Выступление на районном семинаре "Интерактивные технологии в начальной школе"
презентация к уроку на тему

Заляева Рамзия Ильдаровна

Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ostalnoe.docx24.8 КБ
Файл interak_tehnologii.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Интерактивные технологии на уроках в начальной школе……………..2

3. Заключение…………………………………………………………………5

4. Список использованной литературы……………………………………...6

.

1.Введение

Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

2. Интерактивные технологии на уроках в начальной школе

Технология интерактивного обучения - это такая организация процесса обучения, котораяоснована на активном взаимодействии всехего участников.

Существует несколько классификаций приемов  данной технологии.Я определила для себя распределение по форме  организацииобучения: индивидуальные («Микрофон»), групповые («Мозаика», «Ледокол», «Мозговой штурм», «Дерево знаний») и фронтальные («Карусель»).

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков по технологии интерактивного обучения - дело непростое, но интересное. Хочу рассказать о технологиях, которые я  применяю на определенных этапах урока.

На организационном этапе можно использовать прием «Ледокол». Цель: «разбить» плохое настроение, «расчистить» путь доброй мысли, хорошему расположению духа.

Например,в ходе орг.момента учитель говорит: "Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится!" В 1 классе мы просто передаем улыбки по цепочке. Или после сообщения темы урока можно предложить детям повернуться друг к другу и рассказать своему собеседнику о своих ожиданиях, сомнениях, которые они испытывают перед изучением данной темы. При этом мнения детей не оцениваются и не критикуются.

На следующем этапе - этапе постановке цели и задач урока я предлагаю использовать  прием «Аквариум».Приемзаключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например, на уроках развития речи (русского языка)нескольким детям в парах предлагается разыграть различные речевые ситуации перед классом. Остальные учащиеся наблюдают, анализируют и самостоятельно выводят тему и  цели  урока.

Очень нравится детям такой вид работы, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо -это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики, которые через каждые 30 секунд меняются. Этот прием можно использовать на этапе повторения изученного материала. Если позволяет учебный кабинет, то это можно сделать сидя за партами, где дети, сидящие на первом варианте, остаются  на местах, а дети, сидящие на втором,  передвигаются. Таким образом,  получается «эскалатор» - второе название данной технологии. Так можно повторить таблицу умножения, падежи, географические названия. Желательно для детей помладше подготовить шпаргалки, т.е. листок с ответами.

На этапе внедрения новых знаний можно использовать технологии «Мозговой штурм», «Мозаика», «Дерево решений».  

«Дерево решений» - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Я использовала эту работу на уроке окружающего мира в 4 классе, когда мы искали способы решения экологических проблем Нижегородской области.

Технология «Мозаика» требует от учителя дополнительной подготовки.

Учебный материал для такого урока готовится заранее и разбивается учителем на несколько смысловых частей. Например, при изучении темы "Зоны степей" в 4 классе текст разбивается на 6 частей: "Географическое положение", "Условия неживой природы", "Особенности растительного мира", "Особенности животного мира", "Деятельность человека в зоне степей", "Экологические проблемы и охрана природы".

 В зависимости от количества смысловых частей определяется количество учащихся в малой группе. Каждый член группы читает свою  1/6 часть материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим. Работа длится в течение 10-15 мин. Затем эксперты кратко пересказывают материал другим членам группы. Учителю необходимо подготовить памятки, схемы, таблицы  для учащихся. Таким образом, учебная задача урока решена, дети приобрели самостоятельный опыт добывания знаний, развили навыки чтения, говорения. Учитель создает ситуацию успеха для всех учащихся класса. Комфортно чувствует себя и  ученик, неуверенный в своих силах.

        «Незаконченное предложение» - прием используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, т.е. на завершающем этапеурока. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Технология интерактивного обучения включает множество приемов, но не все из них приемлемы в начальной школе. Также надо учитывать уровень подготовленности детей в классе, их возраст. Например, я столкнулась с такими трудностями, как невысокий уровень развития речи учащихся, их коммуникативных навыков и умений, что стало дополнительным стимулом внедрения  интерактивных технологий в процесс обучения, а современные технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбуки) служат дополнительным инструментам в формировании познавательной активности.

3. Заключение

Интерактивные технологии  позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, формируют коммуникативную, личностную, социальную компетенции. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Технология интерактивного обучения является здоровьесберегающей,поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует интерактивные технологии.

4. Список использованной литературы

1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245.

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.

3.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 2007г. с.162.

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

7. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. с.35-40.

8.Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 2005г. №1 с.12.

9. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.с.97-102.

10. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. с.312-315.

11.Режим электронного ресурса http://mirrosta.ru

12. Режим электронного ресурса http://psymania.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение интерактивных технологий на уроках в начальной школе Заляева Рамзия Ильдаровна учитель начальных классов МБОУ «Школа №4» г.Богородск 2015

Слайд 2

Технология интерактивного обучения - эта такая организация процесса обучения, которая основана на активном взаимодействии всех его участников.

Слайд 3

Приёмы технологии интерактивного обучения индивидуальные групповые фронтальные «Микрофон» «Незаконченное предложение» «Блиц-опрос» «Мозаика» «Ледокол» «Дерево знаний» «Ковер идей» «Выбери позицию» «Пустое кресло» « Карусель» «Эскалатор» «Мозговой штурм»

Слайд 4

Этап урока Цель Приём 1 этап – Организационный Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучаемой теме «Ледокол»

Слайд 5

Этап урока Цель Приём 2 этап – Постановка цели задач урока Обеспечить понимание учащимися их деятельности «Аквариум»

Слайд 6

Этап урока Цель Приём 3 этап – Повторение изученного ранее Подготовить к изучению нового материала «Карусель» «Эскалатор»

Слайд 7

Этап урока Цель Приём 4 этап – Внедрение новых знаний Изучить новую информацию, практически усвоить материал «Мозаика» «Дерево решений»

Слайд 8

Этап урока Цель Приём 5 этап – Подведение итогов Обсудить изученное «Незаконченное предложение» «Свеча» «Клубок»

Слайд 9

Этап урока Цель Приём 1 этап – Организационный Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучаемой теме «Ледокол» 2 этап – Постановка цели задач урока Обеспечить понимание учащимися их деятельности «Аквариум» 3 этап – Повторение изученного ранее Подготовить к изучению нового материала «Карусель» «Эскалатор» 4 этап – Внедрение новых знаний Изучить новую информацию, практически усвоить материал «Мозаика» «Дерево решений» 5 этап – Подведение итогов Обсудить изученное «Незаконченное предложение» «Свеча» «Клубок»

Слайд 10

Творческих успехов! Технология интерактивного обучения: Доступность, яркость, наглядность Комфортные условия обучения Ситуация успеха Здоровьесберегающая технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление на ШМО "Игровые технологии в начальной школе"

Текст данного выступления подойдет педадогам начальной школы, работающим с темой "Образовательные технологии"...

Выступление на районном семинаре «Преемственность ДОУ – начальная школа в рамках внедрения ФГТ и ФГОС»

Выступление на  районном семинаре «Преемственность ДОУ – начальная школа в рамках внедрения ФГТ и ФГОС»В.В.Ворошилова       Современная ситуац...