Главные вкладки

    Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
    материал по теме

    Дремина Татьяна Владиленовна

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности

    Три этапа технологии:

    1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)

    2. Работа с текстом во время чтения (диалог с автором, комментированное чтение и др.)

    3.Работа с текстом после чтения(формулирование основного смыслового вопроса, работа с заглавием, иллюстрацией, беседа об авторе, выполнение творческих заданий и др.)

    Литературное чтение предполагает:

    1)опору на литературоведение (круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне  осваивают дети через рабочие тетради)

    2)ведение литературного произведения в литературно-исторический контекст ( сведения о писателе, работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради,, путешествие в историю детской литературы , систематизация ранее прочитанного,

    3) установление связей с жизненным опытом ребёнка

    4)анализ литературного произведения

    Анализ текста:

    Цель: читательское освоение литературного произведения.

    Основная задача учителя: увидеть в тексте автора, то есть увидеть в тексте автора : «вычитать» его отношение к героям, к ситуации.

    Эта задача реализуетсяв ходе «медленного» ( вдумчивого, изучающего, аналитического) чтения.

    Приёмы работы над текстом:

    1)      Выделение ключевых слов

    2)      Беседа

    3)      Составление плана

    4)      Построение структурной модели текста

    5)      Наблюдение над системой образов (3-4 кл)

    6)      Комментированное чтение

    7)      Диалог с автором через текст

    и другие.

    Первые 5 – известны. Стоит остановиться на двух последних, как на недостаточно освоенных современной школой. Технология формирования типа правильной читательской деятельности  предполагает использование этих двух приёмов как основных.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Комментированное чтение

    ·         читают дети, комментирует учитель

    ·         интересные высказывания детей не должны оставаться без внимания! Даже если расходятся с мнением учителя

    ·         комментарий должен быть кратким и динамичным ( НЕ развёрнутые ответы, НЕ беседа)

    ·         прерывание текста там, где это необходимо, а не там, где закончилась часть, абзац

    Способы прерывания текста:

    o   Рефрен( повтор за ребёнком)

    o   Использование воображения ( представьте..)

    o   Вопрос, как в беседе ( Догадались, почему? Как же это?)

    o   Чувство меры ( не каждый текст требует подробного комментированного)

     

    Диалог с автором. Это  приёмработы с текстом во время его чтения.

    Умение вести диалог с автором формируется в процессе первичного чтения или перечитывания (это зависит от особенностей текста)

    Последовательность действий:

    1.         Научить видеть в тексте вопросы прямые и скрытые

        Скрытый:…мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…( а что там     может быть?)

       Прямой:…я нашёл орех…Как же он туда попал?

           2.       Включать творческое воображение учащихся(прогнозировать что случится дальше, чем всё кончится)

           3.       Помочь учащимся самостоятельно вести разговор с автором с помощь. «сигнальных маячков» ( В- задай вопрос, О – ответь на этот вопрос, П – проверь правильность ответа именно в этом месте текста,  З – включи воображение, загляни в волшебное зеркало)

    Авторы учебника по литературному чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевы ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1, 2 и 3 класса.

     

     

    Третий этап работы с текстом. Творческие задания.

    Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность выполнения.

    В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы. Можно условно разделить творческие задания , опираясь на эти четыре сферы читательской деятельности.

    Осмысление содержания- самая развитая сфера ребёнка

    Реакция на художественную форму-как правило у детей отсутствует

    Эмоциональная сфера – хорошо развита

    Сфера воображения – чрезвычайно развита и важна

    -рассказ о герое, событии

    -выборочный и краткий пересказ

    -составление плана

    -др.

    -подробный пересказ

    -наблюдение над языком, художественными особенностями текста

    -выразительное чтение

    -оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом

    -др.

    -составление диафильма, сценария

    -творческий пересказ-

    -Иллюстрирование

    -чтение по ролям

    -инсценирование

    -др.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentaciya_k_seminaru._dremina_aprel.ppt1.23 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

    В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

    Использование современных технологий в начальной школе

    В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

    Современные технологии в начальной школе.

    Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества....

    Использование современных технологий в начальной школе

    Моделирование уроков в различных технологиях- дело не простое ,но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулироват...

    Выступление на педсовете. "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".

    Материал содержит конспект выступления и видеопрезентацию....

    Выступление на районном семинаре "Интерактивные технологии в начальной школе"

    Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические ...

    Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

    В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...