЫВАЮ

1. Слайд ПУСТОЙ

2. Слайд анимация: ПО ПОРЯДКУ ПО ТЕКСТУ орёл, цветок, ребёнок, мудрец.

3. Ежик: как всё сложно!

- Сегодня мы вместе попробуем разобраться, так ли всё сложно?

Предлагаю нам с вами вместе проверить, действительно ли возможно смоделировать сложный материал доступно и интересно для ребёнка.

Ёжик

Наша задача – помочь ребёнку учиться с удовольствием.

Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием?  

- Мне нужна ваша коллеги, помощь.  Пожалуйста, посмотрите на карточки, которые вы выбрали себе до начала мастер класса. У кого попались карточки с героем ЁЖИКОМ – подойдите, пожалуйста, ко мне. (Выходят 3 человека)

- Первое задание: каждый из вас выбирает из трёх  замечательных картинок одну. Посмотрите на них внимательно и предположите: кто это? Задание понятно?

- Итак, объясните, пожалуйста, кто это? (имя существительное, имя прилагательное и глагол)

- А почему вы так решили?

- Хвалю.

- А теперь те коллеги, в руках которых картинка, подойдите  друг к другу.

- Посмотрите на все картинки вместе. Кто это?

Образы сущ. прил. гл.

- Выводы группы.  (Части речи)

- Хвалю.

- А почему вы так решили?

- Мне эти образы помогают моделировать материал при изучении одной из сложных лингвистических тем курса русского языка – частей речи.

Части речи (домики)

- Почему я выбрала такие образы? Имя существительное – самая старая часть речи. Эти слова ребёнок произносит первыми, они – «отцы», основатели рода других слов. Волшебная палочка у него в руках может превращать Имя существительное  в любой предмет.

Имя прилагательное – фея, которая  своей кисточкой любой предмет раскрасит и сделает каким-то.

Глагол – совершает множество действий.

 Образы сущ. прил. гл.  (анимация)

- А сейчас предлагаю вам выступить в роли  Частей речи и поработать с коллегами.

- Подойдите, пожалуйста, к столу и выберете себе подходящий для вашей роли реквизит.

- Имя существительное, подойдите  к коллегам за партами, дотрагивайтесь своей палочкой и задавайте вопросы КТО? или ЧТО?  А участники будут ОРИГИНАЛЬНО отвечать Вам (3-5 чел.).

Так же работают имя прилагательное и глагол.

- Спасибо.

Сущ. Предмет кто? Что?

Прил. признак какой? Какая? какое? Какие?

Глагол действие Что делает? Что сделает?

- Выходите перед коллегами, вставайте рядом, три части речи.

Достаю ЁЖИКА. Подхожу с ней к Имени Существительному и спрашиваю: кто это? Ваша задача – сказать слово своей части речи. Какие ещё имена существительные можно подобрать? (Можно обратиться к коллегам.)

Так же с прилагательным и глаголом.

- Хвалю.

- Подумайте, кто из вас может составить  пару?

(сущ. и прил., сущ. и гл.)

Подношу игрушку. Пара отвечает: ёжик маленький, маленький ежик.  

Ёжик бежит. Бежит ёжик. (Предложение.)

- Соединитесь в тройку. (Маленький ёжик бежит). 

Составьте интересное предложение.

Сущ. + прил.

Сущ. +глагол

ёжик маленький

 маленький ежик 

Ёжик бежит.

Бежит ёжик. Предложение. Маленький ёжик бежит.

- А теперь наберите себе в команду 2 человек для следующей работы.

Право выбора - комфортные условия для деятельности.

- Каждой команде предлагается создать коллаж на тему «Хорошее настроение». Задание понятно? На это даётся  5 минут.

Ребёнок, работая в технике коллажа, сталкивается с проблемой выбора из огромного количества информации. При этом самостоятельно находит нужное изображение, быстро перемещает на рабочую поверхность. Общаясь во время работы со сверстниками, ребёнок оказывается в ситуации учебного сотрудничества. Различные формы коллективной деятельности на уроке играют значительную роль в становлении мотивации. Использование данных форм обучения втягивает в активную деятельность всех учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые совместно выполняют задания, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе может подвергнуться осуждению со стороны товарищей, чьим мнением, как правило, дорожит. Находясь в тесном общении, ребенок наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

Мотивация ребенка напрямую связана с результатами учебы: как правило, хочется делать то, что нравится и получается,  а то, что не нравится и не получается, делать не хочется. Поэтому важно, чтобы учебный материал не был слишком сложным, но и не слишком легким – и в том, и в другом случае ребенок теряет интерес к учебе.

Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.

Создание на уроке ситуации успеха является основой для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Под влиянием успехов и неуспехов формируется и уровень притязаний. Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Поэтому важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы.

Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Чтобы дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление является моделирование учебно-проблемных ситуаций.

Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемные ситуации способствуют поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

Работу по подведению итогов необходимо организовывать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

ПОКАЗЫВАЮ образцы коллажей

Коллаж

Темы коллажей: Улыбка

Хорошее настроение

Что такое радость

Мои друзья

Мой мир

Моя семья

И т.д.

- Покажите ваши коллажи. Защитите их: почему вы выбрали именно эти картинки?

- Обменяйтесь вашим хорошим настроением с коллегами. Улыбнитесь, поблагодарите.

- Выбирайте, пожалуйста,  маркер (выбирают).

- Подпишите картинки коллажа соответствующим словом. Задание понятно? (соответствующие части речи)

Данные приемы позволяют активно использовать преобладающий вид мышления и памяти младших школьников, предоставляют большие возможности для дальнейшего развития наглядно-образного мышления. На основе развития наглядно-образного формируется словесно-логическое мышление. 

- Защита.

- Спасибо.

- Подарите свое хорошее настроение коллегам.

- Предлагаю вам провести маленькое научное исследование. Каждой группе предлагается небольшой текст. Найдите и посчитайте количество слов своей частей речи. Вам – существительных, второй группе – прилагательных, и третьей  – глаголов. Но сначала ваши предположения: как вы думаете, слов какой части речи в тексте больше?

Учебное исследование

Проблема

Гипотеза

Проверка гипотезы

Результат, вывод

- У вас есть возможность  проверить гипотезу на собственном опыте. (Считают.) А зал в это время поддержит участников.

- Подтвердилась или нет ваша гипотеза?

- Сделайте вывод. (В речи больше используются существительные.)

ТЕКСТ

Рефлексия.

- Коллеги, актуальна ли эта тема для вас лично? Для вашей профессиональной деятельности? Чем?

Вывешивается лесенка.

На лесенке настроений разместите магниты.

Подсолнухи

- Сегодня мы вместе разбирались, действительно ли возможно объяснить сложный материал интересно и доступно для ребёнка.

Ёжик

- Мы ставили задачу – как помочь ребёнку учиться с удовольствием?

Анимация (с ёжиком).

Как помочь ребёнку учиться  с удовольствием?

В работе я опираюсь на психологические и физиологические особенности младших школьников. Побуждаю детей к познавательной самостоятельности, повышаю их интерес к предмету. Это является важнейшим условием успеха и эмоционального благополучия. А это – важная составляющая при формировании УУД.

Деятельностный подход позволяет в игре, творческих заданиях донести до детей младшего школьного возраста сложные научные понятия. Учиться с удовольствием – вот вершина школьного Олимпа, к которой мы идем с учеников.

фото


Жил-был маленький любознательный ёжик, и захотел он однажды узнать, что такое вода. Он с утра пошел на поиски ответа на этот вопрос. И встретился ежику орел, сидящий на огромном валуне.

- Скажи, пожалуйста, орел, что такое вода?

- О, вода – это нечто,  - ответил орел, - она рождается в облаках, под которыми я летаю, она омывает мои крылья от пыли, но иногда вода с такой силой падает вниз, что я боюсь, что она повредит мои крылья и я рухну на землю!

«У-у-у», - подумал ёжик и отправился дальше.

У дороги рос цветок, и ежик обратился к нему:

- Цветок, скажи, пожалуйста, что такое вода?

- Вода,  - ответил цветок, - это сладостные капельки росы, что рождаются на моих листьях каждое утро за несколько мгновений до восхода солнца. Ничего более изящного я не видел.

«Хм…» - подумал ёжик и отправился дальше.

Ребёнок, встретившийся ёжику на дороге, сказал, что вода – это речка, в которой приятно купаться в летний зной.

Наконец ёжик пришел к мудрецу.

- Мудрец, - обратился ёжик к нему, - что такое вода? Орел сказал, что это нечто, рождающееся в облаках, цветок сказал, что это капельки росы на его листьях, а ребёнок говорил о речке.

- Все верно, - сказал мудрец и улыбнулся. – А еще вода – это два атома водорода и один кислорода.

И мудрец написал на песке палочкой формулу Н2О.

«Как всё сложно!» - подумал ёжик и пошел домой пить чай.


        Современные образовательные технологии

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):

- игровые;

- проблемное обучение;

- поисковые;

- исследовательские;

- проектные;

- творческие;

- продуктивные,

- интерактивные (межличностные коммуникации);

- технологии формирования субъектной активности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евдокимова Юлия Владимировна учитель начальных классов МОУ «СОШ №7» Южноуральск

Слайд 2

Полураспад Время, в течение которого распадается половина атомов радиоактивного вещества. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998

Слайд 3

Ежегодное обновление в мире: 5% - теоретические знания; 20% - технология, техника

Слайд 4

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Слайд 5

Задача «новой школы» Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире . Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. «Наша новая школа»

Слайд 6

Тема мастер-класса: «Формирование мотивации школьников через моделирование учебной ситуации»

Слайд 7

Как помочь ребёнку учиться с удовольствием?

Слайд 8

Учебная ситуация - особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют, переформулируют или предлагают свое описание, при этом запоминают.

Слайд 9

Создание учебной ситуации предполагает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; формирование у учеников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Слайд 10

Виды учебных ситуаций: ситуация - проблема (технология проблемного обучения); ситуация - оценка; ситуация - иллюстрация; ситуация - упражнение (текст, таблица, схема, алгоритм, задача)

Слайд 11

Моделирование учебной ситуации - определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса; - отбор учебного материала; - определение способов организации учебных ситуаций; - прогнозирование возможных действий детей.

Слайд 12

Требования к созданию учебной ситуации учет возрастных и физиологических особенностей ребенка; учет специфики учебного предмета; учет уровня сформированности действий ученика.

Слайд 13

Что мы запоминаем? 10 % - того, что читаем; 20 % - того, что слышим; 30 % - того, что видим; 50 % - того, что слышим и видим; 70 % - того, что говорим; 90 % - того, что говорим и делаем. Гордон Драйнер, Джанет Вос «Революция в обучении», 2004 г.

Слайд 17

Как всё сложно!

Слайд 18

Как помочь ребёнку учиться с удовольствием?

Слайд 22

сущ. – предмет кто? что? прил. – признак предмета какой? какая? какое? какие? гл. – действие предмета что делает? что сделает?

Слайд 23

сущ. - прил. Ёжик маленький. маленький ежик сущ. - гл. Ёжик бежит. Бежит ёжик.

Слайд 24

Право выбора - комфортные условия для деятельности.

Слайд 25

Возможные темы коллажей: Хорошее настроение. Что такое радость? Мои друзья. Моя семья. Мой мир. Улыбка.

Слайд 26

Этапы формирования мотивации на уроке. Актуализация исходной мотивации: усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, непроизвольные мотивы удивления и любознательности. Подкрепление и усиление возникшей мотивации: вызывать интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставить (познавательные мотивы), привлечь к разным способам сотрудничества (социальные мотивы). Рефлексия деятельности: приобрести положительный личный опыт и осознать потребность в дальнейшем учении.

Слайд 27

От ситуации успеха на уроке - к успеху в жизни !

Слайд 28

Проблемные ситуации. Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. Питер Клайн

Слайд 30

Учебное исследование: Проблема Гипотеза Проверка гипотезы Результат, вывод

Слайд 31

От доллара к пяти центам… Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Они собирались на лужайке, бегали и шумели, чем сильно нарушали его спокойствие. Просьбы и уговоры играть подальше не помогали. И тогда он вышел к детям и сказал: «Вы замечательно сегодня бегали, резвились и кричали – за это каждый из вас получит по 1 доллару». Дети были довольны. Мало того, что им нравилась игра, они еще и заработали деньги. На другой день хозяин дома вышел к шумным ребятам и сказал: «Мои обстоятельства изменились, и сегодня я могу вам дать лишь по 50 центов». Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал: «Приходите завтра, я вам дам по 5 центов», на что недовольные дети ответили: «Вот еще! Будем тут бегать и кричать за 5 центов!». Так этот пожилой человек избавился от громкого шума под своими окнами.

Слайд 33

Как помочь ребёнку учиться с удовольствием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимиадные задания по русскому языку для 3 классов.2011 год

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 классов, районный тур. Материал содержит критерии оценивания и правильные ответы....

Олимиадные задания по русскому языку для 4 классов 2011 год

Олимпиадные задания для учащихся 4 классов по русскому языку, районный тур. Разработка содержит правильные ответы и критерии оценивания....

Рабочая прграмма 1 класс 2011 год

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУначальное общее образование1 класссрок реализации программы 1 годРабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по ок...

1-3 класс 2011-2012 уч.г

школа.  я  и  мои  дети...

1-3 класс 2011-2012 уч.г

школа.  я  и  мои  дети...

наш 2 класс 2011-2012 уч год

Небольшая презентация воспитательных дел класса...