Программа по краеведческому курсу "Наш край" 1-4 классы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа  по краеведческому курсу «Наш край» призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у молодёжи любовь к родному селу, краю Отечеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nash_kray.rar56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по краеведческому курсу

«Наш край»

1 – 4 классы

Автор-составитель:

 учитель высшей категории

муниципальной Кукаринской ООШ

Забываева Елена Августовна.

Пояснительная записка

Программа  по краеведческому курсу «Наш край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа  по краеведческому курсу «Наш край» призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у молодёжи любовь к родному селу, краю Отечеству.

Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры. Знакомство с современностью, вопросами социально-политической и правовой жизни края способствует решению задач гражданского и правого воспитания.

Изучение этого учебного предмета на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ивановского края.

2. Становление гражданской позиции на основе воспитания правовой грамотности, нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и здоровье.

Реализация этих целей направлена на освоение учащимися ключевых компетенций.

Приоритетом данного курса является формирование целостного представления об Ивановском крае и его специфике.

Уровень усвоения знаний в значительной мере предопределяет успешность целевой ориентации учащихся в рамках родного края.

Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположению края на карте и его географических особенностей относительно России.

Программа включает доступный ребенку младшего школьного возраста материал.

Этот курс решает следующие задачи:

Обучающие задачи:

1. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

2. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

3.Формирование толерантности и толерантного поведения.

Развивающие задачи:

1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, конкурсы.

2. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно- ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

Воспитательные задачи:

1. Укрепление семейных связей, а именно:

- заинтересованность содержанием предмета не только учащимися, но и родителями;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

- общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы;

- городской среды, памятников истории и культуры;

- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье)

2. Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание программы отражает системно-деятельностный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно- обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Краеведение в начальной школе вводится с целью формирования у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует формированию креативных способностей учащихся, развитию гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям.

В результате изучения курса по краеведению «Наш край» учащийся должен овладеть:

1. Познавательной компетенцией (знать названия городов Ивановского края, связанных с историческими событиями края; называть основные водоемы края; называть охраняемые территории края; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу Ивановского края; называть полезные ископаемые, встречающиеся на территории края).

2. Информационно-коммуникативной компетенцией (приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории края; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного города, села и профессиями, распространенными на этой территории; уметь подбирать дополнительную информацию о природе родного края).

3. Рефлексивной компетенцией (выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения; осознать место своей малой Родины в крае, России).

Чтобы заинтересовать ребенка уроки нужно проводить в разной форме: на природе, в музеях, в различных учреждениях.

Содержание  программы  в 1 и 2 классах включает в себя десять разделов: «Природа нашего края», «Моя малая Родина», «Я и моя семья», «Мой дом, моя улица», «Наша школа», «Что даёт наш край стране», «Традиции, обряды, ритуалы земли родной», «Наш край богат талантами», «Наш край в годы ВОВ», «Экскурсии и походы по своему краю». Программа в 3 и 4 классах включает следующие десять разделов: «Природа нашего края», «Моя малая Родина», «Я и моя семья», «Наш районный центр – Лежнево», «Традиции, обряды, ритуалы земли родной»,  «Наш край богат талантами»,  «Наш областной центр – Иваново»,  «Наш страна – Россия», «Наш край в годы ВОВ», «Экскурсии и походы по своему краю». Некоторые разделы повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческие музеи, культурные учреждения, предприятия, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Особенностью предмета является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.

Программа рассчитана на обучение без отметок. Для объективного и систематического оценивания учебных достижений проводятся диагностические работы в виде тестов, разработанных на основе программных требований.

Результаты тестирования фиксируются в тетради индивидуальных достижений учащихся.

Место курса во внеурочной деятельности

 На изучение курса по краеведению «Наш край» в каждом классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 135ч: 1 класс —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Освоение краеведческого курса «Наш край» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой край, Родину, российский народ, историю своего края и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение краеведческого курса «Наш край» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием краеведческого курса «Наш край».

При изучении краеведческого курса «Наш край» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли родного края в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, встречи.

Дидактические материалы: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы.

Организационное сопровождение образовательной программы: помещение, Интернет, книги, газеты, транспорт для экскурсий.

Список литературы для учителя.

  1. Антонов И.»По земле Ивановской» Прошлое и настоящее Ивановской области, изд. «Новая газета», 2005г.
  2. Маханева М.Д., Князев О.Л. «Приобщение младших школьников к краеведению и истории России», Методическое пособие М.:АРКТИ, 2004г.

Список литературы для учащихся.

  1. Бачев И.И. Моя малая родина: Очерки истории Лежневского района Ивановской области. Иваново, 2001г.
  2. Бвчев И.И. Край моих отцов. Иваново, 2008г.
  3. «Нет краше Лежнева нашего». Сборник стихов лежневских поэтов. Изд. МИК, Иваново 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»

Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.

Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы....

Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".

Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...

Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса

Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Рабочая программа кружка "Краеведческий"

Программа имеет краеведческуб направленность. Целью программы является привитие интереса к истории родного края....

материал для атестации по программе туристско-краеведческой направленности "Азбука туризма"

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, руководителям кружков туристско-краеведческой направленности...