Организация проектной деятельности младших школьников
статья (3 класс) на тему

Чувакорзин Владимир Анатольевич

В данной статье рассказывается о видах проектной деятельности.  Дается классификация проектов по времени выполнения, по организации работы учащихся. Приводятся примеры проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности младших школьников        от А до Я.

Слайд1.

   Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

  Понятие  «проектная деятельность» прочно вошло в образовательный процесс.

Актуальность технологии проектного обучения  особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.                                                                                                                        

Слайд2.

Целевые ориентации: 

  Создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных     источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и   практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Слайд 3.

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;
  •  Созданы    необходимые    условия для успешного   выполнения проектов;
  • Обеспечено руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия.                                                                                                                                    В том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Слайд4.

Проекты могут быть различными по содержанию:

  • монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
  • межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
  • надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

Слайд5.

По уровню усвоения учебного материала выделяют:

  • текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
  • итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

Слайд6.

Типы проектов по доминирующему в проекте методу:

  • Исследовательские.
  • Информационные.
  • Творческие.
  • Игровые.
  • Практические.

Слайд7.

По формам организации:

  • индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
  • групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

Слайд8.

По срокам выполнения:

  • краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
  • среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
  • долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).

Слайд9.

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:

  • практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
  • педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Слайд10.

Основные требования к использованию метода проектов в начальной школе:

  •  наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения;
  •   практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта;
  •   возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта;
  • возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Слайд11.

Возможные результаты проектной деятельности:

  • атрибуты несуществующего государства;
  • бизнес-план;
  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета;
  • журнал;
  • законопроект;
  • праздник — статья;
  • сценарий;
  • учебное пособие;
  • чертеж;

.

«Подводные камни» проектного метода:

  • всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс;
  • главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат;
  • при организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

С первого класса я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. В первом классе на уроках включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.  Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира.

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.  Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах.  Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление.  Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.

* Этапы проекта

- выбираем тему:

- планируем работу;

-находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;

-собираем из этих источников нужную информацию;

-оформляем проект.

* Оформление проекта

-На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения, данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

-На второй странице содержание или оглавление проекта.

-Третья страница описывается суть проекта (введение, описание работы на каждом этапе, вывод, приложения).  

Слайд12.

Очевидные изменения школьников.  

  •   возрос интерес школьников к учебной деятельности;
  •  повысилась продуктивность урока;
  •  школьники отвечают на поставленный вопрос;
  •  учащиеся проявляют творческий интерес к учебному процессу;
  •  адекватно анализируют и оценивают свою учебную деятельность;

Слайд13. 

Проект в 3 классе.

Ко Дню Победы. «Чтобы помнили».

 -В январе  месяце, после Дня снятия Блокады предлагаю тему проекта «Чтобы помнили». Планируем работу:

- Выпуск отрывного календаря обратного отсчета «До дня Победы осталось…»

- Чтение книг о войне (январь, февраль, март).

- Намечаем поездки по местам боевой славы ( Пулковские высоты, Диорама «Прорыв Блокады», Памятники воинам в Красном селе, Дзот Типанова).

- Сбор материала в семьях (февраль, март, апрель). Оформление страничек книги.

- Разучивание песен военных лет.

- Конкурс рисунков (апрель).

- Большой концерт с участием детей и родителей.

- Участие в районном конкурсе военной песни.

Результат работы большой концерт. Победа в районном конкурсе. Выпуск книги «Чтобы помнили…».

* Прикладываю к работе оформленные проекты на печатной основе:

1.Природные зоны России. 4 класс.

2.Дню Победы посвящается. Книга Е. Ильиной «Четвертая высота». 4 класс.

3.Историческое путешествие из Петербурга в Петербург. Петропавловская крепость. 3 класс.

4.Моя мама самая… 1 класс.

5.Моя семья. Генеалогическое дерево.

Слайд14.

Практическая работа мастер-класса.

Самое сложное в любой работе это заложить надежный  фундамент. В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей. В первый год учебы я уделяю большое значение семье и в частности маме. Поэтому первый проект посвящен «Дню матери».  

Это монопредметный, долгосрочный, текущий, творческий, индивидуальный  проект. Результатом которого, явилась выставка рисунков «Моя мама». И рассуждение на тему «Моя мама самая….».

Следующий проект  в 1 классе «Моя семья», проходит в рамках недели начальной школы .

-Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.

Вам предлагается продукт проекта: генеалогическое дерево ученика , рисунок ученика «Моя семья» , шапка оформления проекта, теоретический материал. Ваша задача оформить проект «Моя семья» с опорой на теоретический раздаточный  материал.

Играет музыка, работа в группах.

Рефлексия

-Закончить нашу работу я  хотела  бы, используя метод «Незаконченные предложения »:

  • «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
  •  «Для меня было новым…»
  • «В результате проведенной работы я испытываю …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....